Владимир Кудрявцев на своем сайте разместил статью филолога и публициста Андрея Десницкого "Качество образования - от дураков и плохих дорог". "Пройти мимо" столь близкой мне темы, я, конечно, не могла. Некоторые "мысли по поводу" написала в комментарии к записи об этой статье. Но так как коммент получился довольно развернутым, выношу его с некоторыми дополнениями в отдельную запись.
Почти со всем, о чем пишет автор, можно только согласиться. Настороженность у меня вызвали только размышления о путях изменения существующей ситуации - в частности, идея о "распространении опыта" работы учителями людей с университетским образованием. Конечно, я не против того, чтобы выпускники университетов и действующие ученые шли в школы. Но вряд ли это может серьезно повлиять на образование.
Наверное, самое большое несогласие вызывает то, что автор выбрал не слишком корректную базу для сравнения. Если уж и сравнивать, то выпускников МГУ - с выпускниками МГПУ, МГППУ, МПГУ. Ну или там СПбГУ и "Герценовского". А аккуратную и исполнительную, но не слишком умную девочку из бедной семьи, выпускающуюся из провинциального педвуза - с такими же девочками - выпускницами провинциального "классического" университета.
Как бы ни хотелось найти простое "механическое" (по принципу "дайте мне точку опоры, и я переверну Землю") решение проблем образования, я думаю, что его в принципе быть не может. Образование - часть, подсистема общества в целом, "вплетенная" в него множеством самых разных связей.
Как много семей, в которых высока ценность образования? Как много родителей, которые хотели бы видеть в школе не столько место, куда можно "сдать" ребенка, чтобы из него потом "вышел толк", а "социального партнера"? Как много работодателей, которые готовы платить более высокие зарплаты не "своим", а тем, кто может лучше работать, потому что лучше образован?. Представляется мне, примерно столько же, сколько и школ, готовых работать на такие социальные заказы - тех самых хороших школ, в которых работают прекрасные учителя. А прекрасный учитель - это, прежде всего, Личность.
И "удельный вес" Личностей в образовании вряд ли сильно отличается от общества в целом. Личностей, для которых любое вузовское образование, хоть университетское, хоть педвузовское - не мертвый груз "знаний", а средство того самого "профессионального и личностного становления", "личностного роста", "самоактуализации".
Чтобы стало что-то меняться к лучшему в образовании, необходимы изменения в обществе. А общество - это люди, это каждый из нас. И поэтому с последним тезисом автора можно только "двумя руками" согласиться:
"Так вот, когда речь идет о будущем страны, стоило бы нам всем, вне зависимости от политических пристрастий и убеждений, громко и честно обещать, а потом исполнить обещанное: «Не забудем, не проспим!»"
На развитие сайта
|
|
|