Начинаем публикацию "ПОСТвествования" Ольги Меркуловой о работе XII Международных чтений памяти Л.С.Выготского «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры», которые прошли в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ 14-17 ноября 2011 г. Рассказ (с показом) выдержан в жанре личных заметок, но это и позволяет взглянуть на прошедшие чтения изнутри самих чтений.
Нетбук в маршрутке все-таки позволил записать некоторые мысли по поводу моего участия в Международных чтениях памяти Выготского Л.С. Публикую пока общие впечатления, хроника событий по дням и попытка их осмыслить, надеюсь тоже увидят свет (вместе с фото-впечатлениями).
Нынешние, XII Международные чтения памяти Выготского Л.С. «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры», стали третьими, в которых я приняла участие. Прежде, чем переходить к впечатлениям хронологическим, попробую сделать несколько субъективных ощущений от конференции в целом.
Общий хронотоп показался, наверное, в чем-то менее напряженным что ли. Отчасти, это, скорее всего, связано с тем, что я уже более-менее освоила причудливую топологию здания, в котором располагается Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Вместе с тем, как мне показалось, и временной регламент работы в этом году был разрежен более длительными перерывами. Иногда, пожалуй, слишком длинными. И хотя чем их занять, всегда находилось, некоторые перерывы (как, например, в первый день между пленарным заседанием и вечерней лекцией) были избыточны.
Каждый год Чтения имеют свою центральную тему. В том году такой темой была проблема знака как психологического средства. Сама я всегда стараюсь принять тему любой конференции, в которой участвую, как некоторую задачу — взглянуть на свое исследование сквозь призму заданной проблематики. Естественно, если подобная точка зрения не слишком возможна или неинтересна мне, то вопрос об участии вряд ли вообще будет вынесен на повестку дня. Вероятно, таким образом, к тематике конференции относятся далеко не все. И это немного разочаровывает что ли — особенно, когда тема интересна (а на Чтениях памяти Л.С. Выготского иного просто и быть не может) — так как потенциальная возможность более глубоко разобраться с заявленной проблематикой остается не в полной мере реализованной.
По очень субъективным ощущениям, за три последних года более принятой в среднем участниками была тема прошлых Чтений - «Зона ближайшего развития». Хотя, возможно, я и ошибаюсь — ведь из всего многообразия докладов, включенных в программу конференции, послушать удается лишь малую часть, да и сборник тезисов тоже прочитывается, конечно, не «от корки до корки».
Дополнительные сложности в поиски обобщений внесли и не всегда очевидные основания для отнесения тематики докладов к той или иной секции. Так, и я, и моя коллега Галина Михайловна Шашлова, с которой мы уже второй год вместе бываем на Чтениях, были немало удивлены, получив программу конференции. Я вдруг обнаружила себя в секции «Проблема опосредствования в возрастной психологии», хотя возрастные аспекты в своих тезисах и докладе совсем не затрагивала. А коллега же наоборот, выступала в соответствии с программой на секции, связанной с проблемами образования, хотя в ее работе рассматриваются именно возрастные особенности вне образовательного контекста. Но настаивать на перенесении своих докладов в другие секции мы не стали, приняв это как возможность открыть для себя что-нибудь новое.
Возможны и другие причины, затруднившие лично для меня активную проработку проблемы знакового опоредствования. Не исключено, что из полифонии смыслов, которые можно было обнаружить в содержании конференции, я больше замечала те, что соотносятся с более актуальной для меня сейчас проблематикой — субъектости и личности, их взаимодействия и развития в онтогенезе и филогенезе.
Впечатления от Чтений 2009 года: общие впечатления и по дням работы (1, 2, 3, 4).
В 2010 году впечатления записать не получилось. Но был пост в некоторой связи с темой Чтений прошлого года.
На развитие сайта