Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Елена Смирнова: "Со своим будущим мужем Владимиром Собкиным я познакомилась «на сцене». Он был бесподобным артистом..."

  • Закладки: 
  • Просмотров: 370
  •  
    • 0


Это интервью выдающаяся исследовательница детства Елена Олеговна Смирнова (1.11.1947 – 3.02.2020), жена Владимира Самуиловича Собкина (10.09.1948 – 25.11.2025) дала в 2006 году главному редактору приложения «Дошкольное образование» газеты «Первое сентября» Марине Аромштам. К сожалению, газета давно закрыта. К счастью, она успела сохранить прекрасную, живую память. Память об истории бесконечной любви - друг к другу, к науке, к театру, к жизни, к учителям, к друзьям, которая когда-то была биографией двоих...

Все фото из семейного архива моих любимых друзей Володи и Лены.

Владимир Кудрявцев



Елена Олеговна СМИРНОВА — доктор психологических наук, известный специалист в области психологии раннего развития и изучения морально-нравственных аспектов личностного становления. Газета с гордостью числит ее в ряду своих самых интересных и достойных авторов. В этом году Е.О. Смирнова познакомит наших читателей с курсом лекций по теме «Моральное и нравственное развитие дошкольников». Курс, на наш взгляд, интереснейший — как для воспитателей, так и для психологов детских садов. Косвенное знакомство с воззрениями Е.О. Смирновой наши читатели могли получить из серии публикаций «Школа добрых волшебников». Виктория Холмогорова, автор публиковавшейся методики психологических занятий, ученица и аспирантка Елены Олеговны. А методика разработана под руководством Е.О. Смирновой.

А сегодня в рубрике «Портрет» мы представляем вам возможность узнать о том, как Е.О. Смирнова, ныне профессор и заведующая лабораторией раннего развития Института психологии РАО, стала психологом.


— Елена Олеговна! У практиков порой складывается впечатление, что известные ученые, которые определяют стратегию дошкольного образования, так и родились на свет с научными степенями и званиями. Когда им вдруг становятся известны детали биографии профессора, они бывают удивлены и даже поражены. Оказывается, и ученым ничто человеческое не чуждо. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как вы стали психологом. Как состоялась ваша встреча с психологией?

— В моем превращении в психолога не было никакой предопределенности, угадываемой в раннем детстве. Это произошло совершенно случайно.



Когда я училась в школе, профессии «психолог» не существовало. Не было в нашей жизни никаких психологов. И я о них не думала. Ни о психологах, ни о психологии. Я писала стихи и рассказы.

И вынашивала мечту поступить на филфак или на факультет журналистики. А еще я любила математику. Так сильно любила, что меня буквально разрывало между литературой и математикой. Мне надо было найти что-то, где бы обе мои страсти объединились. И я подобрала для себя экзотический факультет под названием «Математическая лингвистика». Название меня покорило. Мне казалось, если только я туда поступлю, я постигну нечто прекрасное, глубины глубин языка. На этот самый факультет математической лингвистики МГУ я и пыталась поступить.

— Но что-то не сложилось?

— На вступительных экзаменах я получила все четверки. Я была уверена, что набранных баллов будет достаточно для зачисления. А я была девушкой честолюбивой, медалисткой…

— Мысль о том, что поступление может быть отсрочено, отложено на год, казалась невыносимой?

— Абсолютно невыносимой. А меньше, чем на МГУ, я была не согласна.

И вот, на грани истерики, я уселась листать справочник университета в надежде отыскать там нечто, что могло бы меня спасти. Листала-листала и натолкнулась на название — «Факультет психологии». Об этом факультете тогда никто слыхом не слыхивал. Его только-только открыли. До этого было лишь отделение психологии на философском факультете. Я обнаруживаю, что на этом новоиспеченном факультете предполагается изучать и математику, и гуманитарные дисциплины. Это мне понравилось. Я подумала, что понять, как устроен человек, было бы интересно. Пожалуй, это не менее интересно, чем устройство языка.

Еще я подумала, что профилирующим предметом на психфаке является моя любимая математика и что эту математику я, пожалуй, сумею сдать. И вот я бегом-бегом побежала в приемную комиссию, потому что времени до конца вступительной сессии почти не оставалось. Попала в последний поток и сдала математику на пять. Поскольку я была медалистка, пятерки по математике для поступления оказалось достаточно: когда пришли результаты, мне тут же выписали студенческий билет.

Это было событие из разряда чудес.

В 1966 году, в связи с переходом с одиннадцатилетнего на десятилетнее образование одиннадцатые и десятые классы выпустили вместе. Конкурсы в вузы были огромные. Получи я четверку, на другие экзамены у меня бы уже не было времени. Открой справочник днем позже, я бы не успела и математику сдать. И тогда я не стала бы психологом.

Кстати, потом стало известно, что я все-таки набрала проходной балл для поступления на факультет математической лингвистики.

— Теперь не жалеете?

— Я думаю: какое счастье, что я туда не пошла. Была бы теперь каким-нибудь лингвистом или кибернетиком — и что бы делала?

— Мы уже никогда не узнаем, что потеряло наше Отечество из-за честолюбия и страхов абитуриентки Смирновой. Но зато мы очень хорошо знаем, что оно приобрело в результате того, что Елена Олеговна стала студенткой психфака. А как вы ощущали себя в роли студента факультета психологии?

— На первых курсах я вообще с трудом понимала, что такое психология. Кроме того, моя самонадеянность, граничащая с наглостью, не давала мне возможности оценить своих учителей. А учителя у нас были гениальные. Только представьте: нам читали лекции Леонтьев, Лурия, Давыдов, Эльконин, Запорожец…



— Так это сегодня они занесены в список классиков. А тогда еще числились в рядах простых смертных. Да и психология как наука только-только начинала расправлять плечи…

— Но я тогда не была способна ни психологию оценить, ни своих учителей. Ценила я только свою бурную, феерическую студенческую жизнь. А она состояла из бесконечных конкурсов самодеятельности, капустников и спектаклей. Театром мы просто бредили. И со своим будущим мужем, Владимиром Собкиным*, я познакомилась «на сцене».



— Он тоже любил капустники?

— Он был бесподобным артистом. Участвовал во всех театрализованных конкурсах. На него ходили смотреть студенты со всей Москвы. За это его и взяли на психфак. Тогда межинститутские состязания разных видов считались очень важными, победы приносили вузам «очки», повышали их рейтинг. Собкин, по решению своей семьи, поступал и поступил в МАДИ. Но у него был друг, лучший друг Женя Арье (ныне режиссер с мировым именем). С Женей они в свое время вместе организовали школьный театр. И вот Женя, который поступил на психфак, все время агитировал Собкина туда перейти. В результате он и перешел, обязуясь в течение трех лет досдать какие-то дисциплины. С переводом Собкина наш факультет сразу занял второе место в университетском конкурсе художественной самодеятельности. Первое место было у физиков. Там учились Сергей и Татьяна Никитины. Их дуэт был вне конкуренции. Потом Владимир Самуилович создал у нас на факультете театр. Мы ставили большие, серьезные пьесы. Я считаю, на профессиональном уровне. Писали тексты, обсуждали, учили, ночами репетировали.

— Ваши занятия психологией как-то увязывались с театром?

— Мы пытались понять своих героев, подробнейшим образом разбирали их характеры. Недавно Собкин нашел дневник, в котором подробно описывал каждую репетицию. Удивительное дело: никто его к этому не обязывал, никогда он не думал, что эти записи кто-то когда-нибудь прочтет. Но мы все делали очень серьезно, с полной самоотдачей. Потом, когда я пошла работать в Психологический институт РАО, наши занятия театром переросли в традицию институтских капустников. Я писала для капустников стихи. Сейчас обнаруживаю «блуждающие» в Интернете «психологические народные песни» — о личности, о деятельности, о сознании — и прямо крикнуть хочется: «Это я придумала!» А какие замечательные елки мы устраивали! Лет до сорока я была бессменной Снегурочкой.

— Вы смогли удовлетворить свой интерес к пониманию человека в неформальной студенческой жизни, через театр. А как трансформировалось понятие «психология»?

— На третьем курсе я написала курсовую работу по Пиаже. Мой руководитель Людмила Филипповна Обухова** прочитала мое сочинение и говорит: «Неплохая работа… А чем ты вообще хочешь заниматься?» Я даже раздумывать не стала: «Хочу заниматься самыми-самыми маленькими!»

— Так сразу и определили свой интерес? Почему?

— Мне казалось, если мы поймем, как зарождается характер человека, как развивается ребенок в первые годы своей жизни, мы сможем правильно его воспитывать. Научимся выращивать хороших людей.

— Так это же педагогический мотив?

— Педагогический. Но реализовать его я предполагала через генетико-моделирующий эксперимент. Людмила Филипповна подумала и говорит: «Я знаю человека, который тебе нужен». Взяла меня за руку и привела на Большую Никитскую (на бывшую улицу Герцена), в лабораторию Майи Ивановны Лисиной***. И вот уже сорок лет как я работаю в этой самой комнате.

— Это тоже, по-вашему, произошло благодаря случайным обстоятельствам?

— Думаю, да. Если бы Людмила Филипповна не руководила моей первой курсовой работой, если бы ей в голову не пришла мысль познакомить меня с Лисиной, все могло сложиться по-другому.

— С тех пор, вы сказали, прошло сорок лет. А что стало с тем романтическим посылом по воспитанию хороших людей? Он подвергся какой-то трансформации?

— Конечно.

— Но что-то от него осталось?

— Теперь я говорю не о формировании человека, а о создании оптимальных условий для его развития. О роли взрослого в организации этих условий. Наши возможности — и понимания, и влияния — не беспредельны. В жизни мы далеко не все можем делать по плану и в соответствии со своими желаниями.

— Обрисовались границы возможностей психолога и педагога?

— Эти границы всегда непонятны. Мы никогда не можем прогнозировать судьбу ребенка наверняка, мы не можем гарантировать детям успехов и достижений в будущем. В том числе и собственным детям…

Но психология — это всегда интересно. При условии, что с годами ты не обрастаешь самодовольством и чувством обретенной истины. Если ты не успокаиваешься в уверенности, что истина вся без остатка содержится в некой конкретной теории. Я не люблю, когда людям все понятно: вот это — деятельность, это — сознание, это — опосредованность… Такая позиция сильно мешает действительному пониманию человека. Как, к примеру, объяснить, что одни люди добрые, а другие — жадные? Почему некоторые думают только о себе и видят в окружающих только своих врагов? Казалось бы, простые вопросы. Только ответы на них искать трудно. Именно в этом поиске и заключается интерес.

Что касается меня, с кончиной Майи Ивановны Лисиной ко мне пришло ощущение ответственности за целое направление в психологии — за психологию раннего детства. Я стала воспринимать свою работу в детской психологии с точки зрения долга. Если хотите, я стала думать о ней, как о миссии. Как бы ни трансформировались мои представления о возможностях педагогического влияния на ребенка, я до сих пор убеждена: если мы хотим понять нечто существенное о человеке, ключи к пониманию — в начале его жизненного пути.

____________________

* В.С. Собкин — доктор психологических наук, профессор, известен трудами по психологии и социологии. В частности, ему принадлежит социологическое исследование, посвященное воспитателям детского сада.

** Л.Ф. Обухова — доктор психологических наук, профессор, известна трудами по психологии развития детей.

*** М.И. Лисина — психолог, доктор педагогических наук, с 1962 г. заведующая лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста, с 1976 г. заведующая отделом возрастной психологии НИИ ОПП АПН.


Источник




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (8)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх