Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, советник директора ФИРО, главный редактор электронного журнала «Обруч.RU»
Начну, казалось бы, издалека.
В 2002 г. в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов отмечалось столетие Юрия Николаевича Рериха, ученого-полигистора (в буквальном смысле этого древнегреческого слова – «универсального человека»), выдающегося исследователя Востока, сына Николая Константиновича Рериха. Слово предоставили специально приехавшему из Лондона Александру Моисеевичу Пятигорскому, известному философу и востоковеду, который считал себя учеником Ю.Н. Рериха.
Среди прочего, Пятигорский, в частности, сказал: «…Ни одно сознание не может быть равным другому! Каждое сознание есть сознание само в себе. Поэтому здесь не годится ни линия личного превосходства над другими людьми, ни столь же бездарная линия выдуманного равенства, которого нет, потому что есть в каждом отдельном случае уникальность сознания, уникальность индивидуального сознания. Оно не может быть равно другому. Оно всегда есть абсолютное и особенное, со своим кармическим грузом, со своими потенциями, со своими взлетами и провалами».
Это, пожалуй, очевидно. Но мое сознание не равно любому другому только потому, что не равно самому себе. При приблизительно равных условиях и даже воплощенных достижениях своего роста. Что очевидно не менее.
Однако существует и считается вполне выверенным современный – западный путь закрепления и воспроизводства успеха. «Формула», know how чуть ли не важнее самого успеха. Но в той же Западной Европе, у средневековых мастеров была тайна, в которую посвящали, а мастерство являлось священнодействием.
Тем более, на Востоке. По некоторым данным, первый газопровод протянули в XV веке китайцы. Казалось, передайте know how – и получите системный рывок в развитии общества. Никто ничего не передал. Это сейчас китайцы – ударники по части тиражирования чужих находок. А тогда это был сакральный опыт – эзотерический, самобытный, одноразовый, предназначенный для хранения в виде Тайны. Сакрального источника вдохновения.
Аналогично японские писатели, согласно обычаю, на самом пике своей литературной карьеры вдруг брали новое имя (не псевдоним!) и писали по-новому, не пытаясь еще раз пройти по ими же сожженным мостам к славе. Шли-то не к успехам, а к себе – по ступенькам успеха.
Разумеется, все это сам А.М. Пятигорский понимал лучше, чем кто бы то иной. В одной из своих философских бесед он говорил: «Воин бывает в поле только один. И желательно без противника. Потому что главный противник – он сам».
Дзен, конечно. Мы так не привыкли. Мы привыкли ратью. Тем легче затеряться в ее рядах главному противнику.
Воин, поле, одиночество – какое это имеет отношение к образованию? Самое прямое.
На развитие сайта