Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Александр Асмолов. Федеральный институт развития образования: кризис 10-летнего возраста?

Александр Асмолов. Федеральный институт развития образования: кризис 10-летнего возраста?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 186
  • печатать
  •  
    • 0
Александр Асмолов. Федеральный институт развития образования: кризис 10-летнего возраста?

Фото

Владимир Кудрявцев



Ключевые слова: Федеральный институт развития образования (ФИРО), идеология образования, модернизация образования.

Сколько бы исследователи ни гадали, что такое зрелость, всегда в сознании всплывает веер критериев, по которым оценивается зрелость развития человека, культуры или организации. Поэтому, когда мы сталкиваемся с тем фактом, что ребенку по имени Федеральный институт развития образования (ФИРО) в этом году исполняется 10 лет, возникают вопросы, достиг ли он зрелости и как оценить пройденный с момента рождения путь.

РОЖДЕНИЕ

ФИРО рождался в непростое время. Он был создан 31 мая 2005 г. согласно постановлению правительства России № 347 путем слияния пяти институтов: НИИ высшего образования, Института общего образования, Института развития профессионального образования, Института проблем развития среднего профессионального образования и Института национальных проблем образования. Все они были подведомственны Министерству образования и науки РФ, в предшествующие годы – Министерству образования РФ, а в начале 1990-х – еще и Госкомитету по высшей школе.

Решение об объединении, принятое первым заместителем министра образования и науки РФ Андреем Свинаренко, было непростым, но стратегически верным, коль скоро развитие всех уровней и всех аспектов образования находится в ведении одного министерства.

Идея непрерывности образования от развития детей младенческого воз­раста до профессоров и академиков предполагает системное выстраивание стратегии развития вариативного образования на разных этапах жизненного пути личности. Важно за дошкольным образованием, профессиональным образованием и наукой видеть всю панораму сложнейшего образовательного процесса как ключевого института социализации людей и профессионализации современного общества, индустрии человеческого капитала в обществе знаний. Необходимость подобного видения и определяет логику создания организации, которая несла бы ответственность за стратегию образования в целом, а не только отдельных его ступеней или уровней.

РУКОВОДИТЕЛИ

Научным руководителем ФИРО стал Евгений Сабуров – уникальный человек, выпускник мехмата МГУ имени М.В. Ломоносова, методолог государственной политики и социальной сферы, одновременно мифолог и поэт, помогающий людям обрести стратегическую дальнозоркость. В память о Евгении Федоровиче ФИРО вместе с Высшей школой экономики, Институтом экономики города и Центром образования № 1811 ежегодно проводит Сабуровские чтения, на которых выступают его друзья и коллеги.

Первым директором ФИРО стал Евгений Гонтмахер, мастер социальной политики, через ее призму смотрящий на мир образования, а первым заместителем директора, назначаемым согласно уставу приказом не директора института, а министра, – Александр Лейбович, ранее один из руководителей Института проблем развития профессионального образования. Так был подчеркнут – и это абсолютно закономерно – высокий статус Александра Наумовича, равно как и самостоятельность системы среднего профессионального образования, одно время находившейся в ведении Госкомитета профессионального образования СССР.

Евгений Гонтмахер возглавлял институт недолгое время – работе в учреждении, подведомственном федеральному министерству и занимающемся образовательным контентом, он предпочел активную либеральную позицию и исследования в сфере социальной политики. Его преемником стал Фарис Харисов – член-корреспондент РАО, ранее возглавлявший Министерство образования и науки Республики Татарстан. Больше всего внимания он уделял проблематике здоровья детей, и по сей день, будучи советником директора ФИРО, он продолжает свои исследования.

Иногда говорят, что развитие – это смена командных элит. Вместе со мной в ФИРО пришел на должность заместителя директора Сергей Монахов – обладатель большого управленческого опыта, в начале 2000-х гг. – один из создателей Федерации Интернет Образования. В этом году в фокусе внимания усилий лауреата премии Президента Российской Федерации в области образования Сергея Монахова – научно-методическое и организационное сопровождение реализации Концепции развития математического образования в РФ.

Над проектами в сфере экономики образования работает заместитель директора ФИРО, кандидат экономических наук Наталья Крашенникова.

Сложнейшие задачи взаимодействия рынка труда и профессионального образования, разработки профессиональных стандартов и нового поколения образовательных стандартов профессионального образования решает член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Александр Лейбович совместно с командой ярких профессионалов, многие годы работающих в проблемном поле начального и среднего профессионального образования. И не случайно в настоящем номере журнала «Образовательная политика» актуальная тема номера посвящена роли среднего профессионального образования в создании среднего класса российского общества.

ИДЕОЛОГИЯ

ФИРО – это проектно-исследовательская организация, разрабатывающая идеологию и практику образования, понимаемого как ведущая социокультурная деятельность общества. В задачи ФИРО входят обеспечение преемственности различных уровней образования на основе системно-деятельностной методологии построения стандартов и программ, внедрение образовательных стандартов как генов образовательного поведения в жизнь.

Пять лет назад ФИРО начал издавать журнал «Образовательная политика». И уже с первого номера было понятно, что журнал становится носителем социально-культурной идеологии в образовании, стоящей на трех китах: педагогика сотрудничества, педагогика достоинства и психология развития. Журнал «Образовательная политика» не только отвечает на запросы читателей, но и сам формирует эти запросы. Так в свое время действовал журнал «Новый мир» Александра Твардовского. В 1960-е гг. «Новый мир» формировал идеологию свободы и гражданского общества, печатая В. Тендрякова, А. Солженицына, Ю. Трифонова. И сейчас мы хотим, чтобы журнал «Образовательная политика» публиковал статьи тех наших со­временников, которых можно назвать прогрессорами, помогал реализовываться инновационным идеям культуры достоинства в мире образования.

ФИРО оказывает научно-методологическую поддержку Министерству образования и науки РФ, несущему ответственность за разработку и реа­лизацию политики образования, в создании набора нормативных документов, концепций и экспертизы инновационных практик.

В середине 1990-х гг. экспертная группа, в которой мы работали вместе с Ярославом Кузьминовым, Александром Тихоновым, Михаилом Дмитриевым и Татьяной Клячко, разработала проект организационно-экономической модернизации системы образования. Осознавая всю важность такой модернизации системы образования, коллектив ФИРО в настоящее время сосредоточил внимание на социокультурной модернизации образования, связанной с пониманием образования как особой разновидности социальной коммуникации и индустрии человеческого капитала, которая сегодня охватывает весь сетевой мир. Образование задает образ жизни и личности, и общества, и государства, определяет их конкурентоспособность в мире неопределенности, сложности и разнообразия.

В последние несколько лет при участии ФИРО с позиций системно-деятельностного подхода были разработаны стандарты и программы разных уровней образования. Особо стоит отметить разработку ФГОС дошкольного образования (2013–2014 гг.) и Концепцию развития дополнительного образования детей (2014 г.), дискуссии о которых продолжают вести на самых разных площадках. Институт также принимал участие в создании стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в основу которых нами положена методология системно-деятельностного подхода. И конечно, в сфере нашей ответственности – стандарты среднего профессионального образования, где системно-деятельностный подход со­четается с компетентностным подходом.

Политика детоцентризма – один из приоритетов деятельности ФИРО.

Вместе с Российским книжным союзом ФИРО стал организатором двух съездов работников дошкольного образования: в 2013 г. в Москве и в 2014 г. в Сочи. В 2014–2015 гг. коллективом сотрудников ФИРО была разработана вариативная основная примерная образовательная программа дошкольного образования (Александр Поддьяков, Ирина Федосова, Елена Юдина, Владимир Загвоздкин, Андрей Русаков, НатальяТарасова, Эвелина Алиева, Ольга Радионова, Семен Славин и другие). В октябре2015 г. по инициативе ФИРО планируется провести первый в нашей стране Съезд дефектологов, работающих с детьми группы риска.

В течение нескольких лет ФИРО был координатором проекта МРСО (модернизация региональных систем образования). В2014 г. ФИРО стал федеральным оператором проекта по повышению квалификации педагогических работников Республики Крым и г. Севастополя – в общей сложности было обучено более 30 тыс. человек. В осуществлении этого сложного проекта неоценимую роль сыграли сотрудники ФИРО (Эвелина Алиева, Наталья Крашенникова и другие). И это лишь часть нашей работы по взаимодействию с коллегами на местах – в 50 субъектах Федерации действуют 137 экспериментальных площадок ФИРО, в том числе 36 сетевых, объединяющих 281 организацию.

Не проходит и недели, чтобы в ФИРО не собирались эксперты для обсуждения тех или иных проблем образования – от дошкольного до высшего. Здесь происходит множество событий, и мы вместе ищем ответ на вопрос, куда идти дальше. ФИРО стал не просто переговорной площадкой, но и генератором ряда новых идей. Идея участия России в международных конкурсах профессионального мастерства Worldskills принадлежит нашему сотруднику Павлу Рабиновичу. Вместе с Google ФИРО разрабатывает программы обеспечения безопасности детей в Интернете – этим занимается Галина Солдатова. В ФИРО работают Ольга Карабанова – одна из авторов концепции универсальных учебных действий, которая пронизывает стандарты дошкольного и школьного образования; Татьяна Марцинковская – идеолог концепции информационной социализации ребенка; Анатолий Цирульников – мастер региональных проектов социокультурного проектирования образования и другие. В 2015 г. стартует проект, названный «Портал образовательных инициатив».

THINK TANKS

Все десять лет ФИРО сотрудничает с ведущими российскими центрами развития образования, которые можно назвать think tanks современной обра­зовательной политики.

Это прежде всего МГУ имени М.В. Ломоносова. Совместно с МГУ мы проводим конференции – одна из них в 2015 г. была посвящена проблемам развития раннего детства.

Это Высшая школа экономики – Ярослав Кузьминов, Вадим Радаев, Исак Фрумин. Это Российская академия народного хозяйства и государственной службы – Владимир Мау.

Это Российский государственный гуманитарный университет – Ефим Пивовар, Елена Кравцова, Валерий Тишков (он возглавляет не только институт РАН, но и факультет в РГГУ). У нас есть совместные проекты в области гуманитарного образования. Мы также проводили конференции по толерантности и наследию Л.С. Выготского.

Наши партнеры – общеобразовательные школы, в том числе Московская экономическая школа (МЭШ), где впервые прошла апробация важнейшей для всей России программы международного бакалавриата (IB), и Гимназия Инновационного центра «Сколково», сейчас их возглавляет Юрий Шамилов, а также Первый Московский Образовательный комплекс (Юрий Мироненко).

Еще хотел бы назвать Томский государственный университет. Его ректором недавно стал известный психолог Эдуард Галажинский. ФИРО также контактирует с Московским педагогическим государственным уни­верситетом (директор – Алексей Семенов), Институтом коррекционной педагогики (директор – Николай Малофеев), Институтом психолого-педагогических проблем детства (директор – Татьяна Волосовец), Психологическим институтом (ректор – Виталий Рубцов), Институтом возрастной физиологии (директор – Марьяна Безруких), Институтом образовательной политики «Эврика» (научный руководитель – Александр Адамский), Московским городским педагогическим университетом (ректор – Игорь Реморенко) и др.

БУДУЩЕЕ

Как говорил классик современной психологии Даниил Эльконин, бессмысленно упрекать систему образования за то, что она мало занимается воспитанием, если в стране не отрефлексированы ценности, идеалы и перспективы. Куда двигаться? Каких ценностных высот мы хотим достичь? Есть ли риск реставрации тоталитарной системы? Или же мы пойдем по пути гражданского общества – от культуры полезности к культуре достоинства? Все эти вопросы обсуждаются в настоящем номере журнала, в том числе в связи с дискуссией о единых учебниках.

Для нас общество равных шансов развития всех и каждого – та сказка, которую мы хотим сделать былью. Главное – чтобы «сказку» никто не заменил на «Кафку», как грустно шутил мой недавно ушедший старший друг, один из самых талантливых отечественных психологов Владимир Зинченко.

Страна, словно былинный богатырь, стоит перед выбором своего пути. ФИРО свой выбор – развитие образования как института социализации гражданского общества, образования, ведущего общество в культуру достоинства, – уже сделал.

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2VkdXBvbGljeS5ydS9hcmNoaXZlLzEtNjctMjAxNQ%3D%3D]Журнал "Образовательная политика". 2015. № 1[/url]<!--dle_leech_end-->

Александр Григорьевич Асмолов, директор Федерального института развития образования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор


  • Опубликовал: vtkud
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх