Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Елена Юдина: Подготовка к детскому саду не нужна

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 878
  •  
    • 0

Елена Юдина


С принятием нового Закона об образовании дошкольное станет первой ступенью общего. Стоит ли требовать от воспитателей учить детей читать и писать, в интервью РИА Новости рассуждает заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета Елена Юдина.


- Елена Георгиевна, в обществе идут бурные споры о новых школьных стандартах образования. А нужны ли они для дошкольников?


- Для дошкольной сферы сейчас действует не стандарт, а Федеральные государственные требования (ФГТ) от 2009 года. Они включают те же элементы, что и стандарты для остальных уровней образования: требования к структуре основной программы и к условиям её реализации (кроме третьего элемента – требований к результатам освоения программы).


Новый закон распространяет термин "стандарт" на дошкольное образование, повторяя содержание ФГТ. Но он плохо учитывает возрастные особенности детей. В структуре программы за образец по-прежнему берется школа: математики столько-то часов, рисования – столько-то. Но в детсаду  не может быть такого четкого деления образовательного процесса на предметы – мы получим "маленькую школу"…


- А надо ли прописывать в законе результаты освоения дошкольной программы?


- Ни в коем случае. До 1989 года в единственной тогда "Типовой программе дошкольного воспитания" было указано: к такому-то возрасту "ребенок должен" и перечислялось множество знаний, умений и навыков. Итог - "натаскивание" и дрессировка детей. В ФГТ требования к результатам –  несмотря на незаконность этого – также прописаны в качестве элемента структуры образовательной программы. Но маленький ребенок никому ничего не "должен". Можно только стараться заинтересовать его, направлять его активность, создавая ему условия для развития.


Результаты можно было бы выражать в терминах личностного развития, отмечая достигнутые им те же  знания, умения, навыки. Но придется учитывать слишком много факторов. Квалифицированный психолог может оценить развитие конкретного ребенка, но это работа "штучная". А массовая диагностика приводит лишь к бесполезному стрессу, перегрузке детей.


Мониторинг должен быть инструментом в руках воспитателя, а не чиновника, и проводиться он должен в форме игры, наблюдения, а не  проверки.       


- Нужна ли так называемая "предшкола"?


- Для детей это вредно. Как правило, в прогимназиях, на подготовительных курсах при школах с детьми проходят программу первого класса. А потом тот же учитель начинает все сначала – нет лучшего способа уничтожить учебную мотивацию.


Готовность ребенка к школе возникает как естественный результат его полноценного развития – надо, чтобы ему было просто интересно учиться, осваивать новые правила и обязанности.


- Как же тогда оценивать работу детского сада?


- В центре экспертизы должна быть работа педагогов и образовательная среда - как в развитых странах. Во-первых, как воспитатель общается с детьми: создает ли он доверительную атмосферу в группе, как реагирует на вопросы. Во-вторых, насколько он квалифицирован как педагог – владеет ли современными педагогическими технологиями, как заинтересовывает детей предлагаемым материалом, учит общаться, проявлять инициативу. В-третьих – собственно образовательная среда: игры, игрушки, современные средства обучения, насколько они соответствуют образовательным задачам, поставленным воспитателем. В-четвертых – организация образовательного процесса. Бывает, детский сад становится культурным центром в своем микрорайоне. Это заслуга администрации. И в-пятых – оценка медико-социальных условий.


- Что же говорится в законе об условиях реализации программы? И как детсады получают лицензии и аккредитации?


-  В законе говорится об "условиях" вообще. На практике между лицензированием и аккредитацией детского сада никакой разницы –  дважды проверяется одно и то же. Тогда как в первом случае важны скорее "витальные" условия – санитарные и другие нормы пребывания детей в детсаду.  А во втором случае следует учитывать психолого-педагогические моменты (пять упомянутых).


Можно было бы уточнить формулировки в законе. Местами проект излишне детализирован: из восьми оставлено всего два вида дошкольной образовательной организации –  обычный детский сад и коррекционный. Предпочтительнее обозначить просто "необходимость (их) видового разнообразия".


- Можно ли взять еще что-то ценное из зарубежного опыта, помимо характера экспертизы?


- Частично. В ряде скандинавских стран одна образовательная программа дошкольного образования – но это не инструкция, а лишь "рамка", определяющая для профессионала общие образовательные тенденции и социокультурные ожидания общества.


В  новом варианте закона есть общее положение о примерных образовательных программах – в том числе для дошкольного образования. Но не совсем ясно, каков их статус – обязательный или рекомендательный. А перенять следовало бы уважение к детям, их право на самостоятельность, каким бы маленьким ни был ребенок.


Материал подготовила Мария Салтыкова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости


www.rian.ru


По теме на сайте:


В.Т.Кудрявцев. "Предшкольное образование": необходимость или. . .?


В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева. Концепция законопроекта о дошкольном образовании (проект)




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Приглашение к обсуждению предложений о необходимости внесения изменений в федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
17-07-2012
Приглашение к обсуждению предложений о

Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного образования. Итоги совещания

В Российской академии образования 4 июня 2012 г. состоялось совещание «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки
Программа II Всероссийской конференции Руководителей дошкольных образовательных учреждений
27-11-2011
Программа II Всероссийской конференции

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (17)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх