27.05.2009
Сегодня вступили в силу новые правила об опеке и попечительстве, которые дадут возможность серьезнее контролировать ситуацию с приемными детьми и не допускать случаев, произошедших в семье Агеевых. Проверять тех, кто решил усыновить или опекать малыша, будут гораздо строже.
Репортаж Ивана Благого
Здесь смотрят на поведение не детей - родителей. Семинары для желающих усыновить в какой-то степени похожи на занятия для беременных. Учат быть готовыми к сложностям и не испытывать иллюзий: дети с голубыми глазами и ангельским характером бывают лишь в фильмах. Для потенциальных родителей это возможность задуматься и даже одуматься, пока не поздно.
Психологи говорят: не должно быть сомнений. И подобные занятия, а они теперь обязательны для всех приемных родителей, сделают так, что меньше детей будут возвращаться из семьи обратно в приют или детдом с психологической травмой и ощущением: они не нужны.
Ольга Шалковская, руководитель службы по устройству ребенка в семью, ГОУ "Детский дом № 19": "Из 10 телефонных звонков у нас на выходе берет одна семья. И мы считаем, это правильно, и в принципе, это нормальный процесс, когда люди что-то понимают и уходят".
Практически вся работа по подбору самой лучшей семьи для конкретного ребенка теперь ложится на плечи органов опеки и попечительства. И в организациях, долгие годы профессионально занимающихся подбором детям семей, боятся формального подхода.
Мария Терновская, директор детского дома № 19: "Приходят люди с готовыми документами, с подобранным ребенком из базы данных: "Нам ничего не надо, только дайте бумажку о том, что мы прошли подготовку". А мы разводим руками и не знаем, что делать. Все перевернуто с ног на голову".
Пока еще многим непонятна и организация контроля за тем, насколько комфортно себя чувствует в семье усыновленный ребенок. В документе прописана четкая периодичность проверок. Раз в 3 месяца в первый год после усыновления и раз в 6 месяцев во второй и последующие.
Борис Альтшулер, правозащитник: "Там прописан контроль и проверки. Но они ничего не дают с этой точки зрения, они не могут ничего дать. Там ничего нельзя увидеть. Приходит управленец, а нужны профессионалы. Тезис - нужны профессионалы, которые работают с семьей - и с кровной неблагополучной, и с приемными семьями на первом этапе.
В Министерстве образования и науки на это отвечают: никто профессионалов от работы с детьми не отстраняет, они будут работать вместе с работниками опеки и попечительства. И проверять, и думать, что делать дальше.
Алина Левитская, директор Департамента воспитания и социальной защиты детей Минобразования: "Профессионалы - и врачи, и психологи, и социологи, и работники опеки определяют, что нужно в конкретном случае делать, потому что в каждом случае свои проблемы".
Принципиальная особенность нового документа - то, что отныне необходимо письменное согласие ребенка, уже проживающего в семье, если ему исполнилось 10 лет. Если он не хочет делить маму и папу с новым братом или сестрой - его мнение будет учитываться. Как и мнение самого усыновляемого ребенка.
Вообще, пожалуй, впервые четко на федеральном уровне прописаны права и обязанности сторон. Основной тезис - любые действия только в интересах ребенка. В документе описаны и действия, позволяющие сохранить проблемные, но все же родные семьи.
Алина Левитская, директор Департамента воспитания и социальной защиты детей Минобразования: "Ребенка из родной семьи можно временно поместить в уже подобранную для таких ситуаций семью для того, чтобы родной семье, оказавшейся в сложной ситуации, пройти реабилитацию".
Но и здесь ребенок сам в праве принимать решение. Если ему не понравилось жить во временной семье, он может уйти. Но пока у новых правил, введенных постановлениями правительства, есть сторонники, есть и критики. Однако все стороны признают: для того, чтобы окончательно определиться, нужно время. Чтобы новые правила были проверены жизнью.
По теме на сайте:
На развитие сайта