Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Олег Смолин. Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 819
  •  
    • 0

Смолин О.Н.


В продолжение темы новости от 19.01.11.


Выступление депутата Государственной Думы ФС РФ, заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы Олега Николаевича Смолина на парламентских слушаниях, организованных фракцией КПРФ в Госдуме и общественным движением «Образование – для всех» в связи с обсуждением двух законопроектов об образовании: правительственного и подготовленного защитниками отечественного образования.


18.01.2011. Государственная Дума. Малый зал


Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, позвольте мне сердечно приветствовать вас от имени второго основного организатора сегодняшних парламентских слушаний, от имени общественного движения «Образование – для всех».


Скажу прямо, в руководстве нашего движения большинство людей беспартийные, как я. Мы готовы работать со всеми общественными силами, которые защищают интересы отечественного образования, но при этом мы много лет более тесно работаем с фракцией КПРФ по понятной и совершенно простой причине. Как человек беспартийный и недавно отметивший 20 лет работы в парламенте я вам могу сказать абсолютно объективно, что на протяжении этого времени лучше всех практически, не на словах, за интересы образования, за предложения в области образовательной политики голосовала фракция КПРФ. Поэтому мы проводим сегодня совместные общественные слушания.


Начну с того, что обсуждение подготовленного министерством законопроекта, большого законопроекта «Об образовании» имеет, по крайней мере, тот плюс, что позволяет нам обсудить ключевые вопросы образовательной политики. Я попробую ответить на некоторые из них, которые сейчас наиболее активно обсуждаются, в том числе на специальном сайте, где вывешен правительственный законопроект «Об образовании».


Вопрос первый. Нужен ли нам новый закон «Об образовании»? Повторю, отчасти, Ивана Ивановича. Действительно, мы имеем попытку уже четвёртой редакции закона. Закон в редакции 1992 года, который Европейская ассоциация образовательного права, ЮНЕСКО признавали одним из лучших в мире; закон 1996 года, сделавший шаг вперёд к 1992 году. Затем закон о монетизации 2005 года, который фактически означал третью, резко ухудшенную редакцию закона «Об образовании». Тогда мы, семь депутатов комитета во главе с Жоресом Алфёровым, написали письмо-протест под названием «Погром в законе». И действительно, закон «Об образовании» всегда основывался на двух системах ценностей: на социальных ценностях и на ценностях демократических в общепринятом нормальном, а не российском смысле этого слова. Закон о монетизации нанёс удар по обеим системам этих ценностей.


После закона о монетизации был продолжен курс, который одни называли зачисткой образовательного законодательства, а другие называли его контрреформой. И то, и другое справедливо. Так вот, наш ответ предельно прост: новый закон об образовании нужен при двух условиях.


Первое. Если он отвечает на основные вопросы образовательного сообщества и страны.


Второе. Если он не ухудшает, а улучшает положение большинства участников образовательного процесса.


Хочу сказать, что наш закон во многом написан на основе закона «Об образовании» 1996 года и других наших законодательных инициатив. Его соавторами по праву могут считаться депутаты Верховного Совета, Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва, Государственной Думы второго созыва и так далее – все, кто вносил свой вклад в образовательное законодательство России. Мы этот ценный опыт не забыли, мы не Иваны, не помнящие родства.


Вопрос второй. Как следует обсуждать большой закон «Об образовании»? Ответ. На наш взгляд, единственно правильный путь – сначала обсудить концепцию, а затем уже обсуждать текст. Правительство, как обычно, пошло другим путём. В конце мая на сайте появился более чем 300-страничный проект закона «Об образовании». В порядке забавы могу вам рассказать, что когда в первый раз он обсуждался в комитете, а это было в июне, наши депутаты стали требовать себе сокращённый вариант. Один из наших коллег, и его знаменитая фраза вошла в Интернет и осталась в стенограмме комитета, произнёс: мозги наши депутатские не приспособлены к восприятию этого законопроекта. Но если не приспособлены депутатские, то как же с остальными?


Теперь нам наши коллеги из Минобрнауки, которых мы приглашали на сегодняшнее обсуждение, сказали, что концепцию обсуждать не хотят, будут обсуждать текст, когда он появится. На наш взгляд, это неправильно, у нас пытаются идти тем же порочным путём, которым шли до сих пор.


Абсолютное большинство образовательного сообщества не прочитало огромного законопроекта, вывешенного на сайте. Утверждаю, что его прочитало и меньшинство депутатов профильного комитета, это вообще тяжёлый, адский и неблагодарный труд. Можете выразить мне и другим, кто прочитал, глубокие соболезнования. Мы полагаем, что сначала нужно обсудить концепцию, понять, какая концепция устраивает образовательное сообщество, а затем на её основе дорабатывать текст.


Текст у нас, конечно, практически готов, после наших обсуждений мы его намерены тоже вывесить на сайте. И когда оба законопроекта будут внесены в Государственную Думу, предлагаем провести повторные общественные слушания по уже двум текстам законопроекта. Повторять пороки обсуждения, которые допустили наши коллеги из Министерства образования и науки мы не намерены.


Вопрос третий. Ответы на какие вопросы образовательного сообщества должен дать закон и на какие вопросы дают ответы тот или другой из предложенных законопроектов? Уважаемые коллеги, я прошу вас обратить внимание на таблицу, она поддаётся чтению в отличие от правительственного законопроекта. В ней 44 позиции, по которым мы сравниваем наши законопроекты. Число этих позиций наверняка можно увеличить, и оно будет со временем увеличено. Мы предлагаем сделать это по результатам обсуждений.


Из 44-х предложенных сравнительных позиций в двух законопроектах полностью или в основном совпадают 8 (менее 20 процентов), то есть это те вопросы, по которым мы согласны с Министерством образования и науки. По 36-ти, увы, не согласны.


Причём по 18-ти позициям, если вы обратите внимание, преимущественно социального характера, по ключевым позициям, министерский законопроект ответов не содержит вообще. Называю вам некоторые из этих позиций.


Позиция первая. Образование не может жить без денег. Каким будет бюджет образования? Правительство молчит. Наш ответ предельно прост. Мы из опыта, международного опыта знаем, что ни одна страна не смогла провести модернизацию, если она тратила на образование меньше 7 процентов от валового внутреннего продукта. Именно такими были наши расходы в 1970 году, по данным мирового банка, в 50-е годы даже 10 процентов, и такие расходы имеют те страны, которые действительно намерены модернизироваться.


Налоги. Во всём мире образование налогов не платит или почти не платит. Правительство с 2002 года решило, что образование должно платить налоги наравне с коммерческими компаниями. Нам кажется это дикостью. Мы требуем вернуть положение о том, что в части, используемой на нужды образования, образовательные учреждения налогов не платят. Это соответствует мировой практике.


Далее. Статус педагогов. Правительственный законопроект об этом не говорит ничего. Наш законопроект требует, чтобы заработная плата педагогических работников была выше средней заработной платы по стране и даже выше, чем в промышленных отраслях народного хозяйства. Это соответствует мировой практике.


Если мы признаём, что образование – главное в создании человеческого потенциала, и что именно этот потенциал – главное для развития страны, значит, соответственно труд педагога должен оплачиваться. Сейчас в России это 64 процента от средней зарплаты по стране, 64 процента! Я не помню такого показателя никогда в советский период.


Ну, скажем, в Соединённых Штатах Америки – 129 процентов.


Далее. Стипендии студентов вузов, ссузов, учащихся ПТУ.


Коллеги, по сравнению, с так называемой проклятой эпохой застоя, которую многие любят ругать, студенческая стипендия по отношению к прожиточному минимуму упала примерно в 4 раза, стипендия в техникуме – примерно в 8 раз, в ПТУ – примерно в 11 раз. Мы требуем, чтобы стипендия, социальная стипендия была на уровне прожиточного минимума. Кстати, такую же рекомендацию принял и Комитет Государственной Думы по образованию и науке. Но дело в том, что потом депутаты комитета за собственную рекомендацию не голосуют, когда мы вносим поправки на эту тему.


Содержание образования. К сожалению, в 2007 году принят в России новый стандарт, который вывел содержание образования из понятия стандарта. Президент увязывает содержание образования со стандартом, но, наверное, его специалисты не очень внимательно читали закон, потому что содержание теперь к стандарту отношения практически не имеет. Мы требуем вернуть содержание образования в закон. Мы требуем, чтобы стандарт образовательный, в частности, школьный, согласовывался правительством с профильными комитетами парламента, с Академиями наук и Академией образования, с Союзом ректоров, профсоюзами и другими образовательными организациями. Другого пути просто нет.


В противном случае, вот нам сейчас предлагают новую версию стандарта, когда обязательными остаются четыре предмета, а именно, это Россия в мире, ОБЖ, физкультура и реализация индивидуального проекта.


При этом вот что касается физики, химии, биологии, литературы – всё это резко сокращается, правда, разрешают изучать два иностранных языка. На одной из конференций я услышал от доцента вуза фразу: «Раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина».


Далее, уважаемые коллеги. Мы требуем, чтобы статус учреждений и педагогов дополнительного образования был таким же, как статус учреждения и педагогов, которые осуществляют основные образовательные программы. Потому что без дополнительного образования многостороннее развитие личности невозможно. Правительство молчит.


Государственная информационная политика, которая сейчас является колоссальным средством развращения населения, да. Когда-то Владимир Высоцкий говорил, что телевидение, может быть окном в мир и может быть ящиком для идиота. Какое у нас сейчас телевидение по преимуществу, судите сами. Я думаю, Владимир Семёнович переворачивался бы от удивления.


Так вот, правительственный проект молчит. Мы требуем восстановить государственный образовательный канал и поощрять, поддерживать государством все каналы, которые будут заниматься не развращением, а просвещением населения.


Далее. Много ещё других позиций, по которым правительственный законопроект ответа не даёт. Наш законопроект предлагает участникам образовательного процесса несравненно больше социальных гарантий, чем проект Минобрнауки. Мы понимаем, что нас будут обвинять в популизме, но я хотел бы напомнить, что слово "популизм" происходит от слова "народ", и курс, который мы предлагаем, курс образовательной политики – это действительно курс развития народного образования в самом прямом смысле этого слова как образования для всех.


Когда нам говорят, что в стране для учителя, воспитателя, профессора, студента нет денег, мы отвечаем: тогда это страна без будущего. В свою очередь мы хотим спросить правительство, например, почему 85 процентов всех российских антикризисных денег, гигантских денег, достались избранному бизнесу и избранным крупным банкам, а 15 процентов – всем остальным. Может быть, всё-таки объявить российское образование, детей-студентов банковским сектором? Мы хотим спросить, почему власти обещают повышать заработную плату в ближайшее время только силовикам? Мы рады, что лейтенант полиции будет получать 32 тысячи рублей, но хотим понять, когда будет получать столько же, если не учитель, то хотя бы профессор? Даже профессор получает 22 тысячи рублей из бюджета Российской Федерации. Мы строим государство знаний или полицейское государство? – мы хотели бы спросить наши власти.


Далее. Мы хотели бы также спросить, когда российские так называемые "олигархи" будут платить налоги на том же уровне, как и в других странах. Когда российская налоговая система будет заставлять богатых делиться с бедными, а не как сейчас заставляет бедных делиться с богатыми?


4-й вопрос. Как обстоят дела со свободой участников образовательного процесса, какой проект обеспечивает больше свободы в образовании? Берусь утверждать, и в этом отношении мы готовы поспорить за первенство с правительственным законопроектом, хотя у нас считается, что правительство выражает интересы правящей партии, правящая партия считает себя правыми консерваторами. На мой взгляд, она себе льстит.


Привожу примеры. Правительство навязывает всем российским выпускникам ЕГЭ, мы сохраняем ЕГЭ на добровольной основе для желающих. Разве это не свобода выбора? Мы увеличиваем свободу выбора. Правительство проводит принудительную бакалавризацию всей страны, искусственно сокращает на год срок обучения студентов и примерно на 40 процентов образовательные программы по профессиональным предметам, мы предлагаем участие в Болонском процессе на добровольной основе. Разве это не расширение свободы выбора? Правительство даёт самому себе право не только отбирать учебники для школы, но и отбирать издательства, которым будет позволено эти учебники выпускать. Ну, учебники – понятно, а причём здесь издательства? На наш взгляд, речь идёт об искусственном создании крупных монополий, об ограничении конкуренции и росте коррупции. Мы такой возможности правительству не даём, мы хотим его такой возможности лишить. И, наконец, если в правительстве у нас либералы, они должны были любить негосударственную школу. Не любят. Правительство отказывается вернуть в закон то, что было в законах 1992 и 1996 годов, а именно: право родителей получать компенсацию затрат на обучение в аккредитованной негосударственной школе. Эти родители тоже платили налоги. Мы такое право возвращаем, как было в законах 1992 и 1996 годов.


Таким образом, по уровню свободы участников образовательного процесса, берусь это утверждать, мы, соответственно, даём очки вперёд правительственному проекту.


5-й вопрос. Насколько оба законопроекта соответствуют знаменитому медицинскому принципу "не навреди"? Насколько они сохраняют или улучшают, не ухудшают, по крайней мере, положение участников образовательного процесса? Ответ: наш законопроект не ухудшает положение никого, в правительственном законопроекте таких положений множество.


На одном из парламентских слушаний я задавал вопросы авторам правительственного законопроекта, ответов, правда, не получил, позволю себе повторить некоторые из этих вопросов.


Первое. За что авторы правительственного проекта так не любят начальное профессиональное образование? Как уровень начальное профессиональное образование ликвидируется. Благодаря, в том числе, во многом, академикам Российской академии образования, отсутствующему, к сожалению, экс-министру образования Евгению Викторовичу Ткаченко у меня огромное количество обращений с протестами от Газпрома, от шахт Кузбасса, от десятков академиков, от многих ассоциаций. Меня совершенно не убеждает позиция Министерства образования и науки, которое считает, что мы должны ликвидировать начальное профессиональное образование, ведь мы понимаем, что большинство тех, кто сейчас учится в ПТУ, среднее профессиональное образование получить не смогут и, значит, они будут обречены на элементарную профессиональную подготовку без всякого образования. Надо понимать, что это значит, что многие могут пойти на улицы и дальше.


Далее. За что авторы правительственного проекта так не любят сельского учителя? Ему предлагают урезать последние оставшиеся льготы. Разве сельский учитель много получает, коллеги?


Далее. За что авторы правительственного законопроекта так не любят вузы? Они предлагают поменять структуру вузов, вместо институт, академия, университет, ввести по искажённому американскому образцу: колледж, институт, университет. При этом вузам предстоит массовая реструктуризация и многим придётся либо резко снижать свой статус, либо искать университет, к которому искусственно присоединяться.


Будут потеряны научные школы, преподавательский опыт, закрыты кафедры. Зачем понижать образовательный потенциал нашей страны, мы и так его в последние годы понижаем.


Далее. За что авторы правительственного законопроекта так не любят инвалидов? Их всего 1 процент от студентов, им предлагают ликвидировать льготы. Количество студентов-инвалидов сократится в четыре, пять раз.


Спрошу также: за что авторы правительственного законопроекта так не любят просветительские объединения? В действующем законе просветительским объединениям предоставляются права и обязанности образовательных учреждений. В новом законопроекте ничего подобного нет. Что у нас слишком много просветителей? По-моему, их явно недостаёт. Говорю это как президент общества «Знание» России.


Далее. Почему авторы законопроекта – правительство делают шаг назад в понимании электронных дистанционных, телекоммуникационных образовательных технологий? Если вы внимательно посмотрите правительственный проект, вы увидите, что он допускает использование таких технологий только в тех случаях, когда там речь идёт о людях с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся вне дома, на дому и так далее, и так далее. Это неправильно. Мы отстанем от передового опыта развитых стран.


Конечно, коллеги наш законопроект имеет свои недостатки. Мы готовы рассмотреть ваши критические замечания в его адрес и улучшить его текст к первому чтению. Пока же я хочу сказать вам главное: правительственный законопроект продолжает и ухудшает существующий курс. К чему приводит этот курс, вы хорошо знаете.


Я уже не раз приводил результаты опроса молодых людей в России, когда 28 процентов опрошенных согласились с утверждением, что солнце - это спутник Земли. То есть они живут в докоперниковскую эпоху. Но есть и более печальные данные. Если в советский период мы уверенно входили в тройку лучших образовательных систем мира, то последние данные об образовании в ооновском докладе о развитии человеческого потенциала, дают нам такую динамику: 15-е место, 26-е место, 41-е место, 54-е место. Уверен, что если правительственный проект будет принят, мы откатимся во вторую сотню.


Правительственный проект представляет собой некоторый паровоз для машиниста, он почти ничего не даёт участникам образовательного процесса, но распределяет полномочия: кто должен нами управлять. Наш законопроект обеспечивает новый курс образовательной политики – это основа научно-образовательного прорыва. Я бы сказал так: это локомотив для всех, он обеспечивает социальные гарантии и свободы участникам образовательного процесса.


Ну и последний вопрос. Вернёмся к первому вопросу в качестве ответа на последний. На наш взгляд, законопроект Министерства образования и науки в том виде, как он размещён на сайте, абсолютно не нужен, потому что он не даёт ответов на основные вопросы, волнующие образовательное сообщество и потому, что он нанесёт вред многим участникам образовательного процесса. Вреда от него будет несравненно больше, чем пользы. Напротив, наш законопроект необходим, поскольку он, во-первых, предполагает решение основных вопросов в образовательной политике, представляет собой свод требований образовательного сообщества. Во-вторых, потому что он никому не приносит вреда и мог бы принести колоссальную пользу российскому образованию и стране в целом.


Возникает вопрос: есть ли шанс у этого проекта быть принятым? Как человек левых взглядов, я бы мог повторить известный лозунг: будь реалистом, требуй невозможного. Как практический политик я хочу сказать, что при данном составе Думы, шансы этого законопроекта невелики, однако, во-первых, эта Дума не последняя. Если образовательное сообщество на предстоящих выборах учтёт, кто поддерживает его в парламенте, то состав следующего парламента может быть другим!


Я бы напомнил известное высказывание Черчилля, который говорил, что школьные учителя обладают гораздо большей властью, чем премьер-министр. Вот если школьные учителя и вузовские преподаватели вспомнят об этой власти, у нас будет другая образовательная политика.


И хочу сказать, что чем активнее образовательное сообщество будет участвовать в обсуждении обоих законопроектов, тем больше шансов, что те или другие положения из нашего законопроекта окажутся принятыми и войдут в итоговое решение российского парламента и президента.


В заключение, уважаемые коллеги, хочу вам напомнить известные слова Конфуция: «Если ваш план на год, сажайте рис, если ваш план на десятилетие – сажайте деревья, если ваш план на всю жизнь – учите детей». Наш законопроект рассчитан на всю жизнь.


Спасибо за внимание.


(Аплодисменты.)


www.smolin.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Второй Конгресс российского образовательного сообщества (17 сентября 2011 г.)
09-09-2011
Второй Конгресс российского образовательного

В Конгрессе примут участие ведущие педагоги и ученые страны, депутаты Государственной Думы ФС РФ, известные политические деятели,
Два законопроекта – две концепции образовательной политики
05-09-2011
Два законопроекта – две концепции образовательной

Дан старт обсуждению проекта закона «Об образовании в Российской Федерации»
27-09-2010
Дан старт обсуждению проекта закона «Об

23 сентября в Москве, в Современной гуманитарной академии по инициативе Комитета Совета Федерации по образованию и науке прошли
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх