Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Одиночество и свобода ученика

  • Закладки: 
  • Просмотров: 288
  •  
    • 0

Источник фото - www.mozg.expert.

С годами все сильнее тянет к учителю – потихоньку начинаешь понимать, зачем он, что может дать. Но никогда до конца: это – тайна. Учителя уходят и уносят ее с собой, неразгаданную. Как до этого – их учителя.

Только сейчас внутри оформляется то, что ты можешь сказать Учителю. Чаще – спросить. Но его уже нет. И ты спрашиваешь себя.

А пока учителя с нами, спрашивать рано. Еще в силе уверенность, что все понятно. И что уже можно обойтись без учителей. Просто не доросли еще до ученичества… До которого доросли учителя.

Независимость от учителей перерастает в одиночество.

А до этого все было лишь сбивчивым отчетом о выученных уроках, в которых учителя ухитрялись расслышать то, чего не слышал ты сам. И вот только сейчас я слышу свой собственный голос, уже услышанный ими.

Это и есть одиночество. Одиночество ученика. А любой хороший ученик – одинок. Одинок и свободен. Тогда как средний – просто независим.


Вот находка – у Владимира Одоевского, писателя, музыковеда, мыслителя:

«Дети были лучшими моими учителями – дети показали мне всю скудость моей науки. Стоило поговорить с ними несколько дней сряду – вызвать их вопросы, чтобы увериться, как часто мы вовсе не знаем того, чему, как нам кажется, мы выучились превосходно. … для свежего, не испорченного никакою схоластикою детского ума нет отдельно ни физики, ни химии, ни астрономии, ни грамматики, ни истории и пр. и пр.»

«Находка» – слово ключевое. Потому что, когда читал 40 лет назад, искал совсем другое или вовсе не искал. Нужно регулярно проделывать смысловую ревизию классики, «перевчитываться». А юноша и вчитываться еще не умеет. В 1978 г., когда мне, школьнику, в руки попал томик «Русских ночей», недавно изданный в чудесной питерской серии «Литературные памятники», я был по-юношески восхищен Одоевским «в целом». Это нормально – целое схватывается и захватывает раньше частей. Но в целом, способном «захватить», нет заменимых деталей, на чем целое и держится, в чем и состоит его секрет. Вот они-то и дозревают вместе с читателем, хотя автор сознательно не вкладывал в каждую из них какую-то особую «генетическую программу».

Открыл Одоевского... Ни черта ты не открыл. А если открыл – только книжку первый раз.

А вот мой учитель В.В. Давыдов – «открыл»! Как-то летом в начале 80-х мы сидели у нас, тогда еще на любимой Преображенке, втроем с отцом Т.В. Кудрявцевым, в его кабинете. И вдруг Василий Васильевич неожиданно восклицает: «Ребята, я тут на даче открыл Есенина!». Что-то из неизданного? Нет, выясняется, что речь идет о стихах практически из школьной программы. А у Давыдова пылают глаза! Гениальный ученый, академик, человек высокой литературной культуры и безупречного литературного вкуса – открыл «школьного» Есенина? Потому и гениальный... Свободный от «программы».

А Одоевский? О том, что патриархальное российское болото XIX века начинено минами противостояния «отцов и детей», мы знали еще в школе. Об этом – так или иначе, вся русская классика. И самобытный мир детства воссоздан в ней превосходно. Но, как правило, это «превосходное превосходящих». Даже – и в первую очередь! – у романтиков, к которым принадлежал Одоевский. Только для Одоевского дети – соучастники строительства разумного взрослого самосознания, творцы культуры, которая в этом строительстве наполняется смыслом. Тем, что ее и делает культурой, а не просто «цивилизацией», сотканной из больших и малых значений. А вот больших и малых смыслов не бывает. Как не бывает большой и малой культуры. Тем более – «высокой» и «низкой».

Еще не родился Корчак со своим «подняться до ребенка» (хотя даже у Корчака мотивировка «чтобы не обидеть» – от «превосходящего»). Еще не написана великая книга Имре Лакатоса «Доказательство и опровержения» (ее, к слову, очень любил В.В.Давыдов), где воображаемые дети с воображаемым учителем производят «смысловую ревизию» математических понятий, и в итоге им предстает их скрытая логическая изнанка. Еще не создала свою трехчленную типологию культур Маргарит Мид, среди которых она выделила: (1) постфигуративную (младшие учатся у старших), (2) конфигуративную (младшие, включая взрослых, учатся не только у старших, но и у сверстников) и (3) префигуративную (младшие и старшие учатся друг у друга).

Кстати, по Мид, русская культура времен Одоевского – типичный образец постфигуративной культуры с элементами конфигуративности.

Так оно и есть. Но уже есть Одоевский… Вот и думайте! О превратностях исторического развития, разгадку которых надо искать в личности, столь же «историчной», сколь и сама история. О том, что история заранее не расписана «по ролям» для личностей. О том, что историческую пьесу играют только первым составом – замен не бывает…

Учителя и ученики – первый состав. Они вынашивают и передают в истории то, что называется «социальностью». И тут я, пожалуй, не очень справедлив в отношении Корчака. Нет, не просто от страха «не обидеть» это «подняться», «тянуться на цыпочках» (хотя в той же медицине Гиппократово «Не навреди!» не отменяет ее новейших достижений и прорывов). Корчак – об осторожности в отношении к «социальности».

Смысл «социальности» в том, что люди внутри нее вместе становятся и остаются людьми. В любых обстоятельствах. Необратимо. Даже если от общества останется один человек, состоявшийся «социально», он человеком и останется. «Социальность» – иммунитет от бесчеловечного, от одичания, в которое очень легко впасть, не покидая круга людей. В нем чаще и впадают. А «социальность» узнается в отшельниках, странниках… В одиночестве. В свободе. А порочный круг переделегированной друг другу, а в итоге никому, ответственности – вовсе не социальность, а нечто противоположное.

«Социальность» – иммунитет, всякий раз заново приобретаемый. Ведь она – не совокупность индивидов, живущих сообща и на многое не способных друг без друга. Под эту квалификацию подойдет и стадо, и стая, и даже колония. «Социальность» – это чувство локтя, которого нет рядом. И сердца, которое бьется где-то далеко и неслышно. И мысли, которая проникла в природу того, о существовании чего ты даже не подозреваешь… Например, об особой «социальности», которая еще не может заявить о себе на общепонятном языке. Скажем – о «социальности» детской.


В ней перемешаны собственно «социальное» и индивидуальное, глубоко личное, значения и смыслы, нормативность и подчас кажущееся «аномией». Взрослые стремятся придать этому порядок – прозрачный и комфортный прежде всего для них самих. Не сознавая, что действуют при этом трафаретно-школярским, то есть совсем не взрослым, способом. Отбивая извечную тягу ребенка к себе самому, в какой бы необычной форме она ни представала. О ней писал в своих научных дневниках выдающийся психолог Д.Б. Эльконин. А взрослые ее обрезают, становясь одинокими в самом мрачном и приземленном смысле этого слова. Так и не доросшие до высот ученичества. Поэтому у нас переизбыток «воспитателей», а учителей нет.

О ней – по сути, и все книги Януша Корчака. Что книги – вся энергия его жизни ушла на поддержку этой тяги к взрослости, без которой история человечества просто бы остановилась, да и не началась бы. Он сам остался, по сей день остается взрослым с планетарным притяжением.

Большой человек, который дважды был маленьким. Точнее – был и снова стал, поднявшись выше всех больших людей. Возвышенно одинокий. И совсем не одинокий – нашедший, построивший смысл, вокруг которого, сам того не ведая, вращается мир детства.

Свободно вращается. Свободно и непредсказуемо.

У Юрия Шевчука есть неологизм – «Единочество». Может, так лучше?

Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"

Читайте также статью-отклик: Александр Адамский. Живи, учитель! (оригинал)




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
О прямом и закругленном мире, одиночестве ученика и саперских ошибках психолога
10-06-2019
О прямом и закругленном мире, одиночестве ученика

Понедельничные размышления из Fb Владимира Кудрявцева
Одиночество - это собранность
09-02-2015
Одиночество - это собранность

Альбер Камю: "Воля - то же одиночество". Одиночество в том смысле, что твоя индивидуальная воля - продукт подавления чужих воль в
Дорасти до ученичества (цитата недели)
06-10-2013
Дорасти до ученичества (цитата недели)

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Сентябрь 2019 (24)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Июнь 2019 (40)
Май 2019 (49)
Апрель 2019 (50)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх