Не так давно мы с коллегой Владимиром Кудрявцевым обменялись небольшими текстами на тему «бытия» и «небытия» (оно же «ничто») /cм. здесь и здесь/. Речь шла в основном о «человеческом измерении» этих категорий. Тема, однако, большая и вряд ли может быть исчерпана окончательно. Вот еще небольшое дополнение – на этот раз из разряда «физики шутят».
Как известно, у физиков принято считать, что имел место «Большой Взрыв» (БВ), из которого мы все, в результате, произошли. Не знаю, был ли, не был ли БВ – предположим, что был. Вопросы: откуда, из чего и почему он случился? На этот счет есть разные варианты – самый, по-моему, занимательный (притом всерьез обсуждаемый) – из ничего.
В случае «из ничего» физические объяснения невозможны, и авторы (включая выдающегося Хокинга) начинают блуждать между физикой, метафизикой, математикой, теологией и просто фантастикой. Неубедительно все это.
Главный казус всей этой ситуации (по-моему, до сих пор не оцененный по достоинству) состоит в том, что НЕБЫТИЯ – НЕТ. Его нет ни в каком смысле. Его нет физически. Его нет логически: понятие о «ничем» невозможно, т.к. предмет отсутствует. Его нет психологически: представление о «ничем» также невозможно – нет предмета. Попытки вообразить «ничто» – это непременно представление некоего «бытия», но пустого, слабенького, бледненького…
Об этом знали уже древние греки (во всяком случае, Парменид): «бытие есть, а небытия нет».
Это, если угодно, обратная сторона «онтологического доказательства» бытия Божия: поскольку Бог есть (по определению) бытие, то Бог «по понятию своему» есть. Бытие есть, т.е. бытие есть бытие, А=А. Трудно спорить.
Правда, Бог в этом суждении вовсе не обязателен…
Ровно по той же логике небытия – нет. Опять же, А=А.
Еще раз: небытия нет ни в каком смысле. А что же есть в сухом остатке, о чем мы, все же, рассуждаем? А есть СЛОВО небытие (ничто). Не более того, только слово. Которое ничего не означает – это, если угодно, симулякр в чистом виде. Вот из СЛОВА и производят физики свой БВ.
Вначале было слово? Хорошо, пусть так. Но это было другое слово. Вообще-то первое слово в Библии – бытие. «И слово было у Бога, и слово было Бог…». Бог или Природа – это здесь как раз неважно, важно то, что бытие. Иначе никак, иначе никакого взрыва – ни большого, ни маленького.
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта