Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Так чей же писатель – Достоевский?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 504
  •  
    • 0

 


http://www.baikal24.ru/upload_photo/thumb2a373b0667.jpg


 


Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.


3 года назад я разместил у себя на блоге пост под названием «Почему Достоевский не мой писатель?».  


Что «не мой», осознал еще в школе. Позднее  как будто бы понял, почему. Потому что не могу идентифицироваться ни с одним его героем. С Эдипом, да хоть с Розенкранцем - могу. Со всем составом персонажей Кафки - легко. С поручиком Киже - пожалуйста (в каждом из нас сидит этот поручик). А с его героями - нет.



Может быть, это и объясняет то, почему одного писателя (не только писателя) мы принимаем, понимаем и любим, а по поводу другого, если это уместно, говорим лишь, что «не отрицаем общепризнанного значения его творчества»?


За один диалог Иван с Ивана с чертом «Братьев Карамазовых» можно считать великой книгой. Но я не нахожу в нем своего места…


Это ощущение не покидает меня и сегодня. Однако оценка представляется «усеченной», что ли. Сказал «А», а «Б» не сказал.


Сказать «Б» можно было бы «по Фрейду». Дескать, отторжение того, что есть в тебе. Вроде бы, действительно, получается все по Фрейду. Да не по Фрейду…


«Разгадку» Достоевского я давно знал, но не догадался «привязать» к своей оценке. Принадлежит эта простая и гениальная «разгадка» Михаилу Михайловичу Бахтину, автору книг «Проблемы творчества Достоевского» (1929) и  «Проблемы поэтики Достоевского» (1963). Дело в том, что, по Бахтину, у Достоевского нет героев, есть только их самосознание. Самосознание героев – его единственный герой. Живое, ходячее, действующее, чувствующее, спорящее, больное, умирающее, заново рожающееся (бывает, у
одного персонажа по нескольку раз).  Язык текстов Достоевского – язык самосознания, и только на нем они могут быть прочитаны.

А это трудно – одновременно читать и самосознавать. Это не проглатывать чужие
рефлексии, а затем переваривать их. Это значит принять «проклятые вопросы» Достоевского как свои и… не получить ответа из текста.  Ибо ответ – только за читателем. Недаром «предусмотрительный» автор записал в дневнике: «Я никогда не позволял себе в моих писаниях довести некоторые мои убеждения до конца, сказать самое последнее слово». Сформулировать свой вопрос всем так, чтобы каждый в поисках ответа на него смог бы нащупать решение своей проблемы (а порой и впервые осознать ее), - в этом и коренится природа искусства в понимании Л.С.Выготского (юбиляра следующей недели).

Достоевский – писатель-экспериментатор, писатель-игрок. Но это - жесткий эксперимент и жестокая игра с читательским самосознанием, которое втягивается в коллизии героев. Можно, конечно, отстраниться,
захлопнуть книгу, сказав: мы вам не кролики, не бирюльки какие-то: обойдемся без вашей «достоевщины». И в итоге - впасть в доморощенную «достоевщину» - ведь «проблемы Достоевского» никуда не денутся, они будут грызть нас изнутри. Только мы не будем догадываться, что именно нас грызет.

Читать Достоевского не столько сложно, сколько трудно. Сложно – это когда ты продираешься к сути, чтобы вытащить смысл. А трудно – когда через тебя продираются и из тебя вытаскивают. Продираются к твоей сути и вытаскивают твой смысл. Можете назвать это «психоанализом» (хотя и очень огрубляя). Но проще назвать это работой нормального, развитого человеческого самосознания, в которой, помимо тебя, принимает участие масса людей. Включая Ф.М.Достоевского.


Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (2)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх