Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Посвящение В.В.Давыдову: конференция в РГГУ. День первый

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 759
  •  
    • 0

Василий Васильевич Давыдов

 На дворе – юбилейная «Давыдовская» осень. Вслед за Международным симпозиумом «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики»,который прошел в Психологическом институте РАО и Московском городском психолого-педагогическом университете 16-17 сентября (фоторепортаж), 20-21 сентября в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ состояласьЮбилейная конференция«Теоретическое отношение к действительности: природа, развитие, образовательная поддержка» /к 80-летию со дня рождения В.В.Давыдова/ (краткая информация). Еще одна конференция, приуроченная к юбилею, ждет своего открытия в Набережных Челнах 21 октября. Уже само число этих мероприятий, представительность их программ, позволяет ответить на вопрос (если таковой возникнет): что есть сегодня для нас, для психологии, для образования Василий Васильевич Давыдов? 

Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж о первом дне работы конференции в РГГУ (оба дня работа шла в Есенинской аудитории).

 

работа конференции в РГГУ - Есенинская аудитория



Елена Кравцова

 Открыла конференцию директор ИП им. Л.С.Выготского РГГУ Елена Кравцова. По ее инциативе конференцю было предложено организовать и провести в стенах РГГУ. Ведь в 1983 г. мы вместе с Леной под руководством В.В.Давыдова начали работу над нашей любимой темой - воображения и его развития в лаборатории Института дошкольного воспитания АПН СССР (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства РАО). Туда - буквально в пыльный и вредный подвал - был тогда "сослан" В.В.Давыдов,  которого освободили от должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и исключили из членов КПСС. Некоторые считают этот период в биографии В.В.Давыдова "черным". Мы с Леной ктегорически не согласны с этим, о чем оня прямо сказад в своем вступительном слове.  


Люция Васильевна Берцфаи

 

Приветствие Люции Васильевны Берцфаи, супруги-соратницы Василия Васильевича.

 


Владимир Петрович Зинченко

В.П.Зинченко рассказал о результатах работы над проектом «Геном культурного развития», который в 1990-е гг. был поддержан Российской академией образования  благодаря усилиям ее вице-президента Василия Васильевича Давыдова.  Культура – это сила, ничего не навязывающая, а «приглашающая» к развитию, «приглашающая» к мышлению. Другой вопрос: кто это «приглашение» принимает, и готов ли он к нему? Система развивающего образования, одним из основоположников которой являлся В.В.Давыдов, как раз и готовит детей к принятию этого «приглашения».  



Владимир Петрович Зинченко



рисунок Давыдова "улитка"


В.В.Давыдов, который не любил схем, 15 лет назад неожиданно нарисовал В.П.Зинченко эту "улитку" в морозном Усть-Илимске. 



   

Владимир Кудрявцев

…Архимед решает вполне конкретную задачу, поставленную перед ним сиракузским правителем Гиероном: вычислить удельный вес золота и серебра, которые, по его подозрению, подмешали в корону жулики-мастера. Решает конкретную задачу, а наталкивается на универсальную закономерность, открывает закон «плавающих тел». В дистанции между тем и другим как раз и выражено теоретическое отношение к действительности. Увидеть в специальном «техническом задании» общую проблему, хотя тебя об этом не просят. Но ведь если не увидеть – то и «технического задания» не выполнить. Во времена Архимеда не было таблицы удельных весов, которой сегодня пользуются школьники… Архимед решил конкретную задачу сразу для всех случаев, для всех времен и для всех народов. Значит, с самого начала он относился к задаче как-то по-особому – теоретически.


 Теоретическое отношение не замкнуто в границах науки. Александр Сергеевич Пушкин адресуется только к Анне Петровне Керн: «Я помню чудное мгновение…». Это их интимное, только им двоим принадлежащее мгновение. Но Александр Сергеевич, пишущий эти строки, - уже знаменитый поэт. И он, конечно, знает о том, что «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Уже в момент своей сокровенной адресации любимой женщине он вполне допускает, что строчки, продиктованные сердцем, когда-нибудь наберет наборщик, совершенно чужой человек… И прочитают совершенно чужие люди. В том числе, другие, многие-многие женщины, которые воспримут посвящение одной как обращение к своим чувствам, о которых Александр Сергеевич даже не подозревает. Адерсоваться одной, а обратиться ко всем! Дарпоэта. И дар влюбленного, любящего. Это же как надо любить одну, чтобы твою любовь приняли все… Язык не поворачивается назвать это «теоретическим отношением к действительности», но это близко!




Валерий Лазарев


Мой коллега и друг Валерий Лазарев счел, что я выхожу за границы предмета обсуждения Что ж, на то он и академик, чтобы блюсти границы…)))) А я заранее задался целью расширить эти границы. Да и замысел конференции, в принципе, был таков.  



Владимир Петрович Зинченко

Зато Владимир Петрович Зинченко, тоже академик, сделал мне замечательный подарок, напомнив строчки из «Онегина»: «Прошла любовь, явилась муза…». Муза ведь – не конкретная дамская персона. Но вдохновляет на любовь к персонам вполне конкретным, которую поэт выражает в своих стихах. И все-таки, муза – шлейф реальной женщины, одной, а не «собирательной». Одной, которая стоит для него всех…

 

Владимир Собкин

Еще один академик – Владимир Собкин своим докладом «В.В.Давыдов и искусство» убедил меня в том, что я прав в попытках «расширить предмет обсуждения». :)



Владимир Собкин



Валерий Лазарев



Валерий Лазарев убедительно показал, что дети не хотят и не умеют учиться, потому что не хотят и не умеют учиться их учителя. В его докладе были изложена концепция и опыт развития у учителей желания и способности учиться.

Валерий Лазарев

Геннадий Кравцов

Классическая наука, сказал Геннадий Кравцов, исследует существующее. Ее предмет всегда есть. А В.В.Давыдов со своим коллективом занялись изучением того, чего нет (до поры до времени не было). А для этого им пришлось построить, заново создать изучамемое. Речь идет об учебной деятельности в школе. «Учеба», заучивание материала – еще не учебная деятельность. Учебная деятельность – это решение особых, учебных, задач, главный результат которого заранее не запишешь в конце учебника и не подсмотришь его там.  Этот результат – изменение в мышлении, в сознании, во внутреннем мире ребенка.  

 

Геннадий Кравцов





Элина Ламперт-Шепель



Елена Кравцова


Елена Кравцова показала, что связь между развитием воображения и готовностью к учебной деятельности является самой прямой. 


Анатолий Тюков

Анатолий Тюков увидел в В.В.Давыдове открывателя основного закона образования.


Маргарита Каминская

Маргарита Каминская обратилась к парадоксам личностного роста в развивающем образовании. 


Саша Шапиро

На самом деле Саша Шапиро - совершенно не директивен. Добрейший человек, гуманный "позитивный психотерапевт". :) 



Владимир Кудрявцев



 





© Photo Гульшат Уразалиева, Елена Воля, Ольга Меркулова, Пресс-центр РГГУ.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Юбилейная конференция к 80-летию со дня рождения В.В. Давыдова в РГГУ
28-09-2010
Юбилейная конференция к 80-летию со дня рождения

Посвящение В.В.Давыдову: конференция в РГГУ. День второй (запоздалый фоторепортаж)
03-11-2010
Посвящение В.В.Давыдову: конференция в РГГУ. День

Юбилейная конференция к 80-летию со дня рождения В.В. Давыдова в РГГУ
27-09-2010
Юбилейная конференция к 80-летию со дня рождения

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (16)
Март 2024 (59)
Февраль 2024 (48)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх