Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

В.В.Абраменкова. Агиологическая психология детской святости: предмет и рефлексия

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 202
  •  
    • 0

 Опубликовано в сб.: «Методология и методы культурно-исторической психологии. Материалы IXМеждународных чтений памяти Л.С.Выготского». М., 2008.   

  

Агиология – наука о святости как высшем предназначении человека, предметом рассмотрения которой являются жизнеописания (жития) святых, запечатленных особым почитанием в религиозном сознании народа. Психология выстраивается из анализа поведения человека, его мотивации, особенностей его личности, отношений к миру. Агиология  обращена к сверхъестественному и описывает его проявления в рамках канона.  Доступны ли психологии эти проявления и  может ли святость стать предметом психологического изучения?

 

 

В  русской древнейшей традиции эпитет «святой» символизировал плодородие, как  высшую степень бытия,  а позднее как предназначение и идеал человека - становиться святым, возрастать к святости. Таким образом, святость, особенно в христианскую эпоху, в сознании народа предстояла как идеальная  норма возрастания  при   соблюдении иерархичности человеческого устроения (в подчинении телесных проявлений душевным, а душевных - духовным) и устремления к  образу совершенного человека – Богочеловека Христа и святым как Его последователям. 

 

В жизнеописаниях святых встречались имена детей, почитаемых народом и прославленных Церковью, это  особо почитаемые с древности: младенец Кирик,  отроки- мученики Варул, Конон, Вера, Надежда и Любовь, а также русские святые дети – праведный отрок Артемий Веркольский, царевич Димитрий Углический, преподобный Боголеп Черноярский и др.

 

 

 Сокровенная мысль христианства о том, что именно ребенок есть тот идеальный человек, который был задуман Творцом, для русской духовной  традиции находилась  в парадоксальном несоответствии с  низким социальным статусом ребенка в обществе и отношением к  детству, которое характеризуется, с точки зрения человека нашего времени,  завышенными требованиями,  излишней суровостью  воспитания и юридическом детском бесправием.

 

Психологическая характеристика  святого детства по житиям начинается с анализа, прежде всего, семейной ситуации: появления ребенка на свет, часто особых знаменательных событий, предваряющих это появление для родителей, порой,  чудесных обстоятельств пренатального развития, самого рождения ребенка и первых лет его взросления. Вероятно, мы можем говорить о 12-летнем возрасте ребенка как важнейшей точке духовного взросления личности, неподвластного психологическим измерениям, когда осуществляется божественное призвание.

 

В древних житиях мало говорится о внешних событиях жизни ребенка – будущего святого, его окружении, обо всем, что подчиняется  законам  естества,  но отчетливо выделяется то, что этот закон преодолевает, что свидетельствует о духовном возрастании и особых знаках избранничества, даже если эта отмеченность носила негативный характер – буквально как  неспособность к чему-либо (например, к учению, как у отрока Вафоломея – будущего преподобного Сергия Родонежского –  или к активному передвижению, как у св. Илии Муромца).    Эта задержка психического (естественного умственного или физического) развития выступает в качестве «неспособности способного» и сакрально отмечена как сверхъестественная возможность получения дара свыше.

 

 

Смысловые параллели  святого юродства и святого детства обнаруживают их неслучайность: путь юродивого – путь смирения, сознания своей  нравственной и физической беспомощности,  своего недостоинства, нищета духовная. Суть детства – в том же, поскольку, вспоминая Л.С. Выготского, «ребенок по своей природе оказывается неполноценным в обществе взрослых; его позиция с самого начала дает повод для развития у него чувств слабости, неуверенности и затрудненности. Ребенок долгие годы остается неприспособленным  к самостоятельному существованию, и в этой неприспособленности, неудобстве детства лежит корень его  развития… (выделено мной. - В.А.)» (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 109)  

 

Попытка постижения исторического и духовного смысла детской святости для русской культуры заставляет выйти из рамок агиографии в сферу культуры в широком смысле этого  слова, обратиться к психологии, той психологии, которая соответствует своему первоимени  - науке о душе, или скорее о духовном в человеке. Агиологическая психология дает возможность реализовать это третье измерение человека: от телесности (плоти) через душевность (чувства) к духовности как  жажде исполнить свое назначение, обрести смысл собственного бытия.

   




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Экзаменационные вопросы по курсу "Методологические основы психологии"
03-11-2004
Экзаменационные вопросы по курсу

Экзаменационные вопросы по курсу "Методологические основы психологии" для студентов отделения психологии МГУТУ
В.Т.Кудрявцев. О трансцендировании и самодетерминации личности
10-12-2005
В.Т.Кудрявцев. О трансцендировании и

6-е Международные Чтения памяти Л.С.Выготского. «Культурно-историческая психология на рубеже веков. Итоги и перспективы"  (к 10-летию Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)
16-04-2005
6-е Международные Чтения памяти Л.С.Выготского.

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх