Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Гений исторически ограничен – чертой главного. К 90-летию Леонида Гайдая

  • Закладки: 
  • Просмотров: 4 607
  •  
    • 0

 Леонид Гайдай  


Гений - понятие очень историчное. Это значит, что при самом опережающем взгляде вдаль он несет всю тяжесть ограничений своего времени. Правда, адекватнее, чем другие, оценивая подлинный вес этой ноши. Но все равно - парадокс. Который легко разрешаем: гений исторически ограничен чертой главного. Порой искривленного, порой, наоборот, выправленного временем.


Таков Леонид Гайдай, 90-летие которого – праздник для всей страны, без преувеличений и официоза.


Люди, не знавшие советской жизни, узнают в фильмах Гайдая  не о ней. Узнают  окружающее, окружающих и самих себя. Главное - нем, в них и в себе. «Все украдено до нас!» по жизненности равновелико «Воруют!»… Узнают Сааховых, которые крадут невест и спутывают государственную шерсть с личной вполне безнаказанно, Шефов, по-прежнему проворачивающих свои делишки в закулисье, а напоказ выставляющих  представителей и озвучивателей – Леликов, Бунш, которые всерьез поверили, что они – цари… 


Но Гайдай – не апологетика вечности Сааховых-Шефов-Леликов-Бунш. Интеллигентный, стеснительный, нередко меланхоличный, но совсем не робкий, Леонид Иович болезненно  переживал советское и обычное – вневременное - бытовое хамство, жлобство, глупость, подлость. И он придумал героя-альтер эго, который может быть противопоставлен всему этому, - Шурика. Нина Гребешкова, супруга, вспоминала, что при этом он даже искал портретное сходство с собой, и нашел – в лице Александра Демьяненко.


В кино Шурик побеждает, а в жизни? Даже в союзе с кавказской пленницей Ниной и Семеном Семеновичем Горбунковым?  Но ведь Гайдай видел в этом союзе прежде всего нас, зрителей. А Шурик, Нина, Семен Семенович – лишь приглашение, предложение вступить в него, от которого не может отказаться любой порядочный человек. Конечно - с сохранным чувством юмора.  Впрочем, утрата этого чувства иногда служит индикатором более серьезных потерь – в умственно-нравственных сферах.


Ну, и – семейно-биографическая иллюстрация «вечности» Гайдая. Первой большой взрослой премьерой в кино стала для меня «Бриллиантовая рука». Отец заманил меня туда «на Никулина», которого я уже полюбил в Цирке на Цветном. Если самое дорогое для меня кино делить на жанры, то в комедийном  «Бриллиантовая рука» до сих пор не знает себе равных. А самым первым взрослым фильмом, который от начал и до конца просмотрел мой сын Кирюша, когда ему еще не исполнилось трех лет, была «Операция «Ы»». Он потом заставлял меня переставлять кассету и с ней,  и с «Бриллиантовой рукой» по нескольку раз подряд. Сейчас Кирилл – главный домашний эксперт в области мирового кино, включая «серьезное». Но тех фильмов он не забыл.


Да, очень важно, что кино Гайдая – родом из нашего детства. Как будто предвидя это, он никогда не делал его злым, человечно и мягко доводил юмористическую форму до предельной сатирической остроты. А, может быть, просто по-другому не умел снимать, чувствовать, думать, жить?


С Днем Рождения, дорогой Леонид Иович, наш гений – вечный, добрый, домашний, любимый!  


Владимир Кудрявцев  


Upd. Смотрю и вижу еще одно портретное сходство - Гайдая с
А.В.Брушлинским. Как же порой похожи друг на друга наши добрые гении!


 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх