Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Ольга Меркулова. Ценность качества образования в представлениях студентов

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 010
  •  
    • 0


Когда тебе выделили отдельное окошко на главное странице, это как-то обязывает более регулярно пополнять его новыми материалами (вместе с тем, конечно, что радует доверием)... А в преддверии Дня учителя на фоне разгула реформаторства в образовании, наверное, не лишним будет подумать о том, какие смыслы вкладывают в представление о качественном образовании разные заинтересованные в нем лица - в первую очередь те, кто собственно образовывается - в том числе, студенты.

Ссылка для цитаты: Ценность качества образования в представлениях студентов // Ценности и нормы в потоке времени : материалы VI Международной научной конференции (Курган, 9-10 апреля 2015 г.) / отв. ред. Б.С. Шалютин. – Курган : Изд-во Курганского гос.ун-та, 2015. С. 80–81.

Кризис образования, с одной стороны, и многолетние реформы, ведущие скорее к его усугублению, чем к разрешению – тема, широко представленная в публичном дискурсе, и вряд ли нуждающаяся в специальном обосновании. Согласимся с Б.С. Шалютиным в том, что этот кризис – ценностный, и что это «вообще самый глубокий из возможных кризисов» [3]. Ранее нами было обосновано, что утрата однозначности общественного запроса к образованию, нарастание противоречий в представлениях о желательном, необходимом для общества и отдельных людей образовании, актуализируют востребованность практик работы с качеством [1]. Однако реализации подобных практик, которые связаны, прежде всего, с внедрением систем менеджмента качества, будучи ориентированными в большинстве случаев на бюрократическую имитацию, а не реальную деятельность [2], оказываются далеки от решения ценностных проблем.

Поиск путей выхода из кризиса вряд возможен без выработки ценностных ориентиров и механизмов их реализации на институциональном уровне – через образовательные стандарты, механизмы лицензирования и аккредитации и другие подобные процедуры – пример размышлений об этом можно найти в процитированной работе [3]. Если обратиться к понятиям культурно-исторической психологии, то подобные поиски очевидно соотносятся с попытками вернуть идеальную форму образовательной деятельности к ее соответствию общественному идеалу. Но взаимодействие идеальной и реальной формы происходит не только в развивающем сотрудничестве ребенка и взрослого, оно характерно для любой развивающейся общественной практики. А развитие – единственный конструктивный путь преодоления кризиса любой самоорганизующейся системы. И именно выстраивание механизмов взаимодействия идеальных и реальных форм образования является важнейшей задачей в работе с качеством образования.

В плане практической работы подобные механизмы должны обеспечивать возможность осознания, понимания и согласования представлений (включая отражение в них норм и ценностей) представителей различных заинтересованных в образовании сторон о его реальном и идеальном (желательном) состоянии. Эмпирически такую задачу можно решать с помощью опросных или психосемантических методов. В своей работе, касающейся качества высшего образования, мы используем специализированный семантический дифференциал, 25 биполярных утверждений которого описывают различные аспекты организации образования в вузе. Оцениванию при этом подлежат два образа – образования «как оно есть» там, где учится (учился или работает) респондент, и такого, каким хотелось бы его видеть.

Первая из включенных в методику биполярных характеристик задает отношение к ценности качества образования в противопоставлении легкости его получения, доступности. Далее будет представлен анализ данных, полученных при оценивании этой характеристики во взаимосвязи с рядом других показателей. Выборка (N=407) состоит из двух частей. В первую (N=306) вошли результаты исследования, проведенного с использованием развернутой диагностической программы, в которые участвовали на добровольной основе студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета (N=219) и других вузов города и страны, привлеченные посредством компьютерной коммуникации (N=83). Вторую часть выборки с данными только специализированного семантического дифференциала составили студенты, опрошенные в рамках деятельности Центра мониторинга качества подготовки специалистов ВГСПУ. Статистический анализ выполнен в программе IBM SPSS 20.0.

По характеристике «Легкое и доступное при получении – Обеспечивает высокий уровень качества» 72 % опрошенных выбрали полюс качества в отношении получаемого ими образования, и 74 % – в отношении желательного. При этом для оценок реального образа получено модальное значение 2 (среднее – 1,21), желательного – мода Md = 3, среднее M = 1,64. То есть, для большинства студентов, по крайней мере на декларативном уровне, достаточно высока ценность качественного образования в противопоставлении с его легкостью и доступностью. Причем, в общем по всей выборке качество реально получаемого образования оценивается несколько ниже, чем желательного.

Методом двухэтапного кластерного анализа на основе оценок реального и желательного образования все испытуемые были разбиты на три кластера (таблица 1). В первый кластер (N=64) вошли студенты, для которых высокая ценность качества сочетается с низкой удовлетворенностью, так как реально получаемое образование они оценивают как скорее легкое и доступное. Второй кластер (N=104) составили студенты, предпочитающие легкое и доступное образование независимо от того, как они оценивают реальную ситуацию. В третий наиболее многочисленный кластер (N=239) вошли студенты, для которых высокая ценность качества образования сочетается с чуть меньшими, но также высокими оценками качества получаемого образования.



Таким образом, около трех четвертей опрошенных студентов скорее принимают ценность качественного образования, предпочитая его легкости и доступности получения. При этом более половины выборки, предпочитая высокий уровень качества, оказались удовлетворены в этом отношении получаемым образованием.

Анализ значимых различий (по критерию Краскала-Уоллиса) между кластерами, а также корреляционный анализ (количественные результаты которого опущены в силу ограниченного объема статьи), позволяют представить наиболее явно связанные с ценностью качества характеристики образовательного процесса. Стремление к получению качественного образования связано, прежде всего, с более явным предпочтением высоких требований преподавателей к уровню освоения дисциплины студентами, научного изложения содержания и высокого уровня ответственности студента за свою подготовку. В отношении получаемого образования основным фактором, связанным с его качеством, являются высокие требования преподавателей.

Для той части выборки, которая участвовала в развернутом исследовании (N=306), было также установлено отсутствие значимых различий между кластерами по опросникам «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) и «Стиль саморегуляции поведения–98» (В.И. Моросонова, Е.М. Коноз), а также показателями самооценки знаний и умений по получаемой специальности. При этом по самооценке успешности обучения на основе получаемых оценок различия оказались значимы (p ? 0,01): среди студентов, предпочитающих доступность образования его качеству меньше тех, кто учится на «хорошо» и «отлично». По шкалам авторского опросника для оценки удовлетворенности процессуальными аспектами образования было установлено, что наиболее ориентированные на качество студенты (кластер 3) несколько более критичны в отношении влияния обучения на свое развитие – вероятно, это связано с их более высокими ожиданиями.

Представленные результаты показывают, что обсуждаемые в научно-преподавательской среде пути выхода из ценностного кризиса образования, связанные с усилением требовательности и ориентации на науку, могут быть адекватно приняты той частью студенчества, для которой высока ценность качества. Однако репрезентативность доли таких студентов может быть поставлена под сомнение в силу особенностей выборки (большую ее часть составили студенты одного вуза, в котором в целом сильны традиции качества, остальную – добровольно принявшие участи в опросе).

Литература:

1. Меркулова О.П. Психологическая предметность работы с качеством в образовании // Вестник РГГУ. 2014. № 20. С. 94–110.
2. Форрат Н.В. Проблема качества высшего образования: мировые вызовы и их российские трансформации // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 121–138.
3. Шалютин Б. Можно ли образумить отечественного левиафана? [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2013. № 4 (55). [leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5zdHJhbmEtb3oucnUvMjAxMy80L21vemhuby1saS1vYnJhenVtaXQtb3RlY2hlc3R2ZW5ub2dvLWxldmlhZmFuYS0%3D] URL[/leech].

Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета


На другой [leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZncHUub3JnL25vZGUvOTQ2OA%3D%3D]конференции[/leech] - но тоже про проблемы образования, в том числе, ценностные

[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zaXRlcy5nb29nbGUuY29tL3NpdGUvb3BtZXJrdWxvdmEv]Сайт Ольги Меркуловой[/leech]




На развитие сайта

  • Опубликовал: opm
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (19)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх