Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Эль Греко психологии. К 110-летию Д.Б.Эльконина

Эль Греко психологии. К 110-летию Д.Б.Эльконина

  • Закладки: 
  • Просмотров: 720
  • печатать
  •  
    • 0

 Эль Греко психологии. К 110-летию Д.Б.Эльконина 


16 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения великого психолога, исследователя законов человеческого развития, одного из самых глубоких знатоков детства Даниила Борисовича Эльконина, ученика Л.С.Выготского, учителя моего учителя - В.В.Давыдова. Вместе с  они создали систему развивающего обучения (образования), известную сегодня в России и далеко за ее рубежами как «система Эльконина – Давыдова». 16 февраля – День рождения по старому стилю, по новому – 29 февраля, которое прирастает только к високосному году. Из-за этого год жизни Даниила Борисовича «шел» за четыре. Хотя, если учесть, что Эльконин до конца своей жизни неустанно генерировал блестящие «научно-революционные» идеи, щедро раздаривая на стороны,  так он и было. Не фонтан – скорее, вулкан, жерло которого ведет вглубь, к горячим точкам  мантии, порожденным энергией земного ядра.    


Старшее поколение психологов называло Даниила Борисовича Эль Греко психологии. Пожалуй, идеи и концепции Д.Б.Эльконина   по колориту содержания и глубине экспрессии чем-то действительно напоминали картины Эль Греко. Тем не менее, в текстах он излагал их сдержанно и академично. Многое так и не успел развернуть, оставив в виде дневниковых замыслов. 


Не претендуя здесь на анализ научного творчества Даниила Борисовича  (это – Галактика!), отмечу лишь один момент, которые  заставляют по-особому прислушаться к призыву Александра Асмолова «Вперед к Эльконину!». («Вперед к Выготскому!» - призывал сам Даниил Борисович в 1981 г. на первой в нашей стране международной конференции, посвященной его учителю и другу.)    


Блуждающий уже несколько десятилетий по Америке и Европе, а ныне проникший и в Россию  термин «культурно-деятельностная психология» отражает распространенное мнение, согласно которому речь идет о некоей единой концепции, где одна часть  непосредственно выросла из другой. На самом деле «деятельностный подход» лишь частично (если говорить о частях) имплицирован в культурно-историческом. Существуют (уже ставшие достоянием хрестоматий) попытки по-своему продуктивно развивать «деятельностную» психологию вне русла культурно-исторической теории. Тут не место вдаваться в причины этого. По многим пунктам нужно специальная теоретическая работа, чтобы интегрировать то и другое – там, где это необходимо и возможно. На мой взгляд, эти линии не только переплелись, но и «завязались в узел» по существу, в творчестве двух ученых - Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. 


Об этом по-другому писал В.П.Зинченко: деятельность они рассматривали вначале «культурно», а потом уж – «структурно». На фоне обостренного интереса к структуре деятельности самой по себе (Владимир Петрович говорил об учебной деятельности), Эльконин и Давыдов, выводили структуру, а,  главное, – содержание и развивающие эффекты деятельности, из истории культуры. Поэтому, скажем, в истории игры Эльконин ищет обоснование теории психического развития ребенка. 


Нет игры – нет детства. Но не потому что не бывает не играющих детей. Были и, увы, бывают! А потому что в историческом развитии игровой деятельности оформляется «психологической профиль» ребенка, определяемый типом его взаимоотношений с миром – миром, где правит взрослость, и с самой этой взрослостью («социальной ситуацией развития», по Выготскому), который меняется во времени той же истории.  В сюжетно-ролевых играх детишек из архаических культур мы узнаем черты их сегодняшних сверстников, хотя «вне игры» они куда ближе к своим взрослым папам и мамам. Даже художники, как отмечал историк детства Филипп Ариес, изображая детей на картинах, вплоть до XIII попросту «уменьшали» взрослую натуру.  А современные дети – дети во всем, включая проявления взрослости. Детство ютилось на островках игры, постепенно занимая континенты, всю планету… 


Огромный соблазн развить этот сюжет в статью, но преодолеем его. 


С Даниилом Борисовичем хочется спорить, им хочется восхищаться, у него хочется учиться. 


Вперед! И вглубь. 


Владимир Кудрявцев


 


 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
27 марта 2014 г., РГГУ, ИП им. Л.С.Выготского - Семинар по культурно-исторической психологии на тему «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-03-2014
27 марта 2014 г.,

27 марта 2014 г. в Институте психологии им. Л.С.
Семинар по культурно-исторической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 27.03.2014 - «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-02-2014
Семинар по

27 февраля 2014 г., РГГУ, ИП им. Л.С.Выготского -  Семинар по культурно-исторической психологии на тему «Принцип культурного опосредствования в психологии: от Л.С. Выготского - к В.П.Зинченко»
21-02-2014
27 февраля 2014 г.,

Новорожденные: Борис Эльконин
13-03-2006
Новорожденные:

К 100-летию со дня рождения Д.Б.Эльконина
29-02-2004
К 100-летию со дня

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (30)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх