Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Эль Греко психологии. К 110-летию Д.Б.Эльконина

Эль Греко психологии. К 110-летию Д.Б.Эльконина

  • Закладки: 
  • Просмотров: 691
  • печатать
  •  
    • 0

 Эль Греко психологии. К 110-летию Д.Б.Эльконина 


16 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения великого психолога, исследователя законов человеческого развития, одного из самых глубоких знатоков детства Даниила Борисовича Эльконина, ученика Л.С.Выготского, учителя моего учителя - В.В.Давыдова. Вместе с  они создали систему развивающего обучения (образования), известную сегодня в России и далеко за ее рубежами как «система Эльконина – Давыдова». 16 февраля – День рождения по старому стилю, по новому – 29 февраля, которое прирастает только к високосному году. Из-за этого год жизни Даниила Борисовича «шел» за четыре. Хотя, если учесть, что Эльконин до конца своей жизни неустанно генерировал блестящие «научно-революционные» идеи, щедро раздаривая на стороны,  так он и было. Не фонтан – скорее, вулкан, жерло которого ведет вглубь, к горячим точкам  мантии, порожденным энергией земного ядра.    


Старшее поколение психологов называло Даниила Борисовича Эль Греко психологии. Пожалуй, идеи и концепции Д.Б.Эльконина   по колориту содержания и глубине экспрессии чем-то действительно напоминали картины Эль Греко. Тем не менее, в текстах он излагал их сдержанно и академично. Многое так и не успел развернуть, оставив в виде дневниковых замыслов. 


Не претендуя здесь на анализ научного творчества Даниила Борисовича  (это – Галактика!), отмечу лишь один момент, которые  заставляют по-особому прислушаться к призыву Александра Асмолова «Вперед к Эльконину!». («Вперед к Выготскому!» - призывал сам Даниил Борисович в 1981 г. на первой в нашей стране международной конференции, посвященной его учителю и другу.)    


Блуждающий уже несколько десятилетий по Америке и Европе, а ныне проникший и в Россию  термин «культурно-деятельностная психология» отражает распространенное мнение, согласно которому речь идет о некоей единой концепции, где одна часть  непосредственно выросла из другой. На самом деле «деятельностный подход» лишь частично (если говорить о частях) имплицирован в культурно-историческом. Существуют (уже ставшие достоянием хрестоматий) попытки по-своему продуктивно развивать «деятельностную» психологию вне русла культурно-исторической теории. Тут не место вдаваться в причины этого. По многим пунктам нужно специальная теоретическая работа, чтобы интегрировать то и другое – там, где это необходимо и возможно. На мой взгляд, эти линии не только переплелись, но и «завязались в узел» по существу, в творчестве двух ученых - Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. 


Об этом по-другому писал В.П.Зинченко: деятельность они рассматривали вначале «культурно», а потом уж – «структурно». На фоне обостренного интереса к структуре деятельности самой по себе (Владимир Петрович говорил об учебной деятельности), Эльконин и Давыдов, выводили структуру, а,  главное, – содержание и развивающие эффекты деятельности, из истории культуры. Поэтому, скажем, в истории игры Эльконин ищет обоснование теории психического развития ребенка. 


Нет игры – нет детства. Но не потому что не бывает не играющих детей. Были и, увы, бывают! А потому что в историческом развитии игровой деятельности оформляется «психологической профиль» ребенка, определяемый типом его взаимоотношений с миром – миром, где правит взрослость, и с самой этой взрослостью («социальной ситуацией развития», по Выготскому), который меняется во времени той же истории.  В сюжетно-ролевых играх детишек из архаических культур мы узнаем черты их сегодняшних сверстников, хотя «вне игры» они куда ближе к своим взрослым папам и мамам. Даже художники, как отмечал историк детства Филипп Ариес, изображая детей на картинах, вплоть до XIII попросту «уменьшали» взрослую натуру.  А современные дети – дети во всем, включая проявления взрослости. Детство ютилось на островках игры, постепенно занимая континенты, всю планету… 


Огромный соблазн развить этот сюжет в статью, но преодолеем его. 


С Даниилом Борисовичем хочется спорить, им хочется восхищаться, у него хочется учиться. 


Вперед! И вглубь. 


Владимир Кудрявцев


 


 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
27 марта 2014 г., РГГУ, ИП им. Л.С.Выготского - Семинар по культурно-исторической психологии на тему «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-03-2014
27 марта 2014 г.,

Семинар по культурно-исторической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 27.03.2014 - «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-02-2014
Семинар по

27 февраля 2014 г., РГГУ, ИП им. Л.С.Выготского -  Семинар по культурно-исторической психологии на тему «Принцип культурного опосредствования в психологии: от Л.С. Выготского - к В.П.Зинченко»
21-02-2014
27 февраля 2014 г.,

Новорожденные: Борис Эльконин
13-03-2006
Новорожденные:

К 100-летию со дня рождения Д.Б.Эльконина
29-02-2004
К 100-летию со дня

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (29)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх