Пытаюсь дописать свое пособие по "Практикуму академической компетентности". Параллельно ищу, где издать... Пока составляла план-проспект, обнаружила, что сборник, в котором опубликована программа, в сети стал недоступен (вместе с сайтом). А при попытке его найти второй строчкой, кстати, отослали сюда - на
программу той конференции. Ну что бы уж не зря отсылали - публикую саму программу (уже не конференции, а практикума).
Меркулова О.П., Бондарева Л.В. Программа курса «Практикум академической компетентности» //Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией Е.В. Вальтеран. Москва: ООО «РС дизайн», 2013. С. 325-344.
Programma-Praktikuma-Merkulova-Bondareva.pdf [503,1 Kb] (cкачиваний: 92)
Посмотреть онлайн файл:
Programma-Praktikuma-Merkulova-Bondareva.pdfНадо сказать, что "во время пути" (от программы до пособия) "собачка могла подрасти" - на данный момент содержание уже немного отличается от того, которое было заявлено в программе. Хотя, и не принципиально - общая идея и логика сохранились, но немного "обросло жиром" содержание наиболее объемного раздела - о возможностях развития этой самой компетентности.
Ну и на удачу - а вдруг заглянет сюда какой-нибудь издатель и заинтересуется - опубликую заодно то, как оно видится сейчас.
АннотацияПособие адресовано студентам первого курса, осваивающим в рамках изучения специального курса или самостоятельно умение учиться в вузе. Исходный замысел такого пособия возник при разработке учебного курса «Практикум академической компетентности» для студентов направлений «Психология образования» и «Психология». Оно также может использоваться в рамках практических занятий по психологическим дисциплинам со студентами других направлений подготовки; при организации факультативов или тренингов для студентов-первокурсников, направленных на помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, развитие умений и навыков учебной работы, поддержку личностного роста в контексте получения высшего образования; как средство самообразования и саморазвития студентов. Пособие также может быть использовано при изучении проблем психологии высшей школы в образовательном и научном контексте.
СодержаниеПредисловие
Введение. Как работать с пособием
Раздел 1. Образовательная среда вуза 1.1. Студент в образовательной среде вуза: проблема академической компетентности
1.2. Ориентировка в пространстве и структуре вуза
1.3. Ориентировка в документах и правилах
Раздел 2. На пути самопознания 2.1. От внешних требований и ресурсов к внутренним условиям обучения
2.2. Рефлексия в процессе обучения
2.3. Факторы успешности обучения в вузе: пространство возможностей
2.4. Самоопределение в образовании
Раздел 3. На пути саморазвития 3.1. Мотивация обучения в вузе и возможности ее саморегуляции
3.2. Самоорганизация учебной деятельности
3.3. Работа с информацией: поиск, отбор, оценка, хранение
3.4. Работа с информацией: понимание и использование
3.5. Письменная и устная речь
3.6. Познавательные процессы и креативность в обучении
3.7. Межличностное общение в образовании
3.8. Совладание с трудностями и саморегуляция эмоциональных состояний
3.9. Перспективы саморазвития
Раздел 4. Итоги и перспективы 4.1. Рефлексивный анализ учебной деятельности: итоговое обобщение
4.2. Зачетная работа «Я – автор своего образования»
Раздел 5. Метапозиция. Особенности работы преподавателя 5.1. Академическая компетентность студента как ресурс повышения качества высшего образования
5.2. Развивающие практики и тенденции современного высшего образования
5.3. Работа преподавателя при освоении практикума – посредничество в развивающей практике
Заключение
А о том, что из этого получается, я уже писала -
здесь.
Если кого-то заинтересует сотрудничество по поводу "Практикума академической компетентности" (не только в плане издания, конечно) - пишите, буду рада:
Olga.Merkulova@list.ruНа фотографии мы с Ларисой Васильевной, вместе с которой начинали разрабатывать практикум. Правда, года за полтора до того, как эта "задачка" появилась в учебных планах нашего факультета - более свежей совместной фотографии что-то не нашлось. Надеюсь, что уж с изданным пособием обязательно будет повод сфотографироваться. Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета.
Наши друзья
На развитие сайта