Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Руководитель столичного Департамента образования Ольга Ларионова о детских садах, ЕГЭ и др.

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 959
  •  
    • 0

Как финансовый кризис повлияет на систему образования

Руководитель столичного Департамента образования Ольга Ларионова о детских садах, ЕГЭ и др.

 

Руководитель столичного Департамента образования Ольга Ларионова ответила на вопросы "Вечерки". Экономический кризис затронул все сферы нашей жизни. Закрываются предприятия, замораживаются программы и проекты, люди остаются без работы.

 О том, что ждет систему московского образования в это непростое время, рассказывает Руководитель столичного Департамента образования Ольга Ларионова.

 

 

Учителям зарплаты индексируют  

- В мае прошлого года на заседании правительства Москвы была принята программа развития московского образования на ближайшие три года "Столичное образование - 5". Не повлияет ли на ее судьбу разразившийся кризис?

 

- Это одна из немногих программ, финансирование которой в период кризиса не сократится, потому что деньги на нее целевым образом выделены до 2011 года. Также не будут приостановлены некоторые социальные выплаты: продолжится индексация зарплат учителям. По-прежнему городской бюджет в полном объеме планирует выделять деньги на питание школьников и дошкольников, на охрану учебных заведений, на коммунальные услуги, которые должны платить учреждения образования.

 

- Финансовый кризис. Денег становится меньше. Как, в связи с этим, могут поменяться приоритеты работы Департамента?

 - Когда денег становится меньше уже, как рачительная хозяйка, стараешься определить, что первичнее купить и сделать. На днях я обсуждала с руководителями окружных управлений образования, какое оборудование мы будет приобретать в этом году. Решили, лучше оборудовать коррекционные школы и детские сады, чем, например, пять кабинетов физики. Ничего не случится, если мы поменяем в них оборудование не в этом, а в следующем году.  

 

Детсады откроют для взрослых  

- В столице все еще не хватает мест в детских садах. В этом году, как и в прошлом, было обещано открыть 100 новых детсадов. Не затормозит кризис темпы строительства дошкольных образовательных заведений?

 

- Город строит государственные детсады, ему передаются ведомственные дошкольные учреждения, а также происходит обратное профилирование - те помещения, которые когда-то находились в ведении департамента, потом были отданы другим подразделениям города, теперь нам возвращаются. Так что, даже если строители не смогут в этом году возвести сто новых детских садов, мы постараемся сократить очередь в дошкольные образовательные учреждения за счет реконструкции использовавшихся не по профилю детских садов. Будем открывать группы кратковременного пребывания, развивать систему семейных детских садов.

 

- Семейные детсады – новая для Москвы форма дошкольного воспитания. Прижилась она в столице?

 

- Первый семейный детских сад появился в городе в январе прошлого года. Открывать такие учреждения могут семьи, либо воспитывающие трех детей дошкольного возраста, либо имеющие только двоих, но готовые взять в группу третьего малыша. Сегодня в Москве уже работает 138 семейных детских садов. Мамы в них официально числятся воспитателями, им засчитывается трудовой стаж, они получают заработную плату, дотации на питание детей. Ребятишки могут посещать все развивающие занятия и участвовать в праздниках того детского сада, к которому семейный детсад приписан. Кстати, мы подсчитали: наши семейные садики охватили столько детей, сколько вмещает четыре полноценных детсада. К тому же на базе Московского психолого-педагогического университета в этом году для руководителей семейных детских садов впервые была открыта новая специальность - психолог-воспитатель.

 

- То есть мамы смогут в университете получать высшее образование практически без отрыва от производства?

 

- Да, они станут обучаться дистантно. Если в семье нет компьютера или не подключен Интернет, а мама хочет получать образование, мы найдем возможность обеспечить ее всем необходимым. Зато, когда дети вырастут и пойдут в школу, женщина сможет устроиться в психологический центр, давать консультации, имея достаточно свободный график работы.

 

- Несколько лет назад в системе дошкольного образования начали использоваться программы инклюзивного и коррекционного обучения. В этом году они как-то изменятся?

 

- В Москве есть коррекционные детские сады, которые посещают дети с различными физическими недостатками. Если таких детей с раннего возраста наблюдают не только медики, но и психологи с педагогами, малыши могут выправиться. Такие коррекционные программы действуют в десятках детских садах столицы. Мы планируем их развивать. Инклюзивное образование предполагает, что малыши с отклонениями в физическом развитии занимаются в группах вместе со здоровыми детьми. И эту форму город тоже будет активно развивать.

 

- Детские сады всегда были достаточно закрытой формой дошкольного образования. По крайней мере, родители, у которых малыши доросли до детсадовского возраста, не всегда могли прийти в группы и посмотреть, чему там будут обучать их детей. Вы не планируете сделать сады более открытыми для взрослых?

 

- Детские сады перестали быть камерами хранения, куда ребенка привели, сдали… В ноябре прошлого года в мы впервые начали проводить в них "Дни открытых дверей". Такие же дни пройдут во всех детских садах Москвы в марте. Любой родитель сможет в этот день, посмотреть, как выглядят группы, пообщаться с воспитателями и заведующей. И выбрать, какой детский сад для его ребенка больше подойдет.

 

- Воспитатель детского сада – традиционно женская профессия. Мужчин к этой работе привлечь невозможно?

 

- Пока эту проблему мы решить не можем, хотя в Москве есть один детский сад, в котором заведующий – мужчина. Может быть нам удастся переломить стереотип и представители сильного пола пойдут работать в детские сады - если не воспитателями, то педагогами дополнительного воспитания.

 

"Я б детей учить пошел…"

- Говорят, что школы буквально завалены заявлениями людей, которых сократили в коммерческих предприятиях. И они, имея диплом педагогического вуза, хотели бы прийти работать в школу – возможно ли это?

 

- Учитель в Москве получает достаточно высокую зарплату – в среднем 33-35 тысяч рублей. И сокращать ее городские власти не планируют. Естественно, что люди хотят сейчас, в период кризиса, иметь стабильную работу и стабильную зарплату. Недавно я встречалась с представителями Городского совета молодых педагогов. Они пожаловались, что часть выпускников педагогических вузов после окончания учебы не может устроиться на работу в школу. Нет вакансий. В чем тут причина? Их несколько. Во-первых, пожилые педагоги не спешат освобождать места молодым. К сожалению, как правило, учителя – это очень одинокие люди. Они не хотят сидеть дома, предпочитая работать. Мы думали ввести для них специальную должность "педагог-наставник", но Москва одна не может этого сделать. Тут необходимо решение федеральных властей. Вторая причина в том, что педагоги набирают себе по полторы-две ставки и не спешат отдавать часы. В европейских странах есть верхняя граница нагрузки, которую в неделю могут иметь учителя. У нас же верхней границы нет, только нижняя – 18 часов.

 

- Каких педагогов все-таки не хватает школам?

 - Одна из самых больших проблем – это учителя физкультуры. Но в прошлом году в Городском педагогическом университете конкурс на факультет физической культуры составил 4 человека на место. Надеюсь, через несколько лет выпускники факультета придут работать в средние общеобразовательные заведения. 

 

 

ЕГЭшные страсти  

 

- С Нового года вступил в силу Закон об обязательности Единого государственного экзамена. До 1 марта выпускники школ должны определиться, какие экзамены, помимо обязательных, они будут сдавать. Как идет этот процесс?

 

- В форме единого экзамена одиннадцатиклассники будут сдавать два обязательных экзамена – русский язык и математику. На них записываться не надо. На остальные школьники записываются очень активно. Пока больше всего желающих на иностранный язык, физику, обществознание.

 

- Москва всегда очень осторожно относилась к ЕГЭ. Пожелания столичных педагогов по проведению единого экзамена Федеральным агентством по надзору в сфере науки и образования были учтены?

 

- У нас ряд директоров сильных школ против ЕГЭ не потому, что дети получают плохие оценки, а потому, что они получают оценки выше, чем в ходе учебы. И преподаватели иногда не знают, что делать: у ученика в аттестате "тройка", а ЕГЭ он сдал на "отлично". Либо обратная ситуация: выпускник переволновался. И, всегда успевая на "пятерки", сдал единый экзамен на "тройку". Что делать? Мы встречались с представителями Минобразования, Рособрнадзора, предлагали как-то решить эту проблему. К сожалению, практически никакие из наших предложений на федеральном уровне приняты не были. Московский департамент продолжает стоять на той позиции, что единое тестирование не должно оказывать влияние на аттестат.

 

- Какие еще проблемы вы видите в ЕГЭ?

 

- Самая большая проблема в том, что до сих пор нет хотя бы приблизительных вариантов заданий этого года. Все тренировки идут по контрольно-измерительным материалам прошлого года.

 

- В прошлом году количество "двоек" по математике – почти 20 процентов – у всех вызвало шок. Но эти "неуды" аттестаты не испортили, поскольку действовала систему "плюс один балл". В этом году школьникам таких поблажек не будет. Вдруг ситуация с плохими результатами ЕГЭ по математике повторится?

 

- В Москве всегда было не больше 6-8 человек, которые получали не аттестаты, а справки об общем образовании. В этом году, если выпускник получит на экзамене одну "двойку" он сможет ее пересдать. Две "двойки" он уже пересдать не имеет права. Если судить по результатам прошлого года, то почти 60 тысяч выпускников в России могут остаться без аттестатов. Цифра очень приличная. Если это произойдет, придется принимать экстренные меры.

 

- К московским педагогам на федеральном уровне прислушиваются?

 - Судите сами. Московские учителя в прошлом году, к примеру, разрабатывали контрольно-измерительные материалы по математике. Задания составлялись таким образом, чтобы минимальная часть была решена практически каждым выпускником. Но федералы наш вариант КИМов не приняли, видимо, посчитав очень легким. Итог – масса “неудов”. Какие задания будут в этом году по математике, мы пока не знаем. Я сама работала в школе учителем математики и знаю, что есть старательные ребята, которым просто не даются точные дисциплины. Они их учат, выполняют домашние задания. Но эти молодые люди точно знают, что алгоритмы им никогда в жизни не пригодятся. Зачем же "заваливать" таких школьников сложными тестами и портить им аттестаты о среднем образовании? 

 

 

3 миллиарда на рабфак  

 

- В период кризиса "белые воротнички" теряют рабочие места, а вот рабочие кадры по-прежнему очень востребованы на рынке труда. Как Департамент предполагает развивать систему профтехобразования?

 

- Конечно, последние десять лет интерес молодых людей к профтехобразованию не рос. Но, к счастью, в отличие от других регионов России, система московского профессионального образования не рассыпалась. В прошлом году в столице была принята программа "Рабочие кадры". На ее реализацию выделено 3 млрд. рублей. Это в тридцать раз больше, чем в предыдущие годы. Программа предполагает, что промышленные предприятия начнут принимать активное участие в обучении молодых людей, станут представлять им площадку для прохождения практики. Мослифт, Мосводоканал такую работу уже проводят. Они поддерживают студентов своих подшефных училищ. И даже материально помогают семьям мальчишек, когда они уходят в армию. По программе "Рабочие кадры" до 2011 года запланировано строительство несколько общежитий при колледжах, чтобы учиться в Москву могли приезжать и ребята из ближнего Подмосковья.

 

 - На что планируется потратить выделенные бюджетом 3 миллиарда рублей?

 

- На ремонт и подготовку колледжей. На базе одного из колледжей Восточного округа в прошлом году был открыт ресурсный центр по деревообработке. Там установлено самое современное деревообрабатывающее оборудование, на котором проходят производственное обучение студенты разных колледжей Москвы. Во второй половине дня в ресурсном центре проходят профессиональную переподготовку специалисты, потерявшие работу в результате кризиса.

 

- С какими столичными департаментами вы сотрудничаете по программе "Рабочие кадры"?

 

- Вместе с Департаментом жилищного хозяйства мы определили 11 колледжей, которые будут готовить кадры для жилищно-коммунальных служб города. Ежегодно от всех отраслевых департаментов получаем госзаказ. Например, сколько нужно слесарей, пекарей, официантов, водителей… На основании этих данных и формируются цифры приема студентов в профтехучилища. Даже в советское время, когда была мощная система профессионального образования, потребность города по рабочим кадрам закрывалась только на 20 процентов. Сейчас очень важно, чтобы выпускники наших колледжей оказались востребованы на рынке труда и не были выброшены при всех сокращениях.

 

- Чтобы студенты колледжей получали хорошее образование, их должны учить профессиональные педагоги. Откуда они приходят в профобразование?

 

- С января 2008 года была значительно повышена зарплата мастеров производственного обучения. Она теперь практически приравнена к средней зарплате в промышленности. После этого в колледжи пришли действительно квалифицированные специалисты. Кроме того, крупные городские организации на два-три года откомандировали в колледжи своих сотрудников, сохранив им зарплату.

 

- Сколько московских подростков ежегодно поступает в колледжи?

 

- Несмотря на демографический кризис, в последние пять лет цифры остаются примерно на одном уровне – 30-33 тысяч человек.

 

www.rg.ru

   




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
За ЕГЭ в этом году не будут ставить оценки
31-03-2009
За ЕГЭ в этом году не будут ставить оценки

В Москве снова не успевают построить детские сады к 1 сентября
12-04-2008
В Москве снова не успевают построить детские сады

Новая система оплаты услуг в дошкольных учреждениях Москвы
06-02-2006
Новая система оплаты услуг в дошкольных

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх