Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Эссе студентов по курсу «Общая психология» (отделение 2-го высшего образования, Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 12 091
  •  
    • 0

Эссе студентов по курсу «Общая психология» (отделение 2-го высшего образования, Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)



Сергей Мантров


Феномен личностного роста: «Стать как все»?


Сергей Мантров рассказывает вполне типичную историю, и с выводами, которые он делает, вероятно, согласится большинство психологов. Однако те, кто пользуется психологическими услугами, прочитав ее, смогут существенно расширить свои представления о том, что обозначается модным ныне термином "личностный рост". А этой порой бывает совершенно необходимо – прежде всего для них.


Владимир Кудрявцев


Когда речь заходит о личностном росте в глазах обывателя, то на ум «среднестатистическому» человеку приходят мысли о том, что это нечто связанное с обучением. Задавая вопрос знакомым и друзьям о личностном росте, я слышал ответы, которые обобщенно звучат так: личностный рост – это получение новых знаний: общественных, этических или даже научных или навыков в изготовлении чего-то, расширение кругозора, овладение новыми психологическими приемами после какого-либо тренинга. Причем цель личностного роста, по мнению опрошенных, состоит в том, чтобы поумнеть, стать хозяином жизни, научиться добиваться карьерного роста, успеха, денег, женщин… Личностный рост в понимании нашего соотечественника закрепился как получение некоторых знаний, как правило, общественных или психологических и, как правило, с помощью тренинга. Возможно, это связано с тем, что весь интернет пестрит так называемыми тренингами личностного роста. Само это понятие стало часто употребляемым, хотя мало кто понимает, что это такое… Оно и неудивительно, с одной стороны на фразе «личностный рост» зарабатывают деньги, с другой стороны у психологов того или иного направления есть различие в трактовке того, что понимается под этой заманчивой фразой. Лично для меня ближе понимание личностного роста как осмысленного стремления и движения к саморазвитию, к свободному самоизменению, которое, согласно А. Маслоу, изначально заложено в природе человека, составляет его безусловно-позитивную, конструктивную сущность. Личностный рост – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие, поиск индивидуальной самоидентичности. Здесь я формулирую это понятие вовсе не для того, чтобы заполнить страницы текстом. Перед глазами встает жизненный пример, который я хотел бы отнести к феномену личностного роста, хотя … Лучше начать все по порядку.

Это несчастье случилось с одной моей знакомой восемь лет назад. Назовем ее Ольгой. Юная, очаровательная и беззаботная девушка, будучи в курсе собственного обаяния, считала не прочь пустить пыль в глаза молодым людям. И хотя, по-настоящему на тот момент ее никто не интересовал, она постоянно увлекала собой парней. Флиртуя с одним молодым человеком без явных далеко идущих намерений, она неоднократно встречалась с «соперницей», которая была влюблена в этого парня. «Соперница» несколько раз предупреждала Ольгу, чтобы та не «строила глазки» ее молодому человеку. Но Ольге было забавно общаться с мальчиком. И вот однажды, на вечеринке «соперница», раздобыв какое-то соединение мышьяка на работе у мамы, подсыпала его в коктейль Ольге. По счастью, Ольга выпила только глоток, но этого было достаточно, чтобы ее жизнь оказалась на краю бездны. Потеря сознания перешла в кому, которая длилась несколько дней. Потом началась лейкемия, отек легких. Позже, когда девушка пришла в сознание, выяснилось, что она не может разговаривать, не может ходить, потому что поражены участки мозга ответственные за эти функции. Врачи, полагая, что она не слышит, при ней говорили родителям, что долго она не протянет, что никогда не будет говорить, что не будет ходить. Что ее жизнь превратится в сплошной ад. Но она выжила. Благодаря многократным переливаниям крови, лейкемия отступила. Ей дали инвалидность, первую группу, и врачи в один голос твердили родителям: Ей ничего нельзя, нельзя почти ничего есть, нельзя много двигаться даже в кровати, а про личную жизнь может вообще забыть. Они поставили на ней крест.

Говорят, что личностный рост понятие, неприменимое к больному человеку, что выздоровление – это не личностный рост, это лечение. . . говорят, что личностный рост – поиск индивидуальной самоидентичности. . . Это не всегда так и я готов поспорить с первым тезисом и немного дополнить второй.

Лечение: это когда врачи пичкают лекарствами и прописывают режим, запрещая все на свете и порою, не учитывая индивидуальные особенности человека. А в тяжелых случаях, вообще говорят, что медицина бессильна и разводят руками. Личностный рост – это самоизменение! Ольга наплевала на предписание врачей. Она хотела быть как все! Для индивидуальной самоидентичности «быть как все» - звучит довольно странно. Но я полагаю, что именно это желание стать снова обычным человеком, позволило ей измениться, не просто стать здоровой, нет, найти свой путь, вырасти, обрести свободу и в том числе от «компетентного» мнения специалистов. Благодаря этому она стала не как все, она стала личностью в полном смысле этого слова, а не пациентом. Вопреки взглядам медиков она решила изменить свою жизнь! Желание быть как все, заставило ее научиться говорить. Она как маленький ребенок, несмотря ни на что, заново пыталась произносить слова. Она встала на ноги, начала ходить. Когда восстановилась речь и движения Ольга, игнорируя все предписания, пошла в спортзал. Теряла сознание, ее увозили на скорой, не пускали на занятия, но она продолжала заниматься. Она «становилась как все», но при этом менялась, росла! Она пошла своим путем, отказавшись от лекарств, она все больше уделяла времени спорту. Спустя несколько лет она стала фитнес-инструктором для людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. Зная не понаслышке, что такое регулярные мышечные судороги, боли, ограничения в передвижении она разработала свою программу для таких людей. Она не просто стала как все, она стала примером для тех, кто как когда-то она, испытывают боль или ограничения в передвижении. Глядя сейчас на эту тридцатилетнюю женщину, ни за что не скажешь, что восемь лет назад она была на краю между жизнью и смертью в течение полугода. Когда три года назад, врачи снимали ее с инвалидности, они недоуменно смотрели на снимки ее мозга семилетней давности, не понимая, почему она говорит, ходит, живет… Пять лет назад она нарушила еще одно предписание врачей: запрет на беременность и родила абсолютно здорового сына. Разве все это можно отнести к эффектам лечению? Нет, это относится к эффектам личностного роста! Желая быть как все, она нашла свой индивидуальный путь. Сколько других людей на ее месте, слушая врачей, просто приняли то, что с ними случилось? Далеко за примерами ходить не надо: с ней в больнице лежала девушка, которая была тоже отравлена. Причем врачи давали для нее более благоприятный прогноз, чем для Ольги. Но эта девушка смирилась, для нее жизнь стала не ростом, а лечением. Она так и сидит, прикованная к инвалидной коляске и на все предложения Ольги изменить свою жизнь, говорит, что врачи не рекомендуют…

У Ольги случаются иногда сердечные приступы – это то немногое, что напоминает о прошлой жизни. Полтора года назад была остановка сердца, клиническая смерть. Глядя на эту счастливую, жизнерадостную, позитивно-настроенную женщину, которая не просто говорит, а рассказывает интересные истории, обладает очень хорошим чувством юмора, и не подумаешь, что за ее спиной столько боли. Вероятно, клиническая смерть привела ее к Богу. Впитав в себя христианские ценности, она и здесь нашла свой путь. Она активно участвует в служениях, призванных помочь детям-сиротам. Трудно сказать, как сложилась бы ее жизнь без того печального эпизода, но именно отравление, приведшее к желанию «быть как все» позволило ей не просто излечиться, а стать другой, самореализоваться, найти свой индивидуальный путь. Полагаю, что Ольга даже сама не подозревает, что путь, который она проделала в жизни, и называется личностный рост. И в этом парадокс: быть «как все», чтобы стать личностью.



Наталья Гронек


Мои аффекты



Наша повседневная жизнь перенасыщена самой разной информацией, мы существуем в сверхэмоциональном мире. Мы подвержены коллективным эмоциям, которые передаются нам всеми возможными современными средствами передачи информации. Нами владеют и наши личные эмоции и чувства, о которых иногда хочется рассказать кому-то, какие-то хочется скрыть, какие-то хочется испытать вновь или не испытывать никогда…

Понять, что со мной происходит? Откуда вдруг нахлынула печаль? Почему так нежданно вспыхнул гнев? Отчего внезапно парализует страх? Ведь, бывает достаточно нескольких слов, картинки на телеэкране или в интернете – и эмоции могут выйти из-под контроля.

Как научиться распознавать обуревающие нас эмоции, жить с ними и разумно их использовать? Как сохранить внутреннее равновесие: не оказаться в полной зависимости от собственных переживаний, но и не загнать свои живые чувства под жесткий контроль?

Попробуем разобраться. Эмоции сопровождают нас круглосуточно и при этом бывают, переменчивы и непредсказуемы, как капризы погоды. Они воодушевляют нас и побуждают к действию, сближают с другими людьми, тем самым приближая нас к себе. Поэтому, своим эмоциям стоит доверять: они сообщают нам важнейшую информацию о нас самих. А для этого их нужно услышать и распознать.

Но насколько эмоциям можно доверять? Вспомним, что актеры умеют их изображать, не испытывая на самом деле. А во многих экспериментах психологи легко вызывают у добровольцев радость, печаль или гнев искусственно, с помощью забавных фильмов или грустной музыки. Выходит, что подлинные эмоции нам не всегда легко распознать. И, здесь, как не странно, на помощь к нам приходят наши аффекты, как важнейший инструмент самопознания и самодиагностики.

Аффект относится к эмоциям, так же как и настроение и страсти.

Эмоции – это острые переживания отсутствия удовлетворения потребностей, невозможности их осуществить*, всегда построены на рассогласовании. Разведывают возможность удовлетворения потребностей, служат выражением нашей субъективности, раскрывают объективную картину мира и определяют наше положение в нем.

Настроение – это эмоция, стереотипное житейское переживание определенной неудовлетворенности. Застойная эмоция, возникающая периодично, связана со свойствами личности.

Аффект – это более острое переживание, чем настроение. Эмоция при срывающейся возможности удовлетворения потребности.

Страсть – тоже является одним из видов чувств, но не самостоятельным, это сплав эмоций, настроения и аффекта. Аффект, ставший настроением. Это вечное ощущение неудовлетворенности и срыва, превратившееся в постоянное внутреннее ощущение**.

Итак, подробнее рассмотрим аффект, имеющий непосредственное отношение к данному эссе.

Аффект, как говорилось выше, возникает, когда возможность удовлетворения наших потребностей срывается. Ожидал одно, а получил другое.

Аффекты протекают быстро, бурно, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Проявляются в истерике, плаче. Но аффекты необходимы, т.к. они позволяют человеку внешне, доказательно для других показывать остроту своих намерений и желаний, в них обнаруживается актуальность, пристрастность, необходимость вещи человеку (В.В.Давыдов).

Аффекты показывают, что действительно нам нужно, ранжируют наши потребности, позволяя восстановить иерархию наших мотивов (В.Т.Кудрявцев).

Аффект характеризует нашу сущность, может быть направлен вовнутрь себя, рассказать, о чем мы думаем, что чувствуем. Может работать на публику, показывая наши актуальные потребности. Человек без аффектов или скрывающий их – это человек с неярко выраженными потребностями, по сути «тупое» существо.

Из всего выше сказанного, становиться понятно, что аффект должен быть. Его нельзя глушить, человек должен остро и однозначно внешне проявить свое неудовлетворение срывом своих желаний и намерений. Ведь не все у нас удовлетворяется, не все и всегда гладко.

Далее я постараюсь проанализировать свои аффекты и попытаться понять, какие неудовлетворенные потребности и желания за этим стоят.

Начну с детских переживаний, которые до сих пор остались в памяти, яркими всплесками проявления моих эмоций.

1. Мне было четыре года, когда родители решили определить меня в детский сад. До этого, моим воспитанием, в основном занималась бабушка. С детьми играть меня отпускали на непродолжительное время. Поэтому, узнав о перспективе играть с детьми целый день в детском саду (как мама объяснила), я была очень рада и строила планы своего взаимодействия с детьми. Но когда, в назначенный день мы пришли в данное учреждение, оказалось, что там произошли какие-то изменения, и сейчас я не могу там остаться. Горю моему не было предела. Я плакала навзрыд, кричала, что домой не пойду, бросала игрушки, которые принесла с собой, в разные стороны, попадая и в маму и в воспитательницу. Топала ногами, упиралась, не давала маме взять меня за руку. Помню, что сильно чесались щеки и болел живот. Мама и воспитательница пытались меня успокоить, что-то обещали.

Я думаю, что в данной ситуации, для меня актуальной потребностью было общение с детьми, которое в самый последний момент сорвалось. Планы неожиданно рухнули и, как следствие, случился аффект, который и показал, что потребность в принадлежности к общности и в общении до этого случая не была удовлетворена.

2. Это произошло в школе, в первом классе. Мне было семь лет. Мы учились писать, честно сказать, красивым почерк у меня не был никогда, но тогда мне очень хотелось иметь у себя в тетради, такие, же правильные буквы, какие учительница пишет на доске, в качестве образца. Я старалась, но получалось не очень хорошо. Помню, что мне сильно хотелось получить «пятерку» и, чтобы больше одноклассники не говорили, что у меня почерк хуже всех. Постепенно, я стала получать «четверки» и стала стараться еще больше. На одном из уроков, учительница сказала, что мои буквы почти идеальны и ей хочется меня поощрить и поставить «пятерку», но для этого я должна переписать несколько предложений. Как я старалась, ведь «пятерка» была у меня почти «в кармане». Наконец, меня оценят по - достоинству. Но как часто бывает в таких случаях, я перестаралась. Переписанные предложения оказались еще хуже. В итоге мне «влепили» «три». Помню, как внутри все похолодело, застучало в висках, меня затрясло от злости, я резко вскочила, схватила тетрадь и порвала ее, причем на очень мелкие части. Кричала очень громко, плакала, разбрасывая кусочки тетради. Потом выбежала из класса, добежала до школьного забора и, с силой колотила палкой по нему, плача навзрыд.

Думаю, что этот аффект может говорить о неудовлетворенной актуальной потребности в признании.

3. В двенадцать лет я решила изучать дополнительно английский язык (по школьной программе у нас был французский). Но, когда я пришла на первое занятие, оказалось, что желающих очень мало и английский отменен. А, вместо, курса английского языка, этот же преподаватель, в это же время будет вести… кружок по вязанию. Мило так улыбаясь, она предложила присоединиться и протянула мне клубок шерсти. Да, такого я от себя не ожидала. Я почувствовала, как кровь приливает к лицу, сердце начинает сильнее биться, челюсть начало «сводить». И я со всей силы, кинула этот клубок вперед, попала в висящий на стене стенд, он упал. Следом «полетели» учебники. Потом я выбежала из школы, добежала до местного озера, ходила по берегу, громко плача и причитая, размазывала слезы по лицу. Чувствовала себя обманутой и обиженной.

О какой актуальной потребности может говорить данный аффект? Думаю, что о неудовлетворении познавательной потребности.

4. Я всегда хотела помогать людям, быть действительно нужной, заниматься серьезным и важным делом в жизни. Поэтому, выбор профессии врача, как основополагающей цели своей жизни, был очевиден, и казался правильным и единственно верным... В восемнадцать лет.

Утро было чудесным, внимательно изучая списки абитуриентов, я предвкушала победу, мысленно примеряя белый халат. Но случилось страшное, я «не прошла по конкурсу», мне не хватило одного балла. В глазах потемнело, зашумело в ушах, «свело желудок». Затем начало сильно трясти: земля уходила из-под ног. Я чувствовала, как слезы текут по лицу и не совсем отчетливо понимала, что это я так громко рыдаю. Впереди была только пустота…

Потом я быстро шла по улице, почти бежала, крича, о том, что же теперь делать, как дальше жить. Я отдала все деньги, которые были при мне какому-то нищему, а потом выбросила свою сумочку. Дома я еще долго плакала. Я чувствовала себя старухой из любимой сказки, рыдающей над разбитым корытом...

Думаю, что этот аффект, показывает актуальную неудовлетворенную потребность в самоактуализации: реализации своей цели, со всем, вытекающим из нее.

На этой ситуации я остановлюсь. Не знаю, насколько верным оказалось мое исследование своих прошлых нереализованных потребностей, и являются ли данные ситуации аффектами, судить вам.

Но, проведенная данная работа, в том числе и над собой, обязательно пригодится мне в дальнейшей будущей профессии. И, конечно же, поможет лучше понимать себя, свои истинные желания. Стать ближе к себе, без страха заглянув себе в душу.

Хочу добавить, что уже на данном этапе мне есть над, чем задуматься.

Анализируя первые три ситуации, я отнеслась к ним как к прошлому опыту, на который можно спокойно посмотреть со стороны и сделать необходимые выводы. А, вот, четвертая, связанная с самоактуализацией, «зацепила». Значит, есть над, чем работать. Это хорошо. К тому же, сейчас получая новую профессию, я твердым шагом иду к своей цели, намеченной очень давно, но пока еще не получившей полную реализацию в жизни.


Примечания



* Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М., 2008. С. 164-165.


**Там же. С. 166.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Экзаменационные вопросы по курсу "Методологические основы психологии"
03-11-2004
Экзаменационные вопросы по курсу

Экзаменационные вопросы по курсу "Методологические основы психологии" для студентов отделения психологии МГУТУ
Темы эссе по курсам «Психология творчества»  и «Психология развития» для студентов ИП им. Л.С.Выготского РГГУ
05-06-2012
Темы эссе по курсам «Психология творчества» и

Сергей Мантров. Феномен личностного роста: «Стать как все»?
04-12-2010
Сергей Мантров. Феномен личностного роста: «Стать

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (17)
Март 2024 (59)
Февраль 2024 (48)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх