Кудрявцев Владимир Товиевич (родился 13.03.61, г. Москва) – доктор психологических наук (1997), профессор (2001), заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, советник директора Федерального института развития образования, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».
Ученик и соратник выдающегося отечественного мыслителя, психолога и педагога В.В.Давыдова. Последователь Э.В. Ильенкова, классика мировой философии XX столетия. На формирование научной позиции повлияли работы отца - психолога Т.В. Кудрявцева, а также его коллег и друзей - А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева, Ф.Т. Михайлова, профессиональное и личностное общение с ними.
Окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института (1983), аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (1986).
Сфера исследовательских и практических интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного - развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства. Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования «Рекорд – Старт», методических материалов к ней (1996-1999), концепции культуросообразного образования (2002), концепции образования детей старшего дошкольного возраста (2006), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997-2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка (БТКК – Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др. Построенные на этой основе образовательные модели апробируются и внедряются в ДОО и школах более 50 регионов России. В настоящее время совместно с проф. Э.Камиа (Университет Букио, Киото, Япония) ведет работу в рамках российско-японского образовательного проекта KKDD – Kudriavtsev’s & Kamia’s Dai Do (проекта Кудрявцева и Камиа «Большой Путь»). Руководитель и автор проектов развивающего дошкольного образования «Тропинки» и «ФИРОбруч». Работал экспертом-консультантом международного телепроекта «Улица Сезам».
Сочетая исследовательскую, организационную и общественную деятельность с преподавательской, подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997). Приглашался для чтения лекций в ряд университетов Западной Европы, Японии и СНГ.
В настоящее время читает в РГГУ курсы: «Психология творчества», «Психология воображения в детском возрасте», «Введение в профессию».
Автор свыше 450 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Среди них: «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» (1991), «Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования» (1996), «Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход» (1997), «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (1997), «Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития» (1997-2000), «Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода» (1999), «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению» (1999), «Развивающая педагогика оздоровления» (2000), «Творческий потенциал дошкольника: природа и структура» (2002), «Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие» (2003), «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» (2003), «Личностный рост ребенка в дошкольном образовании» (2005), «Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования» (2007), «Психология раннего студенческого возраста» (2014) и др. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Дошкольное воспитание», «Обруч» и др.). Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский, японский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах ‘Russian Education and Society’, ‘Journal of Russian and East European Psychology’, ‘International Journal of Early Years Edication’).
Заместитель главного редактора журнала «Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», научный консультант журнала «Обруч», издатель и главный редактор интернет-журнала «Развивающее образование», член Совета Московского психологического общества, Консультативного совета Международной Ассоциации развивающего образования, правления философского общества «Диалектика и культура», редакционных коллегий и советов журналов «Дошкольное воспитание», «Начальная школа +», «Вестник МАРО», «Детский сад от А до Я», «Детский сад: теория и практика», «Управление дошкольным образованием», «Здоровье дошкольника», «Цветной мир», «Современное дошкольное образование», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"» «Способности и одаренность» и др.
В 1990-e-2000-e гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева на базе школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368 г. Москвы была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования - с дошкольного уровня до старших классов. Научный руководитель сети экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развивающего дошкольного образования. В 2015 г. учредил Центр «РОКС», обеспечивающий научно-методическую и издательскую поддержку работы в этом направлении.
С 4 сентября 2017 г. по настоящее время -
МППГУ г. Москва, ул. Сретенка, 29.