Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Заседание секции "Культурно-историческая психология" на конференции "От истоков к современности" (к 130-летию Московского психологического общества)

Заседание секции "Культурно-историческая психология" на конференции "От истоков к современности" (к 130-летию Московского психологического общества)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 802
  • печатать
  •  
    • 0


29 сентября 2015 г. в рамках Юбилейной конференции "От истоков к современности" (130 лет организации психологического общества при Московском университете) состоялось заседание секции «Культурно-историческая психология» (рук. – В.Т.Кудрявцев).

Заседание с самого начала приняло форму свободного обсуждения. Обсуждение, так или иначе, затрагивало сформулированную Выготским проблему единства обобщения и общения как центральную в культурно-исторической психологии (Г.Г. Кравцов) и разворачивалось в двух направлениях.



В соответствии с этим дискуссия разбилась на 2 части. В первой части дискуссии ее участники (Г.Г. Кравцов, Б.Д. Эльконин, В.Т. Кудрявцев, О.Г. Кравцов) обратились к анализу ключевых противоречий, которые присущи самой реальности, схватываемой в категориях «единства обобщения и общения», что находит проявление в научном толковании его природы.

Ключевое противоречие заострил Г.Г. Кравцов: основным культурным носителем обобщения, по А.Н. Леонтьеву, является орудие, но как таковое оно бессубъектно, в то время, как обобщающая функция сознания выступает у Л.С. Выготского важнейшей характеристикой субъекта. В этой логике П.Я. Гальперин неслучайно утверждал, что становление орудийного действия связано с тем, что ребенок перестает рассматривать орудие как «избыточное» продолжение, «удлинение» руки и начинает оперировать им как особым объектом. Объектом, за которым стоят другие люди, человечество в целом, воплотившее в нем свою способность не только «обобщать», но и «общаться». В ложке запечатлен не только общий способ употребления по-человечески самой разной пищи – она незримо объединяет, заочно связывает миллиарды людей, которые принимают пищу этим способом, т.е. «культурно», независимо от того, заняты ли они этим вместе или индивидуально (В.Т. Кудрявцев). Культура «отсекает лишнее» в поведении людей, то, что не относится к его «человеческой специфике» (Б.Д. Эльконин), удерживая уже в своей предметности главное.



Однако Гегель справедливо считал именно руку «орудием орудий», т.е., по сути, органом универсального обобщения. Тем не менее, «эффект зонда (щупа)», о котором писал А.Н. Леонтьев, характеризуется тем, что сознание (чувство) неким «таинственным образом» переносится на острие культурного орудия. Утрачивает ли его, а тем самым – субъектности, хотя бы на какую-то часть, рука? Ведь у щупа нет, скажем, порогов чувствительности, а «чувствительный инструмент» - это лишь «метафора удлиненной руки». «Парадокс щупа» объясняется тем, что он уже «предуготовлен», буквально «заточен» руками других людей (изготовителей) под те общие характеристики «ручного чувства», которое предстоит испытать в индивидуальной форме тому, кто будет его использовать. В этом смысле он – яркий пример опредмеченного единства обобщения и общения, которое «распредмечивается» каждый раз заново.

Во второй части дискуссии внимание участников (Г.С. Перевощикова, Н.П. Ячменева, Л.И. Аметова, Е.Л. Горлова и др.) привлекла противоречивая картина психического развития в студенческой юности, современная форма которой характеризуется весьма неоднозначными отношениями «обобщения и общения» - превращением их единства в синкрет. Данный факт, заслуживающий осмысления, был проиллюстрирован на материалах специальных исследований.

Заседание секции "Культурно-историческая психология" на конференции "От истоков к современности" (к 130-летию Московского психологического общества)


Участники обсуждения высказали целесообразность продолжить его на XVI Международных Чтения памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика».

В.Т.Кудрявцев


Проф. Майкл Коул (США). К участникам конференции к 130-летию Московского психологического общества.


Скачать том I материалов конференции в формате pdf:
tom1.pdf [2,14 Mb] (cкачиваний: 39)
Посмотреть онлайн файл: tom1.pdf

Секция «Культурно-историческая психология»

Особенности возрастного развития у студентов младших курсов 449
Бережковская Е.Л., Москва
Культурно-исторический подход к пониманию воли 452
Быкова М.В., Москва
Воображение в перцепции и социальной проприоцепции 453
Коул М., Сан Диего (США)
Проблема психологических средств 455
Кравцов Г.Г., Москва
Особенности развития личности девиантных подростков: культурно-исторический аспект 458
Кравцов О.Г., Москва
Психологическое содержание понятия «культурное развитие» 460
Кравцова Е.Е., Москва
Взросление без тайны и героя? 463
Кудрявцев В.Т., Москва
«Третий глаз» культуры. Феномен воображения в культурно-исторической психологии 465
Кудрявцев В.Т., Москва, Коул М., Сан Диего (США)
Личностные характеристики индивида с компьютерно-игровой зависимостью 467
Максимов А.А., Москва
Культурно-исторический анализ психологического знания 470
Олешкевич В.И., Москва
Психологические основания организации воспитательного процесса в вузе: культурно-исторический аспект 473
Перевощикова Г.С., Москва
Игра как проектирующий метод практической психологии 475
Ховрина Г.Б., Москва
Психологические основы жульничества 478
Ячменёва Н.П., Москва


  • Опубликовал: vtkud
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (28)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх