Философия не только полагает в человеке некую универсальную бытийную сущность, но и мыслит его как актуально бесконечное (трансцендентное) начало. Это, по существу, бросает вызов современной психологии, до сих пор не принятый ей. В немногочисленных попытках по-своему принять его (К. Юнг, Ж. Лакан, К. Судзуки, Р. Ассаджиоли, Т. Лири и др.) – они нуждаются в подробном обсуждении - чаще усматривалось нечто пограничное эзотерике. Психология в лучшем случае изучает человека как потенциально бесконечное существо (то, что для философии – актуальность, для психологии – только потенция). При этом сам факт такой потенциальности обычно принимается как "фоновое" или "боковое" допущение (которое лишь приговаривается и мало к чему обязывает), нежели становится предметом специального анализа. Возникает принципиальный методологический вопрос: может ли психология выразить в своих понятиях (категориях) актуальную бесконечность человека, и если – да, то в каких? Отвечая на первую часть вопроса утвердительно (может и должна!), мы полагаем, что центральное место среди подобных понятий занимает понятие личности, но именно в том виде, в каком его строит сегодня культурно-историческая психология.
В разделе "Душа и дух. Философия и психология" опубликован фрагмент статьи В.Т.Кудрявцева "К теории личности в культурно-исторической психологии".
На развитие сайта