Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » В.В.Абраменкова. Агиологическая психология детской святости: предмет и рефлексия

В.В.Абраменкова. Агиологическая психология детской святости: предмет и рефлексия

  • Закладки: 
  • Просмотров: 483
  • печатать
  •  
    • 0

 Опубликовано в сб.: «Методология и методы культурно-исторической психологии. Материалы IXМеждународных чтений памяти Л.С.Выготского». М., 2008.   

  

Агиология – наука о святости как высшем предназначении человека, предметом рассмотрения которой являются жизнеописания (жития) святых, запечатленных особым почитанием в религиозном сознании народа. Психология выстраивается из анализа поведения человека, его мотивации, особенностей его личности, отношений к миру. Агиология  обращена к сверхъестественному и описывает его проявления в рамках канона.  Доступны ли психологии эти проявления и  может ли святость стать предметом психологического изучения?

 

 

В  русской древнейшей традиции эпитет «святой» символизировал плодородие, как  высшую степень бытия,  а позднее как предназначение и идеал человека - становиться святым, возрастать к святости. Таким образом, святость, особенно в христианскую эпоху, в сознании народа предстояла как идеальная  норма возрастания  при   соблюдении иерархичности человеческого устроения (в подчинении телесных проявлений душевным, а душевных - духовным) и устремления к  образу совершенного человека – Богочеловека Христа и святым как Его последователям. 

 

В жизнеописаниях святых встречались имена детей, почитаемых народом и прославленных Церковью, это  особо почитаемые с древности: младенец Кирик,  отроки- мученики Варул, Конон, Вера, Надежда и Любовь, а также русские святые дети – праведный отрок Артемий Веркольский, царевич Димитрий Углический, преподобный Боголеп Черноярский и др.

 

 

 Сокровенная мысль христианства о том, что именно ребенок есть тот идеальный человек, который был задуман Творцом, для русской духовной  традиции находилась  в парадоксальном несоответствии с  низким социальным статусом ребенка в обществе и отношением к  детству, которое характеризуется, с точки зрения человека нашего времени,  завышенными требованиями,  излишней суровостью  воспитания и юридическом детском бесправием.

 

Психологическая характеристика  святого детства по житиям начинается с анализа, прежде всего, семейной ситуации: появления ребенка на свет, часто особых знаменательных событий, предваряющих это появление для родителей, порой,  чудесных обстоятельств пренатального развития, самого рождения ребенка и первых лет его взросления. Вероятно, мы можем говорить о 12-летнем возрасте ребенка как важнейшей точке духовного взросления личности, неподвластного психологическим измерениям, когда осуществляется божественное призвание.

 

В древних житиях мало говорится о внешних событиях жизни ребенка – будущего святого, его окружении, обо всем, что подчиняется  законам  естества,  но отчетливо выделяется то, что этот закон преодолевает, что свидетельствует о духовном возрастании и особых знаках избранничества, даже если эта отмеченность носила негативный характер – буквально как  неспособность к чему-либо (например, к учению, как у отрока Вафоломея – будущего преподобного Сергия Родонежского –  или к активному передвижению, как у св. Илии Муромца).    Эта задержка психического (естественного умственного или физического) развития выступает в качестве «неспособности способного» и сакрально отмечена как сверхъестественная возможность получения дара свыше.

 

 

Смысловые параллели  святого юродства и святого детства обнаруживают их неслучайность: путь юродивого – путь смирения, сознания своей  нравственной и физической беспомощности,  своего недостоинства, нищета духовная. Суть детства – в том же, поскольку, вспоминая Л.С. Выготского, «ребенок по своей природе оказывается неполноценным в обществе взрослых; его позиция с самого начала дает повод для развития у него чувств слабости, неуверенности и затрудненности. Ребенок долгие годы остается неприспособленным  к самостоятельному существованию, и в этой неприспособленности, неудобстве детства лежит корень его  развития… (выделено мной. - В.А.)» (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 109)  

 

Попытка постижения исторического и духовного смысла детской святости для русской культуры заставляет выйти из рамок агиографии в сферу культуры в широком смысле этого  слова, обратиться к психологии, той психологии, которая соответствует своему первоимени  - науке о душе, или скорее о духовном в человеке. Агиологическая психология дает возможность реализовать это третье измерение человека: от телесности (плоти) через душевность (чувства) к духовности как  жажде исполнить свое назначение, обрести смысл собственного бытия.

   


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Экзаменационные вопросы по курсу "Методологические основы психологии"
03-11-2004
Экзаменационные

Экзаменационные вопросы по курсу
27 марта 2014 г., РГГУ, ИП им. Л.С.Выготского - Семинар по культурно-исторической психологии на тему «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-03-2014
27 марта 2014 г.,

Семинар по культурно-исторической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 27.03.2014 - «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-02-2014
Семинар по

Темы эссе по курсам «Психология творчества»  и «Психология развития» для студентов ИП им. Л.С.Выготского РГГУ
05-06-2012
Темы эссе по курсам

Резолюция VIII Международных Чтений памяти Л.С.Выготского «Игра в неклассической психологии»
22-11-2007
Резолюция VIII

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (29)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх