Меня иногда причисляют к ярым противникам ЕГЭ. И совершенно зря. Просто в любом серьезном деле для начала важно разобраться, говоря языком одной из главных книг нашей цивилизации: человек для субботы или суббота для человека? Попробуйте себе представить ситуацию, что мы заботимся о своем здоровье исключительно ради того, чтобы термометр показывал температуру 36,6. Да, это один из показателей состояния нашего здоровья, но не более того. Не может вся система лечения и профилактики поставлена в услужение термометру. А с ЕГЭ мы наблюдаем именно такую ситуацию.
Все «реформа» образования вертится вокруг ЕГЭ, который обрел статус самодовлеющей сверхценности. Во всем мире подобные «измерительные инструменты» создаются и используются в рабочем порядке, вокруг них не поднимается такой шумихи. Во Франции, например, вопросы для ЕГЭ готовят школьные учителя. А университеты доверяют им, своим выпускниками, ибо несут ответственность за качество того образования, которое им дали. В СНГ практику ЕГЭ раньше России ввел, например, Казахстан. Но и там все прошло относительно спокойно – система так или иначе заработала и относительно нормально функционирует уже не первый год.
У нас же под видом всероссийского эксперимента запущена неповоротливая административная машина с огромными финансовыми аппетитами и привычно раздутым чиновничьим аппаратом. Предполагается, что она вывезет и интегрирует нас в мировое образовательное пространство. Дай Бог, чтобы через год (срок завершения эксперимента) удалось обосновать, что ее топтание на месте имело хоть какой-то КПД. А ведь необходимость обслуживания этой махины оттянуло силы и средства от действительно важных сфер развития российского образования: разработки его нового содержания, технологий современного обучения, самого способа позиционирования школьного образования в российском общества начала XXIстолетия. Все это отошло на задворки «реформы» и во многом рассматривалось сквозь призму интересов… той же «ЕГЭистической» машины.
Скажем, значимость учебных дисциплин определяется ныне тем, войдут или не войдут они в ЕГЭ. Буквально на наших глазах был поставлен окончательный крест на и без того многострадальной школьной литературе. Г-н Болотов проблемы в этом не видит. Дети живут в другом мире и пользуются другими источниками информации. Будет ЕГЭ, не будет – они как не читали, так читать и не станут, рассуждает экс-глава Рособрнадзора. Но, может быть, какую-то часть ресурсов, затраченных на эксплуатацию ЕГЭ-махины, следовало бы задействовать для выяснения того, почему дети не читают и как сделать так, чтобы они читали. Если наши чиновники составляют представления об Интернете лишь по порносайтам, стоит им заметить, что каждый желающий может также найти в Сети мировую литературную классику, совершить «экскурсию» по всем основным картинным галереям мира и т.д. Просто нужны «ответственные взрослые», которые посодействует в этом детям. Однако взрослые заняты более важным - государственным делом под названием «ЕГЭ».
А дети – об этом мне недавно рассказал знакомый учитель – сетуют на то, что в школе перестало интересно учиться. Причем, прямо связывают это с тем, что все школьное обучение отдано на алтарь ЕГЭ. «Мы не хотим быть машинами для ЕГЭ!», протестуют дети. Да кто же их услышит?
На развитие сайта