Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
  • Вчера, 23:43 – Приоритет воспитания: главное - не читать Путина "по-ближневосточному" 
  • 22-06-2017, 23:40 – РГГУ: миссия выполнена 
  • 22-06-2017, 19:30 – Народ своей Победой "реабилитировал" Сталина 
  • 21-06-2017, 08:07 – Вебинар Алены Павловой «Современный подход к организации развивающего образовательного процесса в ДОО с учетом реализации концепции ОП «Тропинки»» 
  • 20-06-2017, 09:20 – О программе развивающего дошкольного образования "Тропинки" 
» » Парадокс учения

Парадокс учения

  • Закладки: 
  • Просмотров: 141
  • печатать
  •  
    • 0
Парадокс учения


Не так давно коснулись этого со студентами на лекциях по общей психологии в РГГУ. Смысл учения очень прост, а феномен крайне редок. А.М. Пятигорский приводил эпизод. Ученик жалуется своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился 16 дней, а просветление не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в растерянности: «А как, Учитель? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты!». А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать, КАК, это будешь уже не ты».

Да, можно научить медитировать, можно научить поститься – даже не по шаблону (да и не получится по шаблону), а ставя какие-то новые хитрые задачи. Но умение медитировать в сумме с умением держать пост и еще массой самых разных умений не дает просветления. Потому что пока они принадлежат тебе сегодняшнему, а как распорядишься ими ты завтрашний, не может знать ни ученик, ни учитель. И никто не ведает, чем это станет для тебя завтра. А если бы знали, если бы ведали – зачем учиться и учить? Распорядиться всем этим и принять его результаты «по-завтрашнему» и значит научиться.

Ты прочитал книгу сегодня, что-то понял, что-то нет – это одно. А завтра она стала «точкой опорой», и ты перевернул свой мир – это другое. Или не перевернул, но уже понимаешь, почему не нашел в книге «точки опоры». Это тоже важнейший опыт учения. И тут «Восток и Запад сходятся», как не противоречит друг другу смысл просветления и просвещения. Учение – не продвижение в материале, который сам «продвигается» по мере роста сознания. Даже не развития мышления, если его рассматривать само себе. Учение «ума прибавляет» лишь постольку, поскольку «прибавляет» сознания. Точнее – самосознания. Самосознания себя меняющимся. А ум находит источник и инструменты этого изменения в материале. За пониманием периодического закона или даже простейших правил грамматики - новое мировидение и, так сказать, «самоощущение», которого не было еще вчера. Рост сознания, самосознания и является главным эффектом учения. А он – событие. Поэтому не стоит удивляться тому, что учение – редкий феномен.

В итоге каждый из нас знает и умеет делать массу вещей, но, по большому счету, научен очень немногому. Зато самому важному, благодаря чему владеет этими знаниями и умениями.

В.К.
  • Опубликовал: vtkud
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Календарь
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
У нас
Облако тегов
Реклама


Архив новостей
Июнь 2017 (45)
Май 2017 (38)
Апрель 2017 (29)
Март 2017 (15)
Февраль 2017 (34)
Январь 2017 (32)
Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter