Заседание с самого начала приняло форму свободного обсуждения. Обсуждение, так или иначе, затрагивало сформулированную Выготским проблему единства обобщения и общения как центральную в культурно-исторической психологии (Г.Г. Кравцов) и разворачивалось в двух направлениях.
В соответствии с этим дискуссия разбилась на 2 части. В первой части дискуссии ее участники (Г.Г. Кравцов, Б.Д. Эльконин, В.Т. Кудрявцев, О.Г. Кравцов) обратились к анализу ключевых противоречий, которые присущи самой реальности, схватываемой в категориях «единства обобщения и общения», что находит проявление в научном толковании его природы.
Ключевое противоречие заострил Г.Г. Кравцов: основным культурным носителем обобщения, по А.Н. Леонтьеву, является орудие, но как таковое оно бессубъектно, в то время, как обобщающая функция сознания выступает у Л.С. Выготского важнейшей характеристикой субъекта. В этой логике П.Я. Гальперин неслучайно утверждал, что становление орудийного действия связано с тем, что ребенок перестает рассматривать орудие как «избыточное» продолжение, «удлинение» руки и начинает оперировать им как особым объектом. Объектом, за которым стоят другие люди, человечество в целом, воплотившее в нем свою способность не только «обобщать», но и «общаться». В ложке запечатлен не только общий способ употребления по-человечески самой разной пищи – она незримо объединяет, заочно связывает миллиарды людей, которые принимают пищу этим способом, т.е. «культурно», независимо от того, заняты ли они этим вместе или индивидуально (В.Т. Кудрявцев). Культура «отсекает лишнее» в поведении людей, то, что не относится к его «человеческой специфике» (Б.Д. Эльконин), удерживая уже в своей предметности главное.
Однако Гегель справедливо считал именно руку «орудием орудий», т.е., по сути, органом универсального обобщения. Тем не менее, «эффект зонда (щупа)», о котором писал А.Н. Леонтьев, характеризуется тем, что сознание (чувство) неким «таинственным образом» переносится на острие культурного орудия. Утрачивает ли его, а тем самым – субъектности, хотя бы на какую-то часть, рука? Ведь у щупа нет, скажем, порогов чувствительности, а «чувствительный инструмент» - это лишь «метафора удлиненной руки». «Парадокс щупа» объясняется тем, что он уже «предуготовлен», буквально «заточен» руками других людей (изготовителей) под те общие характеристики «ручного чувства», которое предстоит испытать в индивидуальной форме тому, кто будет его использовать. В этом смысле он – яркий пример опредмеченного единства обобщения и общения, которое «распредмечивается» каждый раз заново.
Во второй части дискуссии внимание участников (Г.С. Перевощикова, Н.П. Ячменева, Л.И. Аметова, Е.Л. Горлова и др.) привлекла противоречивая картина психического развития в студенческой юности, современная форма которой характеризуется весьма неоднозначными отношениями «обобщения и общения» - превращением их единства в синкрет. Данный факт, заслуживающий осмысления, был проиллюстрирован на материалах специальных исследований.
Проф. Майкл Коул (США). К участникам конференции к 130-летию Московского психологического общества.
Скачать том I материалов конференции в формате pdf: tom1.pdf [2,14 Mb] (cкачиваний: 60) Посмотреть онлайн файл: tom1.pdf
Секция «Культурно-историческая психология»
Особенности возрастного развития у студентов младших курсов 449 Бережковская Е.Л., Москва Культурно-исторический подход к пониманию воли 452 Быкова М.В., Москва Воображение в перцепции и социальной проприоцепции 453 Коул М., Сан Диего (США) Проблема психологических средств 455 Кравцов Г.Г., Москва Особенности развития личности девиантных подростков: культурно-исторический аспект 458 Кравцов О.Г., Москва Психологическое содержание понятия «культурное развитие» 460 Кравцова Е.Е., Москва Взросление без тайны и героя? 463 Кудрявцев В.Т., Москва «Третий глаз» культуры. Феномен воображения в культурно-исторической психологии 465 Кудрявцев В.Т., Москва, Коул М., Сан Диего (США) Личностные характеристики индивида с компьютерно-игровой зависимостью 467 Максимов А.А., Москва Культурно-исторический анализ психологического знания 470 Олешкевич В.И., Москва Психологические основания организации воспитательного процесса в вузе: культурно-исторический аспект 473 Перевощикова Г.С., Москва Игра как проектирующий метод практической психологии 475 Ховрина Г.Б., Москва Психологические основы жульничества 478 Ячменёва Н.П., Москва