В России началась приемная кампания, которая продлится до 25 июля. Различные издания публикуют вузовские рейтинги. По версии «Таймс», в сотню лучших вузов мира не попал ни один российский вуз. Почему — выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Марина Костюкевич
Топ-сотня лучших вузов мира нынче без нас. Ни одно высшее профессиональное учебное заведение России не убедило международных экспертов в том, что мы достойны быть среди самых-самых. Почему славящаяся своими многолетними традициями российская система образования выпала из рейтинга? Мнения расходятся, но все эксперты указывают: у нас слишком разные критерии оценок. Плюс — общий упадок образования за счет увеличения числа вузов в России — говорит член-корреспондент Российской Академии Образования Александр Абрамов.
«Система оценки в составлении рейтингов — здесь есть разница. И второе. Сейчас, когда за последние 20 лет у нас безумно разрослась система образования, с рекордным показателем по числу студентов, конечно, произошла большая девальвация высшего образования. Это объективная картина, что очень много слабых вузов», — считает специалист.
Другой причиной отставания наших вузов от мировых школ называют и слабый уровень исследований, научных работ. А это, замечает научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, — важнейший показатель в составлении рейтингов.
«Вузы не являются центрами серьезных исследований, как фундаментальных, так и прикладных. И в этом смысле содержание образования, которое они дают, не из исследований, а из рекомендаций и заимствований», — подчеркивает эксперт.
Кроме того, они мало продвигают свои наработки за рубежом — добавляет профессор института развития образования научно-исследовательского университета Высшей школы экономики Анатолий Каспржак. О нас там мало знают, следовательно, мы не в обойме.
«Наши преподаватели не публиковались на английской языке, следовательно, не читались в мире их работы. Поэтому у нас вуз — такой репертуарный театр. Когда преподаватель всецело принадлежал одному вузу. По этим причинам они “опускают” нас в рейтинге», — считает специалист.
С этим согласен директор центра международного высшего образования бостонского колледжа профессор Филипп Альтбах. Он считает, что у России потрясающее историческое наследие, академическая система мирового уровня, но она слишком замкнута на себе. Кроме того, мало российских студентов владеют иностранными языками на уровне, а потому не участвуют в международном обмене. Однако, член-корреспондент РАН Александр Абрамов готов с этим поспорить. И приводит свои доводы.
«В свое время мехмат университета был лучшим в мире. Без преувеличения была построена фантастическая школа. Или физтех. Строили эти школы без английского. Я не думаю, что это решающий фактор. Голова-то работает на родном языке», — замечает эксперт.
Ну и наконец, еще одной, самой, пожалуй, прозаической, но без того не менее существенной причиной, которая могла повлиять на непопадание в рейтинг, эксперты называют низкую зарплату российских педагогов. По уровню окладов мы сильно отстаем от ведущих университетов. Самые высокие доходы у преподавателей из Канады, Италии, США, Индии, Южной Африки. Там в среднем профессор получает от 4 до 6 тысяч долларов. Средняя же зарплата их российских коллег — около 1000 долларов. Вот с этим Александр Абрамов полностью согласен.
«Низкая зарплата. Люди бегают по разным местам. И не занимаются совершенствованием. Чтобы быть специалистом высокого класса, нужно очень много работать над собой», — констатирует эксперт.
Профессор Каспржак замечает на это, что за рубежом тоже большинство преподавателей занимаются наукой из интереса, работают за гранты и зачастую жалуются на низкую зарплату. Они также в большинстве своем получают меньше, чем люди других профессий, но в России ситуация хуже. И тут говорить о полной отдаче или серьезных исследованиях не приходится. Многие российские ученые работают не в России, и решить проблему может только повышение зарплат.
«Это бы стимулировало приход людей в вузы, тех, кто мог бы делать открытия, составить элиту, которая бы продвинула вузы вперед», — взывает эксперт.
При этом эксперты (и российские, и международные) подчеркивают, что принимать рейтинг «Таймс» за истину в последней инстанции не стоит. Это во многом субъективные оценки, но в то же время не стоит сбрасывать со счетов международные критерии и подходы. Если мы хотим быть на уровне, нужно менять подходы к высшему образованию, основываясь на наших лучших традициях.
Все материалы раздела "Информация к разным размышлениям"
На развитие сайта