Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Отзыв на диссертацию О.С. Рыбочкиной «Взаимосвязь художественных творческих способностей юношей и девушек и их представлений о психологических характеристиках их родителей»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 13 567
  •  
    • 0

ОТЗЫВ


на диссертацию О.С. Рыбочкиной «Взаимосвязь художественных творческих способностей юношей и девушек и их представлений о психологических характеристиках их родителей», представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология


Сегодня становится все более очевидным то, что творческие способности, с психологической точки зрения, не просто обеспечивают поиск (порождение) нового в разных видах деятельности. Впрочем, многое зависит от того, что понимать под новизной в творчестве. Л.С. Выготский писал, что для психолога творчество - это, прежде всего, «создание новых форм поведения», т.е. самосозидание человека. Или, как бы мы сказали сегодня, творчество для психолога – это форма личностного роста, а его результат – сама личность, ее специфические, личностные, новообразования. Хотя подобная идея давно циркулировала в философии (от Гегеля и Маркса – до Гадамера и Хайдеггера), понадобилось несколько десятков лет, чтобы она получила свое содержательное психологическое наполнение, перестав быть просто красивой метафорой. Но и по сей день она не является общепринятой. Хотя бы потому, что нашла свое развитие и подтверждение пока в достаточно ограниченном круге специальных исследований.

К этому кругу исследований примыкает и рецензируемая работа О.С. Рыбочкиной. С одной стороны, художественные творческие способности – весьма благодатный и удобный материал для изучения «личностной природы» креативности. В частности, в силу того, что художественное творчество, по сути своей, - способ трансляции личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). С другой стороны, это «удобство» весьма неоднозначно: слишком велика вероятность неспецифических, не относящихся к сфере креативности, психологических привнесений (проекций) в творческий процесс и продукт. Правда, в этой неспецифичности проступает и определенная грань специфики самого художественного творчества. Поэтому «неспецифическое» нужно понять как «специфическое», ибо таковым оно и становится в границах целостного и цельного личностного мира. По такому пути (наибольшего сопротивления!) и пошла О.С. Рыбочкина.

Казалось бы, какая может быть связь между художественными способностями и представлениями их обладателей о психологических характеристиках собственных родителей? Не прямая, но очень существенная, как показывает диссертант. Настолько существенная, что в связи с типом таких представлений выстраиваются и уровни развития художественных творческих способностей. В своем исследовании О.С. Рыбочкина кропотливо, шаг за шагом пытается обосновать эту связь и в итоге приходит к весьма нетривиальным результатам.

При этом объяснительный принцип она ищет во введенном Выготским понятии социальной ситуации развития. «Чтобы понять природу творческих способностей, способностей к преобразованию сущего, необходимо разъяснить вопрос о характере отношения творческого человека к окружающему его миру и, прежде всего, к социальной ситуации его развития» (Автореферат. С. 3). Но для Л.С. Выготского (и тут О.С. Рыбочкина очень четко следует его логике) социальную ситуацию развития ребенка – какие бы универсальные нормативы человеческих отношений ни лежали в ее основе – в конечном счете, задает значимый, близкий, родной взрослый, родитель – папа или (и) мама. Это привносит в нее гендерную специфику, равно как – и генедерная принадлежность самого ребенка. Это очевидное, на первый взгляд, допущение в ходе своей проверки оборачивается далеко не очевидными выводами.

Применительно к творческим способностям ребенка логично было бы рассуждать примерно следующим образом: их уровень обусловлен наличием «творческого родителя», который способен осознавать ценность не только своих достижений, но и креативных продвижений ребенка. При этом он должен быть непременно демократичным, открытым к сотрудничеству, сопереживающим, доброжелательным, уважающим и любящим свое дитя. Добавим к этому уже известные генедерные различия в креативности и стиле взаимоотношений взрослых и детей, сделаем «поправку» на них и получим достоверную картину связи показателей сформированности творческих способностей ребенка с опытом проживания им социальных ситуаций развития.

На самом деле все обстоит значительно сложнее.

Во-первых, как показано в работе, не только сами по себе отношения мальчиков и девочек с папами и мамами, но и форма их осмысления теперь уже юношами и девушками определяет их художественную креативность.

Во-вторых, идея «творческого родителя» - сотрудничающего, понимающего, «конгруэнтного», по К. Роджерсу, и т.п. как гаранта высокого уровня развития творческих художественных способностей, не получила в исследовании своего подтверждения.

К примеру, в группе юношей с высоким уровнем творческих способностей, по сравнению с другими группами у отца наблюдаются высокие числовые значение по следующим характеристикам: упрямство, доброта, уверенность, обаятельность, упрямство, расслабленность, закрытость, а так же наиболее низкие числовые значения по таким характеристикам как демократичность, стабильность, общительность. То есть данный образ является положительным, притягательным, но при этом он не дает полного ощущения защищенности и стабильность.

У мам юношей группы с высоким уровнем творческих способностей наиболее высокие значения по таким психологическим характеристикам как: добрая, прощающая, сильная, спокойная, не взрывная, обаятельная, самостоятельная, деятельная, суетливая.

У юношей со средним уровнем творческих способностей в образах обоих родителей преобладают характеристики «родителя-друга». Так, отцу присущи наибольшая выраженность таких психологических качества как: доброта, мягкость, прощение, близость, спокойствие, стабильность, разговорчивость, деятельность, общительность, невозмутимость. У матери наиболее выражены такие характеристики как способность к компромиссу, стабильность, демократичность, независимость, спокойствие, рассудительность, независимость.

Значительно отличаются образы родителей с низким уровнем творческих способностей от вышеописанных. Так, отец в глазах юношей данной группы выглядит как жесткий, самостоятельный и не притягательный. Наибольшее значение мы можем видеть в таких психологических качествах как: сильный, стабильный, взрывной, независимый; а наименьшее - в таких, как: добрый, деятельный, обаятельный и т.п.

В группе девушек с высоким уровнем творческих способностей у отца наиболее выражены такие характеристики как: спокойствие, деятельность, в то время как наименее выражены отзывчивость, обаяние, расслабленность. У матери наиболее выражены суетливость, открытость, общительность, упрямство, решительность, наименее доброта и демократичность.

В группе девушек со среднем уровнем творческих способностей в образе отца наиболее выражены такие характеристики как: добрый, близкий, демократичный и обаятельный. У матери - прощающая, обаятельная, уступчивая. То есть, как и в группе юношей со среднем уровнем творческих способностей данные образы характеризуются как образы родителей-друзей.

У девушек низким уровнем творческих способностей в образе отца наиболее выражены такие качества, как: злой, прощающий, рассудительный, сильный, самостоятельный, беспокойный, раздражительный – этот образ достаточно противоречив. В образе матери сильно выражены такие качества как доброта, стабильность, способность к компромиссу, сила, демократичность, спокойствие, невозмутимость.

Почему так происходит? Юность – эпоха обострения кризиса идентичности. И именно через художественное творчество (равно как и через восприятие художественных произведений) растущий человек ищет пути его разрешения – условные или реальные. Обострение кризиса идентичности в юности дополнительно обусловлено и тем, что человеку уже недостаточно простой идентификации с эталоном взрослости, в том числе, тем, который являл ему родитель (как это было в детстве). Эталонные образы взрослых становятся, скорее, материалом и инструментом, обращаясь к которым юноши и девушки сами вырабатывают свои критерии идентификации. Однако многие сложившиеся у них родительские образы еще недостаточно осмыслены и отрефлексированы, продолжая нести в себе напряжение тех проблем, в поле которых оказалось еще детское сознание испытуемых. Компенсировать это и позволяет художественное творчество.

Мне представляется, что это – одна из главных мыслей, на которую наводит диссертационная работа О.С. Рыбочкиной, при всей своей новизне в данном исследовательском контексте – нисколько не противоречащая ранее полученным в мировой психологии результатам.

Констатируя высокий методический уровень исследования, все же задам вопрос относительно его инструментарии. Насколько валидными для оценки уровня развития художественных творческих способностей являются использованные диссертантом рисуночные диагностические методики? Складывается впечатление, что автор стремится дополнительно «подкрепить» результаты, которые были получены посредством них, экспертными оценками. Возможно, это – только впечатление.

И одно, но существенное замечание. Апеллируя к Л.С. Выготскому, автор утверждает, что социальная ситуация развития – непосредственная детерминанта формирования личности и ее художественных творческих способностей. Однако, по Выготскому, ход развития непосредственно детерминирован не его наличной социальной ситуацией, а способами конструирования этой ситуации внутри системы «ребенок – взрослый». Кстати, и в своем экспериментальном исследовании О.С. Рыбочкина, видимо, неслучайно абстрагируется от того, что и сами по себе образы родителей складываются в процессе такого конструирования, выступают его артефактами.

В целом, в работе задан оригинальный ракурс анализа проблематики творческих способностей и источников их развития, что вносит принципиально новые штрихи в картину этого развития.

Автореферат и публикации автора соответствуют содержанию диссертации.

Диссертационное исследование О.С. Рыбочкиной отвечает требованиям ВАК Минобрнауки РФ, предъявляемым к кандидатским диссертациям по психологии. Его автор, бесспорно, заслуживает присуждения ему искомой ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.


Официальный оппонент,

доктор психологических наук,

профессор

В.Т.Кудрявцев

14.10.08




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию О.С. Рыбочкиной «Взаимосвязь художественных творческих способностей юношей и девушек и их представлений о психологических характеристиках их родителей»
27-11-2008
В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию О.С.

В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию М.В. Семенихиной «Взаимосвязь особенностей рефлексии и образов родителей у мужчин и женщин»
25-04-2008
В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию М.В.

Защита диссертации А.В.Сурмавы
23-12-2004
Защита диссертации А.В.Сурмавы

30 декабря 2004 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоится защита диссертации А.В.Сурмавы "Идея
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх