В пятницу прочитав небольшую заметку Владимира Кудрявцева о самостоятельности, не удержалась от того, чтобы потратить время в дороге домой на написание нескольких "мыслей по поводу" (сами мысли не новые, но именно об этом, кажется, еще не писала).
К одной мысли небольшое вступление. Когда Ярославу было еще около полугода ко мне собрались приехать в гости старшие коллеги по кафедре. Поинтересовались, что подарить. Я сказала, что была бы рада какой-нибудь хорошей психологической книжке про ранний возраст. Но вместо хорошей психологической коллеги подарили, на первый взгляд, вроде бы более полезную книжку какого-то врача-педиатра. Некоторые его советы показались мне настолько «дикими», что пользы из нее я, увы, не вынесла. Одним из таких совершенно «диких», с моей точки зрения, был совет сразу же выделять по возможности новорожденному отдельную комнату (гигиенично!) и не спешить подходить к нему ночью, когда кричит, особенно, если еще не пришло время кормить или менять пеленки. Может, поплачет, да и сам перестанет. Не помню точно, но вполне возможно, что в числе аргументов было и «приучение» к самостоятельности. О базовом доверии к миру как достижении младенчества автор, наверное, мало что знал.
Еще один эпизод из той же книжки. Про пользу грудного вскармливания автор написал достаточно много, как положено. Но потом добавил что-то вроде такого заключения: мол, и в кормлении из бутылочки, при всех недостатках, можно найти что-то хорошее — например, то, что ребенок кушает при этом самостоятельно. Я же в таком тезисе тоже смогла найти пользу — он мне помог понять, что далеко не все, что внешне выглядит как самостоятельность ребенка, действительно расширяет его самостоятельные возможности. При грудном вскармливании младенец, возможно, выглядит менее самостоятельным, чем при искусственном в момент кормления. Но при этом от него гораздо больше зависит. Ведь, например, если молока немного не хватило, то приложив еще немного усилий в сосании пустой, как будто, груди, во-первых, оттуда можно что-то еще выжать, а, во-вторых, при следующем кормлении молока будет уже больше. А из пустой бутылки, сколько ее самостоятельно ни соси, ничего хорошего уже не получишь.
Заметив однажды эту неочевидность того, в чем проявляется самостоятельность ребенка, я стала больше обращать на это внимание и в других ситуациях.
Например, умение и привычка дошкольника играть дома одному, не приставая постоянно ко взрослым. Вроде бы хорошо — ребенок становится самостоятельным. Но что стоит за этой самостоятельностью в каждый конкретный момент времени — отсутствие надежды на помощь, поддержку и соучастие взрослых или реализация чего-то, действительно, своего, присвоенного и освоенного настолько, чтобы делать это самому? Поэтому я немного боюсь преувеличенной ценности детской самостоятельности.
Тема важная, и, конечно, можно много еще его о ней написать. Где бы только время найти — дорога заканчивается. Да и в дороге, конечно, можно было заняться чем-нибудь из большого списка «горящих дел». Но ведь хочется хотя бы иногда делать не только то, что надо. что-нибудь более «самостоятельное».
p.s. А этот кадр был сделан вполне самостоятельно моим все более самостоятельным сыном во время нашей первомайской прогулки:
На развитие сайта