Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Резолюция 6 Международных Чтений памяти Л.С.Выготского «Культурно-историческая психология на рубеже веков. Итоги и перспективы (к 10-летию Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 921
  •  
    • 0

Российский государственный гуманитарный университет

Институт психологии им. Л.С.Выготского

г. Москва

16 ноября 2005 года

Р Е З О Л Ю Ц И Я

6 Международных Чтений памяти Л.С.Выготского "Культурно-историческая психология на рубеже веков. Итоги и перспективы

(к 10-летию Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)"

2005 – год десятилетия Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Имя Льва Семеновича Выготского, чей 110-летний юбилей мы отмечаем в будущем году, обязывает ко многому. За короткий период своего существования Институт успел зарекомендовать себя в качестве центра психологической науки и психологического образования в России, а отчасти – и за ее рубежами. Усилиями его подразделений сегодня создается принципиально новая модель взаимодействия научной психологии, психологической практики и подготовки психологов в стенах вуза. В основе этой модели – идея развития, как она была сформулирована и развернута в рамках культурно-исторической психологии. Принципиально важно, что при этом субъектом собственного развития выступает сам исследующий, практикующий и обучающийся психолог, а не только те люди, которым он адресует (будет адресовывать) себя в ходе своей работы. Это психолог с постоянно расширяющейся генетической перспективой - зоной ближайшего и более отдаленного развития. Возможностью такого расширения и определяется успешность его работы с людьми. Поэтому в своем современном звучании идея развития в культурно-исторической психологии получает форму идеи саморазвития. Это диктует внутренняя логика генезиса идей самой школы Выготского.

Сегодня культурно-историческая психология может претендовать не только на раскрытие условий ("обстановки") развития человеческой психики, но и его интимных механизмов, сочетая в себе достоинства "глубинной" и "вершинной" психологии. В этом общий смысл теоретического посыла Выготского. Интересовавший его психологический инструмент – знак всегда двунаправлен: будучи обращенным к социокультурной действительности, он одновременно является интимно-психологическим ключом к тайнам и проблемам субъективного мира человека, средством его преображения изнутри. Поэтому сюжеты "внутренней свободы", "произвольности", "спонтанности" в работах Выготского – не "боковые", а смыслообразующие. В этом убеждении нас подкрепляют результаты научных поисков не только Л.С.Выготского, но и создателей других вариантов культурно-исторического подхода в психологии К.Г.Юнга, Э.Эриксона, Ж.-П.Вернана. Все они рассматривали культуру не как внешний фактор развития психики, а как его внутренний источник. Речь идет не только о "высоких" сферах культуры – науке, искусстве и других, но и о простейших формах бытовой культуры, которые окружают ребенка с колыбели. Ведь культура "является" человеку не непосредственно, не через внешние оболочки вещей, а через способы взаимоотношения людей по поводу этих вещей, в которые он включается с момента своего рождения (возможно, и раньше) и в которых он с самого начала "участен" (М.Бахтин) и "субъектен". Именно в культуре (по Выготскому – в орудиях и знаках, по Юнгу – в архетипах и символах и т.д.) индивид находит средства и силы для духовного роста (прежде всего – над самим собой, а потом – и над наличной культурой), в итоге - свой человеческий образ, а вовсе не только и не столько социальный образец. И лишь постольку – сам этот образец.

Мы убеждены, что нас еще ждут новые "переоткрытия" Выготского. Но залогом этого является лишь наша собственная поисковая работа, посильную часть которой осуществляет Институт.

Институт пока еще проживает этап своего становления. Поэтому сделано значительно меньше, чем замышлено. Но уже первые результаты его научной, образовательной и практической деятельности, свидетельствуют о том, что избранный вектор движения является весьма перспективным.

Мы искренне заинтересованы в налаживании рабочих контактов с самым широким кругом коллег, что для идейно и организационно разобщившейся ныне психологии жизненно важно. Такие контакты – в форме, как диалогов, так и дискуссий – способны помочь самоопределиться психологам в очень непростое, хотя и столь же благодатное, для них время, преодолеть "кризис идентичности", который мы все переживаем сейчас. Современную форму кризиса психологии можно так и обозначить: кризис идентичности психолога, который "ищет" себя в частичных образах исследователя или практика, психоаналитика или когнитивиста, диагноста или терапевта и т.д., и т.п. Выготский усматривал выход в создании единой, точнее сказать - целостной психологической теории = способной воссоздать развивающуюся конструкцию душевного мира человека в категориях, которые не выливаются в редукцию к совокупности абстракций. И "антикризисным" для нас является именно подход Л.С.Выготского (если освободить его от привычных, трафаретных, "учебничных" интерпретаций), но это не значит, что только он может выполнять эту функцию.

Проведенные Чтения в очередной раз подтвердили, что теория культурно-историческая теория психики человека, созданная Л.С.Выготским и развиваемая его научной школой, являет собой уникальное детище отечественной науки и культуры, подлинное общенациональное достояние России. Достижения этой теории признаны во всем мире не только в качестве исторического достояния, но и в качестве того, что определяет облик мирового гуманитарного знания в начале XXI столетия.

Очевиден общенаучный резонанс идей Л.С.Выготского. Их звучание сегодня можно обнаружить далеко за пределами психологии: в философии, социологии, культурологии, педагогике, языкознании, искусствоведении, политологии и др. В условиях поиска полидисциплинарной стратегии изучения такого сложного феномена, как современный человек, это представляется более чем актуальным. В работах Л.С.Выготского и его школы проступают контуры такой стратегии. Вместе с тем ее актуализация и уточнение по-прежнему остается открытой проблемой.

Не менее очевидно все расширяющееся влияние культурно-исторической теории на развитие различных сфер социальной практики. Центральное место среди этих сфер занимает образование. Разработанная на базе идей Л.С.Выготского и его школы практика развивающего образования во многом создает стратегический интеллектуальный ресурс России в новом столетии. Именно на этой базе достигнуты наиболее весомые успехи в реформировании российской системы образовании на протяжении последних десятилетий. "Выготскианские" (Vygotskian), развивающие модели образования получили широкое распространение в практике мирового образования, охватывая собой все ступени образовательной системы: от дошкольной до вузовской.

Участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что эпицентром развития культурно-исторической теории на данный момент является проблематика личностного роста, творческой самореализации растущего и зрелого человека в социокультурном мире как основы преобразования самой культуры, системы социальных отношений людей внутри нее. Этим, в том числе, определяется подидисциплинарный потенциал культурно-исторической теории, заложенный ее создателем – Л.С.Выготским. Однако для его раскрытия необходимы специальные теоретические (теоретико-исторические) и экспериментальные исследования, направленные на расширение и углубление содержания этой теории. Такие исследования уже начаты, прежде всего – в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ. Есть основания предполагать, что подобные исследования способны в итоге привести к существенному видоизменению сложившихся способов связи психологической науки и социальной практики, в первую очередь – образовательной. Предварительная работа в этом направлении также ведется коллективом Института психологии им. Л.С.Выготского.

Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:

1. Разработать новую концепцию развития научных исследований Института, ориентированную на решение фундаментальных и прикладных проблем культурно-исторической психологии в междисциплинарном ключе.

Отв.: Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев

Сроки: I квартал 2006 г.

2. Шире и содержательнее отразить в новом пятилетнем учебном плане Института проблематику культурно-исторической психологии в рамках преподавания дисциплин разного профиля.

Отв.: руководители подразделений Института

Сроки: IY квартал 2005 г.

3. Приступить к разработке на базе принципов развивающего образования нового поколения программ, учебных пособий и учебников по курсам психологии, выдержанных в духе культурно-исторического подхода.

Отв.: Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, В.Т.Кудрявцев

Сроки: I-IY кварталы 2006 г.

3. При участии Института психологии им. Л.С.Выготского и Фонда им. Л.С.Выготского организовать издание Международного ежегодника "Культурно-историческая теория и социальная практика".

Отв.: Г.Г.Кравцов, В.Т.Кудрявцев,

Д.Роббинс, Э.Камия

Сроки: IY квартал 2006 г.

4. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ с ходатайством о поддержке издания Полного (академического) собрания сочинений Л.С.Выготского и соответствующим пакетом предложений.

Отв.: Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов

В.Т.Кудрявцев, В.А.Лазуткин

Сроки: III квартал 2006 г.

5. Создать Международный Организационный и Программный комитет 7 Международных Чтений памяти Л.С.Выготского, посвященных 110-летию со дня рождения Л.С.Выготского.

Отв.: Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев, Д.Роббинс

Сроки: YI квартал 2005 г.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
К 10-летию Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
16-11-2005
К 10-летию Института психологии им.

2005 – год десятилетия Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Имя Льва
Культурно-историческая психололгия на рубеже веков (VI Чтения памяти Л.С.Выготского)
07-11-2005
Культурно-историческая психололгия на рубеже

6-е Международные Чтения памяти Л.С.Выготского. «Культурно-историческая психология на рубеже веков. Итоги и перспективы"  (к 10-летию Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)
16-04-2005
6-е Международные Чтения памяти Л.С.Выготского.

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх