Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Резолюция Учредительной конференции Международной ассоциации развивающего дошкольного образования

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 184
  •  
    • 0


Российская академия образования
Институт развития дошкольного образования
Автономная некоммерческая организация
«Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева»


г. Москва 18 ноября 2004 года


 


Р Е З О Л Ю Ц И Я


Учредительной конференции
Международной ассоциации развивающего дошкольного образования


Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему российского дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений (ДОУ). ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г . № 448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям.


Вместе с тем это движение пока не опирается на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, правовые, организационные, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.


В этом контексте инновационные процессы в дошкольном образовании разворачиваются по-преимуществу стихийно. Они тесно переплетаются и зачастую не выделяются на фоне изменений, носящих внешнюю форму инноваций.


На социальном уровне - это прежде всего трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в весьма неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные (и внеобразовательные) потребности разных слоев общества, развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений, превращение дошкольного воспитания в открытую систему, которая оперативно реагирует на запросы родителей и общеобразовательной школы.


На финансово-экономическом уровне – это фактическое свертывание поддержки системы дошкольного образования на уровне федерального бюджета, нарастающая тенденция к использованию в целях этой поддержки возможностей региональных и местных бюджетов, а также введение многоканального финансирования данной системы в условиях постепенного сокращения ее бюджетного финансирования.


На организационном уровне – это появление новых категорий и видов дошкольных учреждений, попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования путем открытия дошкольных групп на базе школ, создания учебно-воспитательных комплексов «Школа – детский сад» и др., для чего, в частности, были разработаны специальные «сквозные» программы.


На программно-методическом уровне – это формирование и широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план («стеку») ДОУ новых занятий («Экология», «Иностранный язык» и др.), разработка интегрированных программ и «здоровьесберегающих» образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса.


Вместе с тем инновационные процессы в дошкольном образовании не обеспечивают решения главной задачи – его включения в систему общего образования. Речь идет о превращении дошкольного образования в полноценную ступень образовательной системы (что фактически определено Законом «Об образовании» РФ) при сохранении социокультурной и психологической специфики и самобытности дошкольного детства.


Изменение статуса дошкольного образования – мировая тенденция. Так, несколько лет назад в Финляндии произошла передача дошкольных учреждений из ведомства социальной защиты в ведомство образования, ее примеру последовала Латвия. В России (а раньше – в СССР) дошкольные учреждения, за исключением яслей, много десятилетий находятся в подчинении органов управления образованием. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного (и более ранних возрастов) нуждается не только в уходе и опеке, но в воспитании, обучении и развитии. В нем – необходимая (но не достаточная) предпосылка преобразования дошкольного звена в исходную, неотъемлемую и полноправную ступень образовательной системы в целом.


Попытки форсирования подготовки детей к школе, - путем которой на практике пытаются обеспечить преемственность дошкольного и школьного (в частности, начального) образования, – являются псевдорешением задачи превращения дошкольного образования в полноценную общеобразовательную ступень. Более того, они чреваты глубоко негативными последствиями. Среди этих последствий – масштабные нарушения соматического и психического здоровья, блокада личностного роста и, как следствие, невозможность интеграции ребенка в школьную жизнь.


Конкретные проблемы возникают в процессе разработки, распространения и внедрения инновационных программно-методических моделей.


На стадии создания – это низкая «наукоёмкость» многих новых программ и технологий, отсутствие их фундаментального психолого-педагогического обоснования, хотя именно наличие последнего традиционно характеризовало отечественное дошкольное образование. Наряду с этим неразработанность государственных стандартов дошкольного образования приводит к тому, что требования к развитию ребенка, определяемые новыми программами и технологиями, часто носят субъективный и произвольный характер.


На стадии распространения основная трудность состоит в отсутствии у большинства педагогов четко осознанных потребностей в освоении тех или иных инновационных продуктов на фоне их широкого выбора. Соответствующие оценочные критерии не выработаны, более того, сама необходимость их выработки игнорируется как в рамках педагогического образования, так и в рамках непосредственной профессиональной деятельности. Все это подменяется установкой на «инновации вообще». Именно этим обусловлена вялая динамика продвижения в образовательную практику конкретных инновационных моделей, которое носит стихийный и локальный характер. Отсутствие развитой информационно-методической базы лишь усугубляет ситуацию.


На стадии внедрения первым и главным препятствием является массовый уровень профессиональной подготовки педагога. В педагогических вузах инновационные модели изучаются лишь (в лучшем случае) в рамках спецкурсов, тогда как основные курсы построены на изложении методик традиционного образца 20-40-летней давности. Тем более, специальная работа по формированию личностной и профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности там не проводится. Семинары по профессиональный переподготовке педагогов в основном носят «информирующий» характер.


Второе препятствие - сложившиеся профессиональные установки (стереотипы) педагогов. Педагоги преимущественно ориентированы на потребление «готовых продуктов» инновационной деятельности, созданных разработчиками (исследователями, методистами), как это происходит в случае использования традиционных программ и методик. Это противоречит смыслу такой деятельности, которая всегда предполагает соавторство педагога-практика в ее проектировании и построении. Наряду с этим сами разработчики инновационных продуктов далеко не всегда предусматривают возможность и необходимость педагогического творчества в их ходе освоения.


Третье препятствие – реализация инновационных проектов в традиционных организационных формах.


Попытка решить эти проблемы и преодолеть эти трудности осуществлена в рамках Проекта развивающего дошкольного образования «Рекорд – Старт» (В.Т.Кудрявцев и его коллектив). В настоящее время данный образовательный проект экспериментально внедряется в 50 регионах России, включая в себя инновационное программно-методическое обеспечение, мониторинговое (психологическое, педагогическое, социологическое), медико-педагогическое и информационное сопровождение, опираясь на соответствующую организационно-управленческую базу. Он интегрирует дошкольные учреждения, начальную школу, семью, систему переподготовки специалистов (воспитателей, методистов, учителей, практических психологов, медицинских и физкультурных работников, управленцев) в решении социокультурной задачи формирования новой модели детско-взрослой общности. Идеи проекта получили свое развитие в ходе совместной работы его авторов с исследователями и практиками Японии, Финляндии, Сербии, Латвии.


Проведенные исследования раскрывают реальные возможности продуктивного внедрения проекта в федеральном масштабе. К числу зафиксированных результатов внедрения (апробации) относятся: а) повышение общего уровня психического развития детей (по ряду его основных показателей: уровень развития воображения, мышления, речи, познавательной мотивации, произвольности, коммуникативных способностей, осмысленной моторики и операциональных умений в целом); б) формирование фундамента полноценной школьной готовности дошкольни­ков и условий для гармоничного включения детей в школьную жизнь; в) оптимизация эмоционального мироощущения детей и взрослых; г) многообразные развивающе-оздоровительные эффекты (снижение заболеваемости в дошкольных группах и классах, коррекция психосоматических состояний у детей с хроническими заболеваниями, овладение навыками саморегуляции и др.); д) развитие у педагогов креативных способностей, исследовательских интересов и стремления к творческому росту.


Наряду с этим инновационная образовательная инициатива «Рекорд – Старт» в некоторых регионах России позволила привлечь дополнительное бюджетное и внебюджетное финансирование для дошкольных учреждений и школ, создать значительное число новых рабочих мест.


Вместе с тем возникает необходимость консолидации усилий ученых и практиков, разрабатывающих и реализующих данный проект, с представителями других подходов к построению инновационного дошкольного образования.


Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:


1. Учредить Международную Ассоциацию развивающего дошкольного образования (МАРДО) в целях решения задач:


  • разработки и реализации проектов развивающего дошкольного образования, их программно-методического и мониторингового обеспечения;

  • координации деятельность ДОУ, работающих по данным проектам;

  • содействия подготовке и переподготовке воспитателей, методистов, психологов, руководителей - специалистов по развивающему дошкольному образованию;

  • оказания научной, информационной, методической, организационной и правовой поддержки указанных специалистов, защиты их профессиональные интересы;

  • организации изданий научной, учебной и методической литературы по развивающему дошкольному образованию;

  • организации семинаров, конференций, симпозиумов, совещаний по проблемам данного профиля;

  • поддержки родителей, заинтересованных в развитии своих детей;

  • защиты общественных и государственных приоритетов дошкольного образования как развивающей и развивающейся системы, пропаганды его идей в современном обществе.

Отв.: В.Т.Кудрявцев, Г.П.Новикова, Э.Камия,

В.А.Лазуткин, Л.А.Амётова
Сроки: YI квартал 2004 г . - I квартал 2005 г .


2. Организовать сеть отделений МАРДО, включающих зарубежные (Финское, Японское, Сербское, Латвийское) и российские региональные (Центрально-Черноземное, Южное, Поволжское, Дальневосточное, Алтайское, Уральское, Ханты-Мансийское, Ненецкое, Якутское, Московское городское, Московское областное, Красноярское) отделения.


Отв.: В.Т.Кудрявцев, Э.Камия, П.Хаккарайнен,

Н.Н.Вересов, В.Яниевич-Попович,

Б.А.Зельцерман, Г.П.Новикова,

Г.П.Новикова, О.А.Попова,

Р.Г.Мухаметзянов, М.В.Копытина,

Т.М.Баринова, Е.Л.Горлова,

Н.В.Дорофеева, Н.Н.Лебедева,

В.С.Луценко, Т.П.Фомичева,

М.М.Цапенко, Н.А.Смирнова,

С.М.Лазутина
Сроки: IY квартал 2004 г . – II квартал 2005 г .


3. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ, к руководству ряда политических движений и партий с пакетом предложений по поддержке инновационных процессов в дошкольном образовании.


Отв.: В.Т.Кудрявцев, Е.Е.Кравцова, В.А.Лазуткин,

О.А.Попова, С.М.Лазутина
Сроки: IY квартал 2004 г . – I квартал 2005 г .


4. Начать систематическое освещение деятельности МАРДО в средствах массовой информации.


Отв.: В.Т.Кудрявцев, В.М.Кузина,

А.В.Гейшина, М.С.Аромштам
Сроки: I квартал 2005 г .


5. Создать сайт МАРДО в Интернете.


Отв.: В.Т.Кудрявцев, М.И.Макаревич
Сроки: II квартал 2005 г .


6. Создать Международный Организационный комитет по организации I -ой Конференции МАРДО и провести ее в г. Москве в ноябре 2005 г .


Отв.: В.Т.Кудрявцев, Г.П.Новикова, Э.Камия

Сроки: IY квартал 2004 г . - IY квартал 2005 г .


7. Совместно с Институтом развития дошкольного образования РАО, Департаментом образования г. Москвы и АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» провести в г. Москве II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развивающая педагогика оздоровления».


Отв.: В.Т.Кудрявцев, И.Л.Кириллов, М.М.Цапенко

Сроки: III квартал 2005 г .


8. Принять участие в организации Международной конференции «Развивающее экологическое образование: воображение и становление Образа Мира» (планируемый срок проведения – I квартал 2006 г .)


Отв.: Э.Камия, В.Т.Кудрявцев

Сроки: IY квартал 2004 г . - IY квартал 2005 г .


 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Между прочим...
12-11-2004
Между прочим...

Учредительная конференция Международной Ассоциации развивающего образования
01-11-2004
Учредительная конференция Международной

Проекты Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева
12-04-2004
Проекты Центра развивающего образования Владимира

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх