Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. День первый (14.11)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 844
  •  
    • 0

 


 Итак, после общих впечатлений продолжаю рассказ о Чтениях уже в хронологии.

Первые аккорды Чтений традиционно задаются живой музыкой. На этот раз выступал вокальный ансамбль «Батерфляй».


Выступление включало песни на разных языках. Моя музыкально-языковая «дремучесть» не позволила мне проверить мелькнувшее предположение, что репертуар перекликался с географией участников конференции.


Впрочем, независимо от верности этого предположения, музыкальное открытие всегда задает особый настрой «на волну» чтений. Усилением этой волны стал фрагмент фильма о Льве Семеновиче Выготском. Елена Евгеньевна Кравцова — не только директор Института психологии им. Л.С. Выготского, но и его внучка — представляя фрагмент, сказала, что работа над фильмом еще продолжается. Что ж, год пролетает быстро — и можно надеяться, что на следующих Чтениях мы увидим фильм целиком.


Приветственное выступление Александра Григорьевича Асмолова поразило широтой хвата направлений современной зарубежной психологии, которые он сопоставлял с культурно-деятельностной теорией. Термин «культурно-деятельная теория» явно (судя по последующим выступлениям) был принят с некоторой настороженностью. Однако, в общем контексте задач интеграции в мировое сообщество, может быть, и такой, не самый корректный с методологической точки зрения, термин, использованный в названии ISKAR (International Society for Cultural and Activity Research – Международное общество культурно-деятельностных исследований) может быть оправдан. Оптимизм Александра Григорьевича в отношении перестройки отечественного образования на культурно-деятельностных основаниях тоже был не слишком разделен многими участниками, которые выступали на следующих заседаниях.


Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. День первый (14.11) 
С некоторыми другими приветствиями участникам конференции можно познакомиться здесь. «Внеплановым» было и  приветствие одного из формально-организационных лидеров отечественной психологии — декана факультета психологии МГУ, председателя РПО Ю.П. Зинченко.



Юрий Петрович пришел не с пустыми руками, а вручил что-то благодарственное Елене Евгеньевне Кравцовой.



Часть последующих докладов я пропустила, решая некоторые организационные дела. Яков Львович Коломинский свое выступление начал с размышлений о государственной разделенности и содержательном единстве психологии на постсоветском пространстве, и в частности, в России и Белоруссии, для которых Лев Семенович Выготский одинаково «свой».


 
По некоторым фрагментам доклада Joaquim Maria Quintino Aires, которые я успела заметить, мне показалось, что он во многом перекликался с докладом, сделанным на Чтениях прошлого года. А вот коллега сожалела, что в этом году доклады шли без перевода.


Заключительный на пленарном заседании первого дня доклад Элины Ламперт-Шепель из США показался мне, как обычно, интересным (до этого я уже слышала выступления Элины на чтениях памяти Выготского в 2009 году и на юбилейной конференции памяти В.В. Давыдова в 2010 году). В докладе были представлены некоторые результаты исследования средств рефлексии, используемых российскими и американскими учителями. Проблема знаково-символических средств рефлексии близка мне, и доклад дал повод задуматься над ней еще раз, и обращать при этом больше внимания не только на знаковые (в узком смысле) средства – схемы, вербальный анализ и т.п., но и образные – в частности, метафору.



После пленарного заседания и обеда в программе было выделено время для неформального общения участников. Вполне допускаю, что такой временной “буфер” был оправдан, если организаторы опасались, что пленарное заседание затянется. Возможны и другие причины, по которым следующее программное мероприятие – лекцию Геннадия Григорьевича Кравцова – нужно было поставить на более позднее время.


Насколько сложно составить программу крупной конференции, я знаю не понаслышке – сами делали это не далее, как в сентябре. Тем не менее, опыт с выделением времени на неформальное общение в первый день конференции мне показался не самым удачным. Возможно, ближе к концу работы, после секций, такой формат и был бы уместен – для обсуждения вопросов, которые возникли во время секционных заседаний. Ведь на неформальное общение с уже знакомыми коллегами время все равно находится, а содержательных поводов для новых знакомств в первый день было еще слишком мало.


Останавливаюсь на этом, наверное, еще и потому, что было жаль сначала коротать время в ожидании лекции, а после нее уже не иметь сил и того же времени (с учетом, что хотелось не слишком поздно приехать в гостиницу и иметь возможность хоть немного подготовится к своему выступлению) остаться на последнее мероприятие – круглый стол по образовательной проблематике.


Теперь о самой лекции. Некоторые идеи, о которых говорил Геннадий Григорьевич, уже были мне известны из его публикаций. Например, проблема обобщения, заложенного в орудии (отсыл к положению А.Н. Леонтьева: “И топор обобщает”), вопрос о том, можно ли считать действия, направленные на достижение одной цели, но разными способами и через разную систему операций, одинаковыми, и др. В одной работ Г.Г. Кравцова, на которую я ссылалась в своих тезисах, была продуктивная, на мой взгляд, линия рассуждений о внутренней структуре орудия и знака. Материальное орудие имеет рабочую поверхность и рукоятку – и об этом на лекции речь немного шла. Но дальнейший поиск аналогии “рабочей поверхности” и “рукоятки” знака как психологического средства, который был намечен в статье, в лекции, увы, не прозвучал. А именно этого я больше всего ждала от лекции, в надежде найти новые «точки опоры» для своего выступления.




Рассказ о следующих днях в стадии доработки.


Блог Ольги Меркуловой




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
XVI Международные Чтения памяти Л.С.Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика» (Москва, 16-20 ноября 2015 г.)
07-07-2015
XVI Международные Чтения памяти Л.С.Выготского

Приглашаем вас принять участие в XVI Международных чтениях памяти Л.С.Выготского «Обучение и развитие: современная теория и
Культурно-историческая психололгия на рубеже веков (VI Чтения памяти Л.С.Выготского)
07-11-2005
Культурно-историческая психололгия на рубеже

Международные чтения памяти Л.С.Выготского
08-11-2004
Международные чтения памяти Л.С.Выготского

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх