Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Колонка Ольги Меркуловой. Лето психологическое

  • Закладки: 
  • Просмотров: 5 892
  •  
    • 0


Если летом проводятся школы, значит это кому-нибудь нужно. Возможно, это мое субъективное впечатление, но мне кажется, что в последнее время летом проводится все больше и больше самых разных выездных интенсивов – научных школ, выездных обучающих семинаров, летних университетов и тому подобных мероприятий. Может быть, это связано со все нарастающей интенсивностью жизни вообще и того вала информационных потоков, которые обрушиваются на нас… Может быть, с нарастающей же потребностью в новых способах обучения и развития, которые в принципе не могут быть реализованы ни в пространстве традиционного образования, ни с помощью набирающих силу дистанционных технологий… Может быть, с поиском на фоне общей интенсивности жизни возможностей для совмещения работы и отдыха… А может быть, просто мода сейчас такая сложилась под влиянием разных, в том числе, и случайных причин…

Но, так или иначе, наша в этом году уже XIII Летняя психологическая школа факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного социально-педагогического университета не является какой-то экзотикой на фоне многочисленных других подобных мероприятий. Степень моей личной включенности за все эти годы была разной – от довольно активного участия в подготовке и проживания всего процесса до приезда только на одно свое мероприятие. Однако полностью пропустила я, наверное, всего один год. А в этом году и до меня дошло «переходящее красное знамя» руководителя оргкомитета.


Если кто не верит - там на бейджике написано...


Так что, освоив разные роли участия и пережив в этом году достаточно глубокое погружение в организацию этого действа, могу поделиться некоторыми соображениями и обобщениями – зачем и как эти «звезды» зажигают… Может быть, кому-то это будет интересно как материал для сравнения с другими подобными мероприятиями, а кого-нибудь, возможно, заинтересует возможностью присоединиться к этому «безобразию» в следующем году.

Оговорюсь сразу, что лично у меня опыта участия в других подобных школах, к сожалению, не было. 10 лет назад очень хотелось поехать на летнюю школу МГУ, но туда брали только студентов и аспирантов, а я к тому времени уже была кандидатом наук – хотя в психологии и ощущала себя скорее совсем еще новичком.

Идея проводить летние психологические школы возникла у нас на факультете под влиянием сильного впечатления наших студентов, аспирантов и молодых преподавателей, которые активно ездили в то время на Зимние психологические школы в СПбГУ. Волна привезенного из Питера вдохновения усилилась тем, что годом раньше кафедра педагогики начала проводить на базе спортивно-оздоровительного лагеря нашего университета Школу молодых ученых (ШМИ) для студентов-исследователей, занимающихся активно педагогическими изысканиями.


Это оргкомитет II ЛПШ, которая проходила в 2004 году. Фотографий с перовой школы найти не получилось - тогда еще активное распространение "цифры" только надвигалось, и в моих не только электронных, но и бумажных фотоархивах свидетельств самой первой школы не сохранилось


Пытаясь найти какую-то информацию об истории возникновения таких психологических школ, я выяснила, что исторически раньше они начали проводиться на факультете психологии МГУ под руководством А.Н. Леонтьева в несколько другом формате. Выездной интенсив и участие наиболее заинтересованных студентов также присутствовали, но в московском варианте активная роль в проведении занятий сохранялась за преподавателями. А в питерском возможность попробовать себя в роли ведущего мероприятия стала предоставляться широким кругам участников (после отбора заявок оргкомитетом). Под влиянием «импринтинга» участников ЗПШ у нас сразу был принят питерский вариант. Хотя, в последние несколько лет модель построения содержательной программы немного изменилась – наряду с короткими (1,5 и 3 часа) мероприятиями появились «сквозные проекты» (официальное название – «образовательный семинар»), продолжающиеся по 3 часа все 4 дня активной работы школы.

В первые годы мое участие в работе оргкомитета состояло, преимущественно, в проведении вместе с коллегой и подругой Натальей Ивушкиной «оценки качества» мероприятий. Хотя, если говорить точнее, то речь идет скорее о структурированной обратной связи участников. Описание того, как мы это делали, и что из этого получается, стало в свое время нашим первым опытом подготовки статьи в серьезный журнал – да не абы какой, а «Вопросы психологии».

В те первые годы мы успевали не только собирать и обрабатывать обратную связь, но и в полной мере проживать всю программу в качестве участников или ведущих мероприятий. Так как любые активные формы предполагают не очень большое число участников, в одной «параллели» и тогда, и сейчас стоят обычно несколько мероприятий – и каждый раз приходится выбирать, куда пойти. О том, что этот выбор не всегда прост, говорили в этом году некоторые из новых участников школы. Но в итоге таких выборов каждый может сформировать для себя собственную уникальную «образовательную траекторию», отвечающую именно его потребностям и возможностям на данный момент времени.


2005. Фототренинг. Один из ярких примеров того, что невключенно поучаствовать в чем-то тогда не получалось


По мнению гостьи этого года магистрантки из Челябинска Анастасии Колмогорцевой, наша школа отличается от других камерностью – относительно небольшим составом участников. Все это вместе – интенсивность, возможность выбирать, множество активных форма работы, «обозримый» для всех состав участников – как мне кажется, и создает определенную групповую динамику не только в рамках отдельных мероприятий, но и для школы в целом. И это задает важную возможность не только для профессионального, но и для личностного развития и роста – через событийность в тех смыслах, о которых пишет В.И. Слободчиков. Для многих школа оказывается со-бытием как совместным и в тоже время необыденным проживанием чего-то важного, что вмещает и новые психологические знания, и новый профессиональный и личностный опыт.


После официального открытия. Слева - Ирина Нестеренко-Костенко, в центре - Анастасия Колмогорцева


Сейчас ни я сама, ни другие преподаватели уже не успеваем ходить на много мероприятий в качестве участников – это случается очень дозировано и выборочно. И потому что приходится решать немало организационных вопросов, и потому что уже не так остра собственная открытость разнородному опыту. Порой куда-то сходить в качестве рядового участника очень хочется, да некогда. Порой понимаешь, что даже участие в чужом мероприятии требует определенного уровня включенности, а внутренних ресурсов на это уже не всегда хватает… И акценты собственного преподавательского участия с возрастом смещаются от интенсивной наравне со студентами включенности до соприсутствия, организующей помощи и возможности неформально пообщаться в более узком кругу коллег – преподавателей и психолого-практиков, представляющих «взрослую» часть школьного сообщества.

Все в большей мере школа становится событием, на которое как на огонек «слетаются» бывшие выпускники (чаще, конечно, выпускницы), сами когда-то прошедшие через ряды ее участников. Приезжают «наездами» по несколько раз, на полдня, на вечер – только провести мероприятие и немного пообщаться. Они знают, что тут может происходить, и оказываются вполне «своими», несмотря на кажущуюся мимолетность участия.

Вернусь к тому вопросу, с которого начала свой рассказ – почему так нужны сейчас оказываются подобные мероприятия.

Одна сторона, как мне кажется, связана с отчасти терапевтическими эффектами. Любому профессионалу понятно, что психологу необходима проработка собственных проблем. Но ни требовать этого от студентов как обязательной составляющей обучения в нынешних условиях нельзя, ни даже предоставить достаточно возможностей для получения психологической помощи обычно не получается. И зачастую уповать приходится только на саморазвитие и на включение в подобные процессы – где освоение профессиональных навыков происходит на примере работы с личным опытом участников.

Вторая сторона, опять же по моему сугубо субъективному мнению, связана с тем, что в формате летних школ часто оказывается возможным прожить и освоить такой профессиональный опыт, который не может быть встроен в образовательный процесс. По крайней мере, в современном его варианте. Есть направления психотерапии и консультирования, которые заведомо требуют отдельного обучения после получения базового образования. А в таком формате выездного интенсива можно хотя бы что-то «пощупать», «попробовать» - хотя бы на уровне первого знакомства… А еще есть проблема исходного уровня студентов – и в плане знаний и умений, и в плане мотивации. На школах она решается сама собой – плохо успевающие или слабо мотивированные студенты туда, как правило, просто не едут.

Ну и, конечно, есть еще одна сторона – возможность выйти за традиционные рамки и ролевые позиции образовательного процесса. А это тоже важно. В том числе для профессиональной идентификации – возможности увидеть в ком-то – будь то преподаватель, или психолог-практик, или даже чуть более опытный в чем-то студент – живого носителя профессионализма. Конечно, такие встречи возможны и в обычном образовательном процессе вуза. Но, как правило, их вероятность очень сильно повышается именно в менее формальной обстановке, в том числе таких интенсивов как наша Летняя психологическая школа.

Ну а теперь немного репортажности – о том, чем запомнилась именно эта школа. Главным гостем сезона, несомненно, была Ирина Нестеренко-Костенко, которая провела «сквозной проект» по телесноориентированной психотерапии.


Завершение работы в группе по телесноориентированной психотерапии


И хотя познакомились мы с Ириной в совсем другом теоретическом контексте – на конференциях памяти В.В. Давыдова – именно ее профессионализм как практического психолога, сертифицированного танатотерапевта произвел заслуженный «фурор» среди тех, кто поучаствовал в ее группе. Остальные, я думаю, им завидовали. И мне тоже оставалось только завидовать, так как во время работы «сквозных проектов» приходилось заниматься разными организационными делами. Но зато оставшееся от интенсивной научной программы время, а особенно после ее завершения, мы старались использовать по максимуму – и для работы, и для не только профессионального общения.



Часть использованных фотографий сделана деканом нашего факультета [leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3Bzc3cudnNwdS5ydS9vdGhlci9wZXJzb25hbC9hbmRydXNjaGVua28uaHRt]Татьяной Юрьевной Андрущенко[/leech].

Еще больше репортажности можно найти в фотоальбомах на Фейсбуке:
[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL29sZ2EubWVya3Vsb3ZhLjMxL21lZGlhX3NldD9zZXQ9YS45OTgxMTQxNTAyMjIyNzkuMTAwMDAwMDQyOTI3MzI4JmFtcDt0eXBlPTM%3D]о самой школе[/leech]
[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL29sZ2EubWVya3Vsb3ZhLjMxL21lZGlhX3NldD9zZXQ9YS4xMjgxMDc0Njc4NTcwNjE3LjEwNzM3NDE4NTQuMTAwMDAwMDQyOTI3MzI4JmFtcDt0eXBlPTM%3D]и о недолгом отдыхе после нее[/leech].

А также - в [leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly92ay5jb20vY2x1YjY3NzU4MjI4]группе ЛПШ ВКонтакте[/leech]. Если кто-то заинтересовался возможностью поучаствовать в ЛПШ-2016 - за объявлениями тоже можно следить в группе (ну и здесь тоже постараюсь поприглашать).

Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета

[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zaXRlcy5nb29nbGUuY29tL3NpdGUvb3BtZXJrdWxvdmEv]Сайт Ольги Меркуловой[/leech]




На развитие сайта

  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Колонка Ольги Меркуловой. Лето психологическое-2
28-07-2015
Колонка Ольги Меркуловой. Лето психологическое-2

В продолжение темы предыдущей публикации - заметка о летней психологической школе, подготовленная для официального сайта ВГСПУ.
Колонка Ольги Меркуловой. Летняя психологическая школа - это не только совмещение приятного с полезным
14-05-2015
Колонка Ольги Меркуловой. Летняя психологическая

Те, кому не надоедает учить(ся) психологии во время учебного года, придумали делать это еще и летом - совмещая приятное с
12 марта в редакции интернет-журнала «Гефтер» пройдет круглый стол «Сущность образования»
03-03-2014
12 марта в редакции интернет-журнала «Гефтер»

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (14)
Март 2024 (59)
Февраль 2024 (48)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх