24.03.2014
Отток российских ученых из страны за последние 1,5 года увеличился, сообщил президент Российской академии наук Владимир Фортов в интервью телеканалу «Россия 24»«За последние 1,5 года, этот отрезок для нас самый болезненный, я посчитал, что отток увеличился», — сказал Фортов.
Он отметил, что зарплаты российских ученых и их зарубежных коллег отличаются в разы, это было и до падения курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам.
«Мы должны понимать, что наши зарплаты несопоставимы с теми, которые есть там, они отличаются в разы, и отличались до повышения курса доллара к рублю», — сказал Фортов.
В то же время он отметил, что это не означает, что в России нет талантливых ученых. Глава РАН сообщил также, что не видит тенденции к преследованию российских ученых, сотрудничающих с западными организациями.
«Скажу по своему опыту, я директор крупного института, и у нас подобных опасений я не слышал. Я бы не сказал, что есть какая-то охота за ведьмами, хотя есть примеры, когда не очень понятно, почему человека преследуют», — сказал он.
Фортов отметил, что в РАН есть группа ученых, которые разбирают подобные примеры с претензиями со стороны правоохранительных органов к российским специалистам, сотрудничающим с зарубежными учреждениями.
«Они это разбирают открыто, смотрят, а что, по сути, он открыл для иностранцев, есть ли там признак утечки информации», — сказал Фортов.
При этом он отметил, что в России есть талантливые ученые. По словам президента РАН, российские ученые сильны в теоретической физике, математике, энергетике, машиностроении, механике и процессах управления.
По его словам, необходимо «стремиться расширять нашу международную часть в больших проектах».
«Например, Большой адронный коллайдер и так далее — в них мы тоже участвовали довольно прилично. Хотя в свое время мы пытались построить такой ускоритель в Протвино, и так получилось, что мы не смогли это сделать. Но если бы мы это сделали, то я думаю, что к сегодняшнему дню бозон Хиггса был бы открыт у нас», — считает он.
www.interfax.ruПроблема не только в оплате труда научных сотрудников, препятствиях контактам с зарубежными коллегами (случаи единичные, каждый из которых требует специального рассмотрения). Тем более – не в подавлении академических свобод, пока сохраняющихся за учеными. Проблема глубже: она в самой системе государственного управления наукой, которая полностью отрешенна от специфики «объекта управления». «Объект управления» - не научные идеи, не люди, которые производят идеи, а «особые» условия - необходимые для того, чтобы это производство было эффективным. Чиновники имеют очень своеобразное представление об этих «особенностях», которые сами же для своего удобства и создали. Система управления наукой в России выстроена непрофессионально – уже с точки зрения норм управления. И, тем более, - не способна востребовать научный профессионализм. Как и стоящая за ней – буквально «стоящая», непроизводящая экономика.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта