Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Колонка Андрея Дьяченко. "Фишеровская девушка" и тысяча дочерей

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 387
  •  
    • 0
Колонка Андрея Дьяченко. "Фишеровская девушка" и тысяча дочерей


В 2014 году исполнилось 80 лет со дня смерти американского художника чешского происхождения Гаррисона Фишера (1877 – 1934). Он создал такую обширную и известную галерею женских образов, что предложенный им типаж нежной лирической героини получил название “Фишеровская девушка”. Живя в Нью-Йорке, художник тосковал по своей генетической родине – Чехии и его национальная идентичность предполагала устойчивое соотнесение с чешским генезисом.





Художник много работал над совершенством формы. Он старался передавать разные выражения лица лирической героини, да и сами девушки воплощали разные типы внешности – от светских модниц до медицинских сестёр. Все изображенные персонажи имели правильные черты, их объединяло ангелоподобие.

Художник выбирал для своих персонажей какие-то бесхитростные бытовые ситуации – прогулки, общение с подругами, чтение писем. В некоторых сюжетах присутствуют животные. Есть у Фишера и работы на музыкальную тему.





И всё бы осталось таким “сахарным” и идилличным, если бы не Первая Мировая война. Журналам и благотворительным обществам понадобился имидж АНГЕЛОПОДОБНОЙ МЕДСЕСТРЫ, и Фишер создал этот типаж, опираясь на свои предшествующие наработки.Так появилось множество открыток Красного Креста, которые хорошо распродавались.

Фишер продолжил дело другого талантливого американского графика и иллюстратора Чарльза Даны Гибсона (1866 – 1944). Gibson-girl (Гибсоновская девушка) – это миловидная лирическая героиня, которая вдохновляла художников многих стран, в том числе и мастеров пражского модерна. Фишер предложил свой собственный типаж, и он тоже (как до него Гибсон) снискал любовь знатоков графики и простых читателей модных журналов.

Известно, что Фишер был очень востребован и в определённые периоды времени необыкновенно популярен. Художника называли отцом тысячи дочерей, столь разнообразны были изображенные им лирические героини. Фишер плодотворно работал в разных жанрах, его влекла живопись, книжная иллюстрация, а также искусство оформления журнальной обложки. В будущем сопоставление его индивидуального стиля с манерой русского художника Сергея Соломко может дать интересные результаты, касающиеся творческой переклички между двумя мастерами акварели и графики. Соломко и Фишер любили своих героев и с удовольствием помещали их в какую-то романтически мечтательную атмосферу.





В повседневной жизни томность, лирика и романтика не существуют в таких огромных количествах и оба художника прибегают к приему художественной концентрации. Они концентрируют идилличность, томность и романтическое окрашивание жизни. А где же некрасивые носы, морщины, лопоухие уши и колючие взгляды? Да где же им быть, рядом с нами. Мы живём в эпоху пластико-хирургической коррекции внешности. Просто художник-идеалист предлагает нам на время забыть о несовершенстве мира.



В год столетия Первой мировой войны горько было осознавать, что имя Фишера, работы которого (будучи репродуцированными в коммерческих благотворительных альбомах) оказывали большую помощь раненым, имя художника, у которого было столько подражателей в России, почти никому не интересно. Существует подборка открыток с его типажами и библиофильское издание поэмы Г.Лонгфелло “Песни о Гайавате”, вот и всё. Хочется надеяться, что когда-нибудь выйдет целая книга.


Андрей Дьяченко - переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов. С 1991 года регулярно выступает с лекциями в Санкт-петербургском Доме ученых в рамках постоянно действующего семинара по истории Петербурга по темам “Зарубежные художники в Петербурге – Ленинграде” и “Зарубежные писатели в городе на Неве”.
С 2004 года по 2010 год работал редактором Отдела силуэтных миниатюр Московского Музея народной графики (заведующая отделом – Руденко Л.Л.). Собранные А.Дьяченко произведения силуэтной графики, в разные годы переданные в отдел, после ликвидации отдела взяты на хранение московской средней школой им. Пушкина.

С 2005 по 2011 год входил в редакционную коллегию журнала “Петербургский коллекционер” (главный редактор – О.А.Сыромятников).

Важнейшие кураторские проекты А.Дьяченко – выставка работ художника Константина Сницаря (Дом ученых, 2005 год), книжно-журнальная выставка “Обри Бердслей и его эпоха” и мини-выставки - “Силуэтная книжная обложка” (ДК Суздальский, 2007 год) и “Тень, абрис, силуэт” в художественной открытке (Галерея Третьякова, СПб, 2008).

А.Дьяченко является автором книг “Искусство ГДР” (1985), “Альфонс Муха и Россия” (“Роза мира”, 1998 год) и “Тост за Пушкина” (издание Общества любителей миниатюрной книги, 1999 год), а также одной из глав коллективной монографии “Александр Сокуров”. В настоящий момент готовится к печати книга “Зарубежный почтовый дизайн” (частично опубликована в Интернет).

Под редакцией А.П.Дьяченко вышли в свет книги “Санкт-Петербург” (в которой он был редактором английского текста; издана “Библиотекой “Звезды” в 1991 году), буклет на английском языке “Резьба по кости мамонта”, а также воспоминания художника А.Давыдова “Тринадцатая тетрадь” (Библиотека журнала “Нева”, 2003).

Всего им опубликовано свыше 500 статей по изобразительному искусству России и зарубежных стран, а также художественной литературе. Помимо этого им опубликованы переводы с английского и немецкого языков. Среди изданий, вышедших на английском языке в переводе А.Дьяченко книги В.Худолея “Слово и штрих. Экслибрисная Пушкиниана” (!999) и “Экслибрис Серебряного века” (1998), а также очерк о художнике Ю.Ноздрине.

Статьи А.Дьяченко по изобразительному искусству в разные годы переводились на английский, немецкий, французский, украинский и финский языки. Кроме того, автор имеет ряд работ, изначально написанных на английском языке и опубликованных в Великобритании.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Театральный художник (цитата недели)
03-09-2017
Театральный художник (цитата недели)

"...Я - художник в высшей степени театральный..."
Золотой век Таганки: Любимов, Высоцкий, Боровский...
01-05-2014
Золотой век Таганки: Любимов, Высоцкий,

Без Боровского таганской мистерии убыло бы на очень значительную долю.
Леонид Владимирский - художник, подаривший Буратино внешность
22-09-2013
Леонид Владимирский - художник, подаривший

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (20)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх