12.06.2006 г. состоялась встреча Владимира Кудрявцева с деканом педагогического факультета ЕНУ им. Л.Н.Гумилева доктором педагогических наук, профессором Гульбахыт Менлибековой. Справа - Гульшат Уразалиева. За кадром - заведующая кафедрой психологии Ане Тынышбаева (Нурахунова), организатор визита.
Вопрос профессора Б.М.Хамзина на лекции Владимира Кудрявцева "Проблема развития в культурно-исторической психологии" (12.06.2006):
- Почему среди русских и казахов столько талантливых людей?
Ответ Владимир Кудрявцев
:
- Думаю, что талантливых людей достаточно много среди представителей всех мировых наций. Ваш вопрос я формулирую для себя так: что есть такого общего у казахов и русских, что способствует культивированию их творческого потенциала? На мой взгляд, - это специфика культурно-географической территории, это безбрежное, "ограниченное" не от столба до столба, а некими запредельными, не охватываемыми непосредственным взором далями, которое они осваивали веками. Казахи - кочевым способом, русские - оседлым. Но, между прочим, и наши предки - древние славяне вели кочевой образ жизни, по крайней мере, некоторые из них. Это вам не хутор, в замкнутом мирке которого люди живут и умирают от поколения к поколению. Для сравнения: уклад жизни средневекового европейца во многом напоминал архаический - мир заканчивался прилегающим к деревне лесом, а дальше простирались уже другие, недосягаемые миры. Эти миры были населены "иноками", которые отталкивали, пугали. А для русских и казахов проникать в "иные миры", осваивать и ассимилировать их, входить в контакты с их представителями не составляло особой проблемы. Если вы оказались в степи (это мы, кстати, вчера обсуждали с Ане Арзиевной Тынышбаевой), то в любой ее точке почувствуете себя в центра мира. Тут везде - "пуп Земли", тут нет периферии. Само пространство выдает тебе "аванс" Демиурга. Ты - его господин, организующая сила, соавтор вечной Природы. А это - очень важная предпосылка креативности. То же - в тундре. Среди северных народов - я специально изучал этот вопрос - нет людей, которые не демонстрировали бы сызмальства творческие способности в сфере прикладного искусства.
Замечу, что такой же "аванс", но в ментальном, психологическом плане выдают, маленькому ребенку, новорожденному взрослые, ставя его в центр малого мира. Конечно, этот "аванс" может быть отработан, а может быть не отработан. Но если он в скором будущем будет отрабатываться ценой собственной самостоятельности (начиная с раннего возраста), то творческие способности обязательно в том или ином виде разовьются. Если же его с самого начала нет - ничего не произойдет.
Впрочем, все что я сказал о территориальном факторе, значительно содержательнее и выразительнее описал замечательный ученый, чье имя носит ваш университет - Лев Николаевич Гумилев в своей книге "Древняя Русь и Великая Степь".
На развитие сайта