Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Ольга Меркулова. Что делать, когда перспективы не радуют? Или еще о чтениях памяти Л.С. Выготского и не только о них

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 540
  •  
    • 0

И еще немного соображений в продолжение размышлений по поводу XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика», а также по другим - содержательно близким и перекликающимся поводам.

Одна из тем, которые, по крайней мере для меня, оказались ключевыми на прошедших в ноябре прошлого года чтениях, связана с очень "нерадужной" обстановкой и в образовании, и в обществе в целом. В частности, много об этом говорилось на круглом столе "Вариативность развивающего образования как феномен культуры " - о том, как трудно педагогам, ориентированным на идеи вариативности и развивающего образования, и о том, что в вузах этому не учат, и о том, как часто не принимаются и не поддерживаются системой разработки, выполненные в этом направлении, и еще много о каких проблемах. В ходе обсуждения у меня оформились два тезиса, которые я попыталась высказать там же, и хочу привести сейчас.

А начать хочу еще с одного, предварительного, замечания о том, что мне представляется мало конструктивным в обсуждении любых достаточно сложных проблем как образования, так и общества вообще. Совершенно естественно, что в таких обсуждения можно выделить два фокуса: собственно анализа и прояснения проблем и предложений по их решению. При этом про анализ как-то более-менее понятно, что несмотря на наличие авторов у любой точки зрения, он может и, наверное, должен быть ориентирован на объективность. В отличие от этого действия объективными не бывают - они могут быть совершены каким-то субъектом из какой-то его социальной (в том числе профессиональной) позиции. И поэтому мне кажутся по большей части не очень конструктивными (а иногда - просто бессмысленными) абстрактные предложения о том, что надо делать вообще. Хотя, конечно, полностью отказаться от рассуждений вообще я и сама вряд ли когда-нибудь смогу - слишком сильны привычки... Можно очень долго рассуждать о том, как надо управлять образованием, но если среди нас нет директоров и управленцев (и не предполагается, что они заинтересуются результатами обсуждения как мнением экспертов), от разговора вряд ли что-то изменится. Поэтому я старалась высказать свои тезисы не вообще, а применительно к тем позициям, которые как-то доступны мне самой и другим участникам круглого стола. Итак, собственно соображения.

1. Если мы говорим о позиции исследователя (которых обычно немало присутствует на научной конференции), то имеет смысл больше внимания уделять изучению того, как вообще возможно развитие (не только "ребенка"), его механизмам и возможным способам поддержки.

2. Если мы говорим о нас же, участниках дискуссии, но уже как о специалистах, работающих в системе образования, важно создавать профессиональные ассоциации и участвовать в их работе - для того, чтобы, например, разрабатывать не формально-забюрократизованные, а содержательные процедуры профессиональной аттестации, чтобы давать адекватные экспертные заключения на неадекватные решения чиновников и т.д. и т.п.

Первый тезис я, в меру сил, реализую и сама - как раз об этом был и мой доклад на чтениях. С ним же, и как мне кажется, с общей идеей думать не о возможных изменениях вообще, а своих действиях, которые могли бы этим изменениям способствовать, содержательно перекликается статья Михаила Эпштейна "Почему мы проиграли?".

Со вторым тезисом тоже возникли переклички в самое последнее время. Во-первых, еще летом прошлого года мне показалась важной идея создании ассоциации преподавателей высшей школы, которая обсуждалась на круглом столе "Депрофессионализация академического труда: симптомы, тенденции и перспективы" и была отражена в публикации "Борьба за профессию. Угрозы академической корпорации: дискуссия профессионалов". Поводом вспомнить об этой публикации сейчас стала дискуссия на форуме Экспертного сообщества профессиональных психологов, инициированная Еленой Петровной Кринчик.

Еще одна содержательная перекличка возникла у меня со статьей Леонида Глозмана "На грани отчаяния. Что самое страшное в сказке про голого короля". Приведу дальше свой комментарий к этой статье, написанный в Фейсбуке.

Согласна с Дмитрием Леонтьевым, что "Четко и убедительно". Но я бы кое-что уточнила-дополнила.

1. Возможно, точнее было бы говорить не "интеллигенция" как таковая (так как это подразумевает некоторое разделение на интеллигенцию и всех остальных), а о том, что есть люди, в большей или меньшей мере разделяющие жизненную позицию, которую во многом описывает слово "интеллигенция". Но я бы в такой позиции артикулировала следующее: осознанную ответственность за себя, которая сочетается с коллективистскими ценностями и тем, что называется "порядочность". При этом, наверное, важно понимать, что граница проходит не по людям, а по действиям-поступкам - то есть, кто-то может всегда или почти всегда так жить, кто-то старается, но не всегда выдерживает, кто-то потенциально готов принять такую позицию, но если обстоятельства помогут, а для кого-то это почти невозможно. Но даже почти невероятные события иногда могут случится...

2. Следует из первого. Взаимная поддержка как раз и важна, чтобы эту позицию усиливать - в обществе через конкретных людей.

3. А вот с идеей бесплатно учить по типу общества "Знание" не соглашусь в большей мере. Поддерживаю скептические комментарии к исходному посту в этом отношении. С одной стороны, речь шла о людях с достаточно высоким уровнем компетентности, которая, скорее всего, не особо хорошо оплачивается. И плюс к этому профессионально вкладываться в бесплатную работу мало кто решится. Да и востребованность образования, а не получения корочек по многим причинам у нас низка.

Мне кажется, что для взаимной поддержки таких людей сейчас крайне важно развивать профессиональные ассоциации. Во-первых, это один из важнейших институтов гражданского общества. Во-вторых, там и учить тоже можно. В-третьих, только профессиональные сообщества могут противодействовать депрофессионализации и развалу не вообще абстрактно всего, а конкретных деятельностей и институтов, из которых общество и состоит. При том, что обучению там место тоже есть, и очень даже немало.

И еще, спасибо, что сейчас у нас есть Интернет и соц. сети - ведь то, что мы вот тут вообще как-то об этом всем пишем, читаем, видим нормальных думающих, вменяемых, стремящихся удержать нормы профессионализм и человечности людей - это тоже много значит. Пишем и подписываем какие-то петиции, находим единомышленников, несмотря на разделяющие нас расстояния, поддерживаем друг друга...

Хотя, да аналог общества "Знания" ни в коей мере отрицать нельзя! Это же наш уважаемый дорогой Борис Михайлович Бим-Бад, он же столько постов делает о культуре, об истории, образовании! И сколько вокруг него собирается людей, откликающихся, поддерживающих, включающихся!




На развитие сайта

  • Опубликовал: opm
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (20)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх