В продолжение новости, размещенной на сайте вчера.
АСТАНА, 27 апр - РИА Новости. Реформа бюджетных учреждений не сделает российское образование платным, заявил журналистам во вторник образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Госдума 23 апреля приняла в третьем окончательном чтении закон, который реформирует сеть бюджетных учреждений в РФ. Нормативный документ предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения.
Представители образовательного сообщества и депутаты ранее высказывали опасение, что бюджетная автономия школ и вузов может привести к тому, что бесплатно будет оказываться только минимум услуг, а за все, что сверх госзаказа, россиянам придется доплачивать из собственного кармана.
"Никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может. Более того, у нас по объему финансирования бюджетное образование на всех уровнях: на уровне школы и на уровне профессионального образования очень существенно выросло", - прокомментировал министр эти настроения.
Так, в 2004 году государство выделяло из бюджета на одного студента в среднем 21 тысячу рублей. Сегодня, по словам Фурсенко, эта сумма увеличилась до 80 тысяч рублей.
Закон определяет, что на бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, - о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений. Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Главная задача закона - сокращение внутренних издержек, повышение эффективности работы и привлечение внебюджетных источников финансирования.
"Мы должны создать возможности, когда школы имели бы право абсолютно легально получать деньги за дополнительные услуги", - считает Фурсенко.
Он пояснил, что в ряде школ сегодня существуют спортивные секции, где школьники занимаются дополнительно после уроков. По его словам, необходимо легализовать подобную практику, чтобы директорам школ не приходилось создавать какие-то специальные фонды.
При этом министр считает нецелесообразным перевод в автономные учреждения малокомплектных школ, расположенных в селах.
Комментируя опасения абитуриентов и их родителей, министр отметил, что количество бюджетных мест в вузах за последние годы сократилось незначительно и только по тем специальностям, которые не востребованы сегодня на рынке труда. Фурсенко отметил, что количество бюджетных мест на тысячу выпускников 11 классов постоянно растет. "Сегодня на бюджет на очные места из тысячи выпускников поступает 40%", - сказал он.
Он напомнил, что в прошлом году консолидированный бюджет образования составил 1,6 триллиона рублей. С 2004 года, по его словам, бюджет вырос в три раза.
Средняя зарплата учителя в 2000 году составляла 1,28 тысячи рублей, в 2004 году около шести тысяч рублей, в 2009 году - 11,6 тысячи рублей.
Закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.
Министр ответил на некоторые вопросы взбудораженной общественности, но едва ли их накал от этого ослаб. И есть один вопрос, на который ответа нет. Действующее законодательство РФ, включая закон "Об образовании", давно позволяет образовательным и прочим бюжетным учреждения заниматься внебюджетной деятельностью. Необходима лишь система подзаконных актов, позволяющих воспользоваться предоставляемой законом возможностью, некоторые из которых уже разработаны и вошли в силу. Но тогда неясно, зачем нужен еще и закон о новом статусе бюджетных учреждений. Не проще ли воспользоваться тем, что уже есть?
Впрочем, мы привыкли к тому, что политики и чиновники никода не предпринимают ничего зря, если речь идет об их интересах. . .
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта