Философия не только полагает в человеке некую универсальную бытийную сущность, но и мыслит его как актуально бесконечное (трансцендентное) начало. Это, по существу, бросает вызов современной психологии, до сих пор не принятый ей. В немногочисленных попытках по-своему принять его (К. Юнг, Ж. Лакан, К. Судзуки, Р. Ассаджиоли, Т. Лири и др.) – они нуждаются в подробном обсуждении - чаще усматривалось нечто пограничное эзотерике. Психология в лучшем случае изучает человека как потенциально бесконечное существо (то, что для философии – актуальность, для психологии – только потенция). При этом сам факт такой потенциальности обычно принимается как "фоновое" или "боковое" допущение (которое лишь приговаривается и мало к чему обязывает), нежели становится предметом специального анализа. Возникает принципиальный методологический вопрос: может ли психология выразить в своих понятиях (категориях) актуальную бесконечность человека, и если – да, то в каких? Отвечая на первую часть вопроса утвердительно (может и должна!), мы полагаем, что центральное место среди подобных понятий занимает понятие личности, но именно в том виде, в каком его строит сегодня культурно-историческая психология.
В разделе "Душа и дух. Философия и психология" опубликован фрагмент статьи В.Т.Кудрявцева "К теории личности в культурно-исторической психологии".
На развитие сайта
« Январь 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |