У представителей нижнего социального класса уровень IQ ниже, чем у более зажиточных людей. Такой вывод сделал недавно Брюс Чарльстон, профессор университета Ньюкасл, Великобритания.
Он нашел объяснение тому, что в лучших вузах Европы – Оксфорде и Кембридже, процент малообеспеченных студентов крайне низок. Дело, как он утверждает, не столько в том, что бедные не могут платить в этих местах плату за обучение. Просто у менее состоятельных студентов уровень IQ «недотягивает» до стандартов студентов элитарных вузов. Такими выводами он поделился на конференции, посвященной проблеме дискриминации бедных жителей Альбиона.
Между тем, в России этот вопрос актуален как никогда, особенно сейчас, когда для школьников наступает горячая экзаменационная пора. Им нужно сейчас сдать выпускные экзамены и ЕГЭ, а через месяц им предстоит штурмовать российские университеты. Для большого количества абитуриентов предел мечтаний – учиться в Москве. Однако многие школьники и их родители из не самых обеспеченных семей перед такой перспективой пасуют, боясь ехать в «город миллионеров» с минимальным запасом средств. В результате часто умные и образованные ребята из-за страха «остаться за бортом» поступают в не самые престижные вузы. Бытует мнение, что все места давно куплены и поделены, богатые дочки и сынки пристроены, а обычным школьникам из регионов поступить в Московские вузы на бюджет – нереально. Между тем, это не так.
Ежегодно тысячи абитуриентов из различных регионов страны поступают в МГУ. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, сегодня в этом вузе обучается 41 тысяча студентов, из них только 12 процентов – по контракту. Уже стало доброй традицией устраивать различные конкурсы и олимпиады, победители которых без экзаменов зачисляются в главный вуз страны. Причем, как показывает статистика, далеко не всегда в число победителей входят москвичи. В олимпиадах могут принять участие не только русские, но и жители других стран с гражданством России.
Всем поступившим в московские вузы предоставляются общежития, плата за которые, в большинстве своем, является символической. Например, иногородние студенты МГУ, проживающие в ДАСе (Доме аспирантов и стажеров) платят около 300 рублей в год. Да, условия, может, похуже, чем было в родных пенатах, но небольшой дискомфорт – плата за огромные возможности, которые появляются у студентов лучших российских вузов.
Существует еще один миф о том, что работодатели предвзято относятся к приезжим из глубинки. Это тоже не так. Многие жители московских «общаг» начинают работать еще на 1 курсе. Толковые и трудолюбивые люди даже в 18 лет находят достойные места.
Так что не стоит бояться рисковать и уезжать в никуда за лучшим образованием. Смелость, как говорится, города берет. При огромном трудолюбии, упорстве и вере в себя покорится даже Москва!
Меня в очередной раз поражает синдром амнезии, повсеместно наблюдающийся в науке XXI века. Как будто бы ученые "забыли" о том, что многие проблемы, которые они пытаются решать, получили вполне определенное решение в прошлом столетии. "Забыли", ибо не знать они не могут: необходимые сведения включены в учебники. Или же дело здесь не в самой по себе памяти и знаниях, а в мышлении? Ведь память наша - мыслящая, а знания - прождения ума.
Так обстоит дело и с проблемой IQ. Критика этого показателя, развернувшаяся на Западе (и только с подачи Запада - в СССР) полвека назад, выявила его существенные ограничения. Было убедительно доказано, что при помощи IQ оценивается лишь одно сторона - не все! - "интеллекта для четырех стен дома". Что его использование требует привлечения других показателей, а по нему одному сказать о развитии интеллекта ничего нельзя. Как сопоставлять все эти показатели друг с другом, до сих пор неясно.
Довольно странно слышать, что существуют некие стандарты IQ студентов Гарварда или Кембриджа. Неужели в таких университетах их оценивают по меркам сформированности "бытового мышления"? Может быть, успешность освоения университетских программ - в данном случае более достоверный показатель? Но об этом в заметке ничего не говорится.
Впрочем, даже если показатель IQ что-то отражает, данные которые получил профессор Б.Чарльстон, легко объяснить. бюрократическим подходом к отбору студентов на бесплатные места. Квота, выделяемая на выходцев из малообеспченных слоев населения, нередко используется фомально "для галочки". И в итоге студентами престижных вузов становятся далеко не самые способные ребята.
Кстати, возникает вопрос: если "бедный - значит глупый", то богатый - непременно "умный"? Если это так - и тут же встает извечная российская проблема, - то почему тогда мы такие умные, такие. . . не то, чтобы очень богатые?
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта