Опубликовано в сб.: «Методология и методы культурно-исторической психологии. Материалы IXМеждународных чтений памяти Л.С.Выготского». М., 2008.
Агиология – наука о святости как высшем предназначении человека, предметом рассмотрения которой являются жизнеописания (жития) святых, запечатленных особым почитанием в религиозном сознании народа. Психология выстраивается из анализа поведения человека, его мотивации, особенностей его личности, отношений к миру. Агиология обращена к сверхъестественному и описывает его проявления в рамках канона. Доступны ли психологии эти проявления и может ли святость стать предметом психологического изучения?
В русской древнейшей традиции эпитет «святой» символизировал плодородие, как высшую степень бытия, а позднее как предназначение и идеал человека - становиться святым, возрастать к святости. Таким образом, святость, особенно в христианскую эпоху, в сознании народа предстояла как идеальная норма возрастания при соблюдении иерархичности человеческого устроения (в подчинении телесных проявлений душевным, а душевных - духовным) и устремления к образу совершенного человека – Богочеловека Христа и святым как Его последователям.
В жизнеописаниях святых встречались имена детей, почитаемых народом и прославленных Церковью, это особо почитаемые с древности: младенец Кирик, отроки- мученики Варул, Конон, Вера, Надежда и Любовь, а также русские святые дети – праведный отрок Артемий Веркольский, царевич Димитрий Углический, преподобный Боголеп Черноярский и др.
Сокровенная мысль христианства о том, что именно ребенок есть тот идеальный человек, который был задуман Творцом, для русской духовной традиции находилась в парадоксальном несоответствии с низким социальным статусом ребенка в обществе и отношением к детству, которое характеризуется, с точки зрения человека нашего времени, завышенными требованиями, излишней суровостью воспитания и юридическом детском бесправием.
Психологическая характеристика святого детства по житиям начинается с анализа, прежде всего, семейной ситуации: появления ребенка на свет, часто особых знаменательных событий, предваряющих это появление для родителей, порой, чудесных обстоятельств пренатального развития, самого рождения ребенка и первых лет его взросления. Вероятно, мы можем говорить о 12-летнем возрасте ребенка как важнейшей точке духовного взросления личности, неподвластного психологическим измерениям, когда осуществляется божественное призвание.
В древних житиях мало говорится о внешних событиях жизни ребенка – будущего святого, его окружении, обо всем, что подчиняется законам естества, но отчетливо выделяется то, что этот закон преодолевает, что свидетельствует о духовном возрастании и особых знаках избранничества, даже если эта отмеченность носила негативный характер – буквально как неспособность к чему-либо (например, к учению, как у отрока Вафоломея – будущего преподобного Сергия Родонежского – или к активному передвижению, как у св. Илии Муромца). Эта задержка психического (естественного умственного или физического) развития выступает в качестве «неспособности способного» и сакрально отмечена как сверхъестественная возможность получения дара свыше.
Смысловые параллели святого юродства и святого детства обнаруживают их неслучайность: путь юродивого – путь смирения, сознания своей нравственной и физической беспомощности, своего недостоинства, нищета духовная. Суть детства – в том же, поскольку, вспоминая Л.С. Выготского, «ребенок по своей природе оказывается неполноценным в обществе взрослых; его позиция с самого начала дает повод для развития у него чувств слабости, неуверенности и затрудненности. Ребенок долгие годы остается неприспособленным к самостоятельному существованию, и в этой неприспособленности, неудобстве детства лежит корень его развития… (выделено мной. - В.А.)» (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 109).
Попытка постижения исторического и духовного смысла детской святости для русской культуры заставляет выйти из рамок агиографии в сферу культуры в широком смысле этого слова, обратиться к психологии, той психологии, которая соответствует своему первоимени - науке о душе, или скорее о духовном в человеке. Агиологическая психология дает возможность реализовать это третье измерение человека: от телесности (плоти) через душевность (чувства) к духовности как жажде исполнить свое назначение, обрести смысл собственного бытия.
На развитие сайта