Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Ольга Меркулова. Ретроспективные размышления о чтениях памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 948
  •  
    • 0

Иллюстрация из презентации к докладу Е.Е. Кравцовой


Впечатления от участия в XVI Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика», состоявшихся в ноябре 2015 года, по большей части я записала еще в поезде «Москва – Волгоград». Однако обстоятельства сложились так, что дописать и опубликовать заметку «по горячим следам» не удалось – делаю это с изрядным запозданием в надежде, что это один из тех случаев, когда лучше поздно, чем никогда.

Традиционный для меня жанр заметок о каком-либо событии в последнее время стал все больше смещаться от обзорной хроники к субъективным обобщениям. Наверное, для тех, кто не принимал в произошедшем участия, описательное изложение могло бы иметь большую ценность, чем личное отношение. В тоже время, хочется надеяться, что попытка охватить всю конференцию в какой-то целостности, несмотря на ее крайнюю субъективность, может представить определенный интерес и для тех, у кого сложилось свое, очевидно, иное восприятие события.

То содержание, которое мы «вычитываем» из события, несомненно, связано и с тем, что мы называем обычно «научными интересами» вообще, и с конкретным содержанием текущей работы и актуальных проблем, и предыдущим профессиональным и личным опытом. Поэтому, как это неоднократно звучало на чтениях «у каждого свой Выготский», и у каждого свои чтения. Для меня ключевые содержательные линии чтений-2015 оказались так или иначе связаны с проблемой поиска идеальных форм – образования и в образовании.

Тема меняющейся идеальной формы взрослости была представлена в докладе И.Д. Фрумина «Образовательная практика, ориентированная на взросление». Без понимания того, как меняется взрослость (которая в своих наиболее развитых формах и должна во многом задавать требования к образованию) и ее отражение в представлениях детей, вряд ли возможно образование, хоть как-то связанное с развитием.

Другая тема, вскользь затронутая в том же докладе – я бы назвала ее проблемой «идеальной формы исследований» в тех или иных областях науки. В частности, речь шла об ориентации отечественных педагогических исследований на построение моделей «должного», а не изучение того, как оно есть. Наверное, здесь мог бы быть интересен определенный «заход» на методологический анализ науки как механизма трансформации практики через сопоставление разных модусов идеального – в педагогических исследованиях, как мне представляется, крайне высока ориентация на идеальное как Ideal (общественный идеал, «должное», «лучшее») при игнорировании Ideell – как представленности возможного в действительном. В то время как развитие практики, скорее всего, необходимо проектировать не только (а, возможно, и не столько) через изучение Ideal, сколько как форму движения от Ideell к Ideal*, их взаимодействия.
* С этими различиями в понимании идеального я пыталась разобраться, так как они продуктивны для моей работы, хотя в целом не считаю достаточными свои философские познания. Для меня основными источниками в понимании этого вопроса стали в свое время диссертация В.А. Лазуткина и известная статья М.А. Лифшица «Об идеальном и реальном».


На практике, как мне представляется, это означает одновременное удержание в предмете исследования и реальной ситуации, и желательного (проектируемого и изучаемого) «целевого» состояния, и тех пределов, в которых может трансформироваться изучаемая система. И вот это последнее очень часто как раз оказывается вне поля зрения при проектировании тех или иных реформ и инноваций. И оно же соотносимо с понятием зоны ближайшего развития. При обсуждении этого понятия не столь уж редким является указание на «ограничительные» коннотации слова «зона» - но без понимания ограничений, пределов возможного в данной конкретной «точке бытия» шаг развития может не состояться как раз вследствие отсутствия «точек соприкосновения» Ideal и Ideell. И в этом случае проектируемый и ожидаемый результат оказывается вне зоны ближайшего развития - не ребенка, а педагога или даже какой-либо образовательной системы. Как мне кажется, близким к этой теме было выступление И.М. Реморенко «О зоне ближайшего развития школьного образования».

Еще одна ключевая тема этого же проблемного поля – востребованности в обществе тех идеальных форм образовательной практики, которые разрабатываются на основе методологии культурно-исторической психологии. Особенно явно эта тема прозвучала в первый день работы чтений – сначала в пленарном докладе А.Г. Асмолова «Горизонты ближайшего развития психологии: образование и общество» и на круглом столе «Вариативность развивающего образования как феномен культуры», а затем – во время телемоста с Майклом Коулом. Те формы и методы обучения, в основе которых лежит развивающее взаимодействие, с одной стороны, экономически более затратны (на это обращал внимание Майкл Коул), с другой – активно отторгаются и подавляются бюрократизированной системой управления.


Видео-мост Michael Cole Professor, Department of Communication University of California San Diego, USA

Обсуждение последнего тезиса было продолжено уже на следующем круглом столе «Построение многоуровневой системы развивающего психологического образования: возможности культурно-исторического подхода». Вместе с рассказом о поисках форм и методов обучения психологов в своем институте Е.Е. Кравцова говорила и о проблемах их «вписывания» в традиционные и достаточно жестко регламентированные рамки образовательного процесса вуза.

Аналогичная тема в несколько другом контексте прозвучала в докладе моей коллеги по университету – И.В. Жулановой, которая анализировала возможности субъектно-ориентированного образования, оговаривая при этом их ограниченность крайне жесткими временными рамками психологических дисциплин на педагогических направлениях-подготовки.

Размывание и поиск идеальной формы высшего образования. Острота обсуждения этой темы на круглом столе «Построение многоуровневой системы развивающего психологического образования: возможности культурно-исторического подхода» 17 ноября была несколько сглажена благодаря тому, что собственно дискуссионные выступления чередовались с поздравлениями по случаю 20-летия Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. В скорее поздравительных речах В.А. Иванникова, А.А. Тюкова и многих других достаточно часто звучала ностальгия о подготовке психолога с ориентацией на три его «ипостаси» (исследователя, преподавателя, практика) на факультете психологии МГУ до того, как обучение психологов стало принимать все более массовый характер.


Директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Е.Е. Кравцова принимает поздравления

Как продолжение двух предыдущих тем, могу отметить и свои во многом грустные размышления о состоянии психологического образования в провинции. С одной стороны, многие проблемы, о которых говорила Е.Е. Кравцова, очень «узнаваемы». С другой – много и других сложностей, которые связаны с состоянием профессиональной сферы (при объективно высоком уровне психологических проблем, в провинции менее выражен запрос на психологическую помощь) и научных исследований (нет такого потенциала как в столичных вузах, не выделяются бюджетные места на аспирантуру, нет возможности для активной вовлеченности в научную коммуникацию и т.п.).

Одним из поводов для критики в отношении современной ситуации в высшем образовании традиционно были ФГОСы и компетентностный подход. Показательным в этом отношении мне показался вопрос одной из коллег из РГГУ гостям чтений из Риги Р. Андерсоне и Л. Рутка, которые выступали с докладом о компетенциях современного педагога, как им удалось смириться с компетентностным подходом. И еще более показательным – ответ: «Мы не смирились, мы его приняли». А показательными как в отношении одной из упомянутых раньше тем – о том, что изменения в практике становятся реалистичны только тогда, когда задающая их идеальная форма попадает в некоторое пространство возможного - за его пределами развивающий потенциал этой идеальной формы просто не может быть реализован.


Выступают Андерсоне Рудите и Рутка Луция (Латвийский Университет, Рига)

И все это вновь возвращало к вопросу, который обсуждался на круглом столе в первый день чтений – о том, что если образование не будет опережать развитие общества, то возможность последнего вообще окажется под очень большим вопросом. Но возникновение и развитие нового в образовании далеко не всегда принимается и поддерживается обществом в его актуальном состоянии….

Безусловно, это только небольшая и краткая часть содержательных впечатлений от чтений, которые выстроились вокруг некоторых обобщающих повторяющихся тем. Очень много важных и интересных выступлений и других событий остались «за скобками».

Наряду с фотоальбомами мой медиа-архив пополнился после чтений видеозаписями почти всех пленарных докладов. Качество картинки в этот раз оставляет желать лучшего (из-за поцарапанного стекла на камере планшета), но в докладах главное – все-таки не картинка. Готова поделиться всеми записями - но, конечно, с согласия спикеров. Буду признательна, если сами докладчики или те, кто может узнать их мнение по этому поводу, сообщат о возможности (или невозможности) опубликовать видеозаписи докладов первого и последнего пленарных заседаний. Пока ограничусь фотографиями.


Опыт реализации идей Л.С. Выготского в системе непрерывного образования. Кравцова Елена Евгеньевна доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии им Л.С. Выготского РГГУ, г Москва (фрагмент презентации - фотографии Елены Евгеньевны во время доклада получились неудачно)



Горизонты ближайшего развития психологии: образование и общество. Асмолов Александр Григорьевич академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва



Обучение, развитие, совместность
Рубцов Виталий Владимирович академик Российской Академии образования, член президиума РАО, доктор психологических наук, профессор ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, г. Москва



Образовательная практика, ориентированная на взросление. Фрумин Исак Давидович Доктор педагогических наук, профессор, Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ



О зоне ближайшего развития школьного образования. Реморенко Игорь Михайлович кандидат педагогических наук, доцент, ректор ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», почётный работник общего образования


с
Переживание как возможный исток учебного действия. Ковалева Татьяна Михайловна доктор психологических наук, профессор Московский педагогический государственный университет, зав. кафедрой индивидуализации и тьюторства



Психологический портрет современного первокурсника. Бережковская Елена Львовна заведующая лабораторией психологии воли, Институт психологии им. Л.С Выготского (доклад Елены Львовны не записывала на видео, так как была уже знакома с его содержанием по публикациям)


Фотографии с чтений можно также посмотреть в [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL29sZ2EubWVya3Vsb3ZhLjMxL21lZGlhX3NldD9zZXQ9YS4xMzQwNjkxMDE5Mjc1NjQ5LjEwMDAwMDA0MjkyNzMyOCZhbXA7dHlwZT0zdg%3D%3D]альбоме на Facebook[/url].




На развитие сайта

  • Опубликовал: opm
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (17)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх