Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » ЕГЭ 2009 года: картина желаемая или действительная?

ЕГЭ 2009 года: картина желаемая или действительная?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 383
  • печатать
  •  
    • 0

25 Июня 2009


Мрачные прогнозы не оправдались

Итак, в апреле-июне 2009 года организовано проведение экзаменов по 14-ти общеобразовательным предметам в 83 субъектах РФ и в 52 странах.

Общее количество участников ЕГЭ составило около 995 тыс. человек, в июльской волне ожидается поток из 750 тыс.

Помимо двух обязательных дисциплин – русского языка и математики, оценки за которые выставляются в аттестат, выпускники школ сдавали предметы по выбору.

На первом месте по количеству сдававших - обществознание: в нем приняли участие 445 тыс. учащихся, на втором месте – физика – 195 тыс., на самом последнем месте в этом своеобразном рейтинге популярности – география, которую сдавали 33 тыс. учащихся.

Иностранные языки не в счет, поскольку, например, испанский язык изучает небольшое число учащихся, поэтому в ЕГЭ по этой дисциплине приняли участие 180 выпускников, продемонстрировав при этом самый высокий средний балл – 74,6.

По немецкому языку этот показатель значительно ниже – 43,6 балла.

859 учащихся получили наивысшие 100 баллов по русскому языку, 305 – по математике.

Максимальное число неудовлетворительных оценок фиксируется по информатике – 11,4%, далее следуют география и немецкий (по 10%), по математике – 6,8%, по русскому языку – 5,9%.

В резервные дни - 17 и 20 июня - тем, кто провалился по одному из обязательных предметов, была предоставлена возможность пересдачи, благодаря чему около 80% ребят улучшили свои результаты по русскому языку.

Оценки за переэкзаменовку по математике станут известны позже.

Не набрали минимального балла и по русскому, и по математике 2,2% от общего числа сдававших, или примерно 20 тысяч человек.

Вместо аттестатов они получат справки об окончании школы.

«Неуды», полученные за ЕГЭ по выбору, не влияют на получение аттестата, но делают невозможным поступление в вуз по той специальности, по которой данный предмет является профильным. Пересдать его можно будет только в следующем году.

В этом году все аккредитованные вузы, независимо от формы собственности, обязаны принимать абитуриентов по свидетельствам ЕГЭ. Исключения сделаны для нескольких категорий (см. вынос), включая детей с ограниченными возможностями здоровья, но и многие из них, по имеющимся сведениям, также сдавали экзамены в формате ЕГЭ.

Только 24 вуза, список которых утвержден Минобрнауки, получили право провести одно дополнительное испытание профильной направленности по ряду специальностей.

Кроме того, ряд вузов проводит дополнительные испытания по специальностям творческой и профессиональной направленности, требующих наличия творческих, физических или психологических качеств, но при этом принимает результатов трех экзаменов в виде ЕГЭ из Перечня вступительных испытаний.

Прием документов, в том числе по почте, ведется до 25 июля. Абитуриент вправе отправить свои документы в любое количество вузов, на несколько направлений подготовки, а также на различные формы обучения.

Но поток поступающих будет распределяться неравномерно: как всегда, наибольшее число претендентов устремится в престижные вузы, а провинциальные храмы науки рискуют недобрать необходимое количество учащихся даже на бюджетные места.

Участники олимпиад школьников не составят серьезной конкуренции: в 120-ти интеллектуальных соревнованиях нынешнего года приняли участие 400 тыс. человек, победителями стали около 20 тыс., или не более 4% от общего числа претендентов на бюджетные места. Напомним, что, по предварительным прогнозам министерства, этот показатель составлял не менее 10%.

Не оправдались и другие прогнозы, согласно которым покинуть школу « с волчьим билетом» рисковали от 100 тыс. до 200 тыс. выпускников. Как выяснилось, эксперты ошиблись как минимум в 10 раз, поскольку основывались на данных минувшего года, когда двойки по математике заработали 23,2% выпускников, а по русскому – 11,2%.

Любовь Глебова заявила, что "результаты ЕГЭ 2009 года опровергли тезис о снижении качества образования".


ЕГЭ без поблажек?

Минимальный порог неудовлетворительной оценки по всем дисциплинам определяется автоматически, с учетом результатов всех участников экзамена.

Так, если в 2008-м этот показатель составлял 40 баллов по русскому языку, 25 по математике и 39 по физике, то в нынешнем – 37, 21 и 32 соответственно.

Чиновников стали упрекать в «ручном управлении» результатами ЕГЭ , приведшему к их девальвации.

Однако, по словам заместителя директора Федерального института педагогических измерений Галины Ковалевой, сравнивать минимальные пороги нынешнего и прошлого годов «некорректно и непрофессионально», так как в прошлом году в экзаменах по выбору принимали участие в основном учащиеся профильных классов с углубленным изучением тех или иных дисциплин, а в этом - практически все.

Между тем на изучение математики на профильном уровне предусмотрено до 12 часов в неделю, на базовом – только 4, а на физику – вдвое меньше.

Как утверждает Г. Ковалева, КИМы рассчитаны как на базовый, так и на профильный уровень, а минимальная граница определялась, исходя из того, что на тройку ученик обязан выполнить не менее половины заданий базового уровня сложности.

"Мы четко следовали этому принципу, поэтому ни по одному предмету нет занижения минимального порога", - подчеркнула Г. Ковалева.

Известно также, что этот показатель выставляется на основе статистических данных по результатам экзаменов по стране в целом.

Примечательно, что Любовь Глебова не исключила возможности дальнейшего понижения данного показателя в следующем году. Не разделяет она и тревоги по поводу «несчастных детей», оставшихся без аттестата. По ее словам, у них есть возможность продолжить образование в ПТУ и техникумах (на базе 9-ти классов) и даже, наряду с профессиональной подготовкой, пройти курс ускоренного индивидуального обучения за полную среднюю школу с последующим получением соответствующего документа.

Более того, руководитель Рособрнадзора считает, что "результаты ЕГЭ заставят задуматься тех, кто сегодня закончил 9-й класс и объективно оценить свои способности в связи с тем, что никакой поблажки им не будет".

Есть о чем задуматься и учителям, и чиновникам.


ЕГЭ без контроля

Печатные и виртуальные СМИ в мае-июне пестрели информацией о разного рода нарушениях и злоупотреблениях во время проведения экзаменов.

На виртуальных форумах с возмущением обсуждалась эта ситуация.

"С введение ЕГЭ в нашу жизнь, обрадовалась, что появилась возможность для обычных мальчишек и девчонок, которые действительно хотят учиться, (не имеющих богатых родителей)поступить в престижные вузы. Но радость быстро закончилась т.к.то от одного, то от другого слышишь: там учителя помогли ЕГЭ написать, а другой предложили (через своих)"сделать первый взнос"и ребенок попадет на бюджет и т.д.и т п.Конечно радуешься, что у кого-то получилось и все в "шоколаде",но как то мерзко, от того, что никогда не будет у нас так ,как должно быть!!!И в очередной раз понимаешь, что опять "надули"."

"Почему мы то и дело слышим о нарушениях в правилах проведения ЕГЭ? Почему в одних школах к детям были очень строги: ни воды попить, да и в туалет отпускали неохотно, а в других закрывали глаза на пользование мобильными телефонами? И это в Москве. А в других городах воообще преподаватели писали? Доказательства? А неудивительно, если один ребенок средне учился, а результаты ЕГЭ блестящие, а другой победитель олимпиады МГУ, а ЕГЭ еле-еле. Не настораживает?"

Если нет должного контроля, зачем было ЕГЭ вообще вводить? – таков основной вопрос, с которым обращаются граждане к руководителям образовательного ведомства.

Признавая многочисленные факты нарушений, в том числе «использования положения должностных лиц в целях обеспечения высоких результатов», Любовь Глебова в своем выступлении на пресс-конференции неоднократно подчеркивала, что "в 2009 году ответственными за организацию процедуры ЕГЭ являются субъекты РФ", и все "внештатные" случаи – "проблема регионов, а не Москвы, поэтому любое вмешательство федерального центра будет расценено как превышение полномочий».

Рособрнадзор лишь проводит мониторинг ситуации, отслеживая типичные нарушения, выполняет выборочные проверки по особо вопиющим случаям (например, перепроверяет слишком выскоие результаты по ЕГЭ в ряде территорий). Всего за период основной волны ЕГЭ федеральными чиновниками было проведено 8 выездных инспекционных проверок.

Определенные надежды возлагаются на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в который недавно были внесены поправки, позволяющие наказать организаторов, допустивших нарушения в период проведения ЕГЭ – и за счет применения штрафных санкций, и за счет отстранения от должности, вплоть до полной дисквалификации.


ЕГЭ без жалоб

Несмотря на большое количество нарушений, число апелляций продолжает оставаться рекордно низким: по процедуре ЕГЭ поданы 24 апелляции, из них 13 удовлетворены , по результатам – чуть более 42 тысяч (1,3% от общего числа сдававших), из них удовлетворено около 8000.

"Апелляционные процедуры доказали свою результативность, а то, что ими воспользовалось небольшое количество выпускников, скорее всего, говорит об их недоинформированности о своих возможностях", - убеждена Л. Глебова.

Однако специалисты приводят другие причины. Так, например, в регионах принимались заявления только по вариантам С, а так как это задания повышенного уровня, то не так много детей их выполнили.

"Если бы принимались апелляции по частям А и Б, то поток жалоб был бы значительно больше", - считают эксперты.

Кроме того, многие опасались ухудшить результат по итогам апелляции, на что настраивали родителей и выпускников некоторые учителя.

В любом случае, как считает директор частной школы "Наследник", член Общественной палаты Любовь Духанина, "внутри процедуры ЕГЭ ребенок остается беззащитным, у него нет реально закрепленных прав, поэтому необходимо готовить детей не только в предметной области, но и в области защиты их прав в период проведения ЕГЭ".

Татьяна Маркова


Список абитуриентов, которые могут быть зачислены в вузы без свидетельства о результатах ЕГЭ, на основании вступительных испытаний:

- с ограниченными возможностями здоровья (в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ);

- имеющие среднее (полное) общее образование, полученное до
1 января 2009 г., - при приеме для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;

- имеющие среднее профессиональное образование - при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста соответствующего профиля;

- имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств;

- желающие получить второе высшее образование;

- поступающие на второй и последующие курсы на основании академической справки о незаконченном высшем образовании или диплома о неполном высшем образовании;

- поступающие в магистратуру.

www.eurikanet.ru

 

Комментарий В.К.:

Отмечу лишь три момента.

Первый момент. Высказывание Л.Глебовой о том, что ЕГЭ-2009 не подтвердил снижение качества образования, заставляет вспомнить шутливое определение интеллекта, которой дал Дж.Уотсон: "Интеллект - это то, что измереятся при помощи тестов на интеллект". Так и ЕГЭ зафиксировал соответствие образования уровню, который рассчитан на ЕГЭ. Кстати, учителя повсеместно говорят: "Мы бы проверяли строже", а дети сетуют на легкость экзамена.

Отсюда - второй момент. Главные проблемы вызвала не сложность ЕГЭ (за исключением экзменов по отдельным предметам), а невротрепка вокруг него. Чиновники утверждают, что виновны в ней учителя и отчасти родители. Хотя на самом деле - причина даже не столько в педагогической, сколько в психологической неподготовленности к нему взрослых. Отсюда и дети оказались беззащитным перед лицом ЕГЭ не только в правовом отношении (о чем говорила Л.Духанина), но и в психологическом, поскольку ближайшие взрослые ничем им помочь не могли. А всесильное государство - в образе Минобрнауки - вместо того,чтобы провести такую подготовку, лищь нагнетало стрессогенную ситуацию, меняя за полгода правила сдачи ЕГЭ. Оно слишком торопилось, чтобы подумать о тех, на кого падет основной груз испытания.

Наконец, третье. В статье говорится исключительно о нарушениях, так сказать, "сдающей стороны", тогда как с мест постоянно поступала информация о многочисленных нарушениях "стороны принимающей". Не говоря уже про вмытывающее ожидание, вызванное задержками в сообщении результатов после каждого экзамена, компютерные сбои, когда круглые отличники с ужасом узнавали о сплошных "нулях", полученных ими по целым группам заданий, ужасающем качестве КИМов по ряду предметов, которые не удосужились пересмотреть даже после критики президента. Хотя президент критиковал лишь отдельные вопросы по истории - их исправлением, видимо, и ограничились. А Л.Глебова даже отрапортовала: "Качество КИМов - безупречно". Ни больше, ни меньше. 

Уже сейчас проявились первые социальные последствия внедрения существующей модели ЕГЭ за рамками системы образования. Рекрутинговые агенства предлагют набравшим менее 50 баллов идти в дворники. И это - только начало. . .

 

По теме на сайте и окрест:

Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика 

ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким? 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Выпускники российских школ начнут досрочно сдавать ЕГЭ
20-04-2010
Выпускники

Совет Федерации требует освободить от ЕГЭ всех выпускников прошлых лет
25-04-2009
Совет Федерации

Минюст утвердил основные документы по ЕГЭ
26-01-2009
Минюст утвердил

Чиновники утвердили расписание ЕГЭ в 2009 году
21-01-2009
Чиновники утвердили

Минобрнауки детализировало правило приема экзаменов в вузах
17-01-2009
Минобрнауки

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх