Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Илья Раскин. О Корее и взрослении

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 297
  •  
    • 0



          Конфронтация Севера и Юга Кореи наводит на разные мысли.
          Что показывает нам разделенная Корея? Был один народ, одна страна, теперь две страны и два очень разных народа. Прошло немного больше полувека (очень мало, по историческим меркам), а различия наросли удивительные.
          Вопрос: «доросла ли Корея до демократии?» – А это смотря какая Корея. Одна уже доросла, другая, нет. 
          Тот же вопрос, который постоянно возникает у нас: доросли ли мы до нее, до половой зрелости цивилизации?
          Тут Корея, можно сказать, экспериментум круцис, пример в чистом виде.
          Южная Корея, действительно, «дорастала», как водится, не сразу, с кризисами и проблемами, но ведь доросла-таки. И экономика – на зависть, не только северным корейцам, но и нынешней России. У нас сейчас – как раз те проблемы, через которые в свое время Южная Корея переехала. «Чеболи» (госкорпорации), засилье «силовиков» во власти и т.д. Теперь ездим на южнокорейских авто, смотрим их телевизоры и т.д.
          Северная Корея – сплошные «силовики», парады, портреты, «национальные лидеры», правда, жрать нечего.
          Другой, вроде бы совсем другой вопрос: а как вообще происходит взросление, «дорастание» до чего-то?
          Великий психолог Л.С. Выготский сформулировал важнейший принцип работы педагога: надо работать в «зоне ближайшего развития».
          Если кратко, принцип состоит в следующем.
          Есть задачи трех уровней сложности: 
          1) задачи, которые ребенок может решить сам, без помощи взрослого. Например, задачи по таблице умножения для десятиклассника. Они никак не способствуют развитию, разве что закрепляют уже приобретенные ранее навыки;
          2) задачи, которые ребенок не может ни решить, ни понять, даже с помощью преподавателя. Они также бесполезны для развития;
          3) задачи, которые ребенок может понять и решить, но только с помощью взрослого (преподавателя, родителя). Именно эти задачи – «зона ближайшего развития».
          При их решении в действие вступает следующий принцип – «совместно-разделенного действия». Он прост в теории, но труден на практике.
           Начинается с простого: например, с научения ребенка есть ложкой. Родитель берет руку ребенка с вложенной туда ложкой и делает (отчасти насильственно) правильное движение – из тарелки в рот. Сначала ребенок упирается: ложка – это что-то противоестественное, куда проще хлебать ртом из тарелки. Но потом свыкается с этим «противоестественным» способом еды и начинает проявлять инициативу, двигать собственной рукой в правильном направлении. И КАК ТОЛЬКО ребенок начинает действовать сам – родитель пропорционально «убирает» свои руководящие усилия, позволяет ребенку есть самому.
           Это – и насчет еды ложкой, и в математике, и в чем угодно. И в политике, кстати.
           Дорос ли ребенок до освоения квантовой механики? До того, чтобы самостоятельно ходить в кино и выбирать наряды, до вождения автомобиля? Дорос ли «народ» до демократии? Это один и тот же вопрос. Главное – определить «зону ближайшего развития» и работать в этой зоне. Если, конечно, всерьез ставить задачу «роста», «развития», или, как теперь говорят, «модернизации».
           А КТО здесь «взрослый», учитель, преподаватель, руководитель?
           Вообще-то, в обществах и государствах это всегда – власть.
          В Южной Корее руководили поначалу, как известно, американцы (как и в Японии, и в Западной Германии). В Северной Корее – СССР и Китай. Результаты мы сегодня наблюдаем во всей красе. (Правда, подозреваю, что с тех пор американцы уже утомились создавать самим себе серьезных конкурентов на мировом рынке).
          Доросла ли Россия до демократии? Где у нас зона ближайшего развития? 
          Нынешняя наша власть делает все, чтобы доказать: не доросла, не доросла! Нельзя отпускать руку, чтобы ребенок ел сам! Все – только под насильственным (начальственным) чутким руководством!
          Так ребенок никогда не повзрослеет, будет вечным нахлебником.
          Правда, этот «нахлебник» сам кормит своих «отцов». И тут – главная загвоздка и неразрешимое (для начальства) противоречие. Хочется, чтобы народ был взрослым производителем и кормильцем (в экономике), и чтобы он был ползунком и сосунком (в политике). А вот не получится.
           Посмотрите, опять же, на Корею. На Севере исправно ходят строем, но почему-то прокормить себя не могут. На Юге перестали строем ходить, но с едой все в порядке. А ведь не так давно был один народ: так «дорос» ли он до демократии? (Еще одна разница: у нас мало кто вспомнит, как зовут нынешнего руководителя корейского Юга, зато все знают, как зовут «национального лидера» Севера).
           Не так давно у нас объявили российскую «Суверенную Демократию». Не заметили, что это – точная калька с северокорейских «Идей Чучхе»? «Идея» там, собственно, одна, называется: «Опора на Собственные Силы». То есть: идите на фиг с вашими либерализмами, у нас свои традиции и свой путь. Правда, это путь в задницу, зато наш, родной.
           Так «доросли» ли мы?
           Некоторая часть населения, безусловно, доросла. Большинство населения – не «доросло», находится в подростковом (уже не дошкольном) политическом возрасте. Где «зона ближайшего развития»?
           Когда власть желает быть постоянно и единственно «взрослым», это добром не кончается. Ведь «ребенок» взрослеет (хотя бы физиологически) сам собой. И если ему помешали развиться психологически – он просто однажды начнет все крушить. История и гибель Дома Романовых – яркий тому пример.
          Что-то еще надо объяснять?



ИЛЬЯ РАСКИН

 


28.05.2010

 


www.vestnikcivitas.ru


Раскин Илья Анатольевич


Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев.
Основной жанр – философская публицистика.


Сайт Ильи Раскина


 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
И.А.Раскин. Россия: зона ближайшего развития. Вопросы-тезисы к докладу (1.12.05)
27-11-2005
И.А.Раскин. Россия: зона ближайшего развития.

Сами себе севернее Кореи (два слова о нашем политическом сознании)
02-04-2011
Сами себе севернее Кореи (два слова о нашем

Наша жизнь в неологизмах
11-06-2005
Наша жизнь в неологизмах

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (17)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх