Социологи отмечают резкое снижение доверия россиян к органам власти и церкви
13.10.2016
Показатели вернулись к тем, что были до присоединения Крыма. Это показал опрос, проведенный «Левада-центром».
Больше других в рейтинге потеряли в рейтинге правительство и парламент. Доверие к Госдуме и Совету федерации рухнуло с 40 до 20 процентов. Белому дому сейчас доверяет лишь четверть населения – это худший показатель за пять лет. Наибольшее доверие по-прежнему вызывает президент Путин. Хотя и его рейтинг снизился с 80 до 74 процентов. В тройке лидеров армия и органы госбезопасности.
Сократилось число тех, кто доверяет церкви и религиозным организациям. Вступив в общественные конфликты, РПЦ стала восприниматься как часть властной вертикали, и отношение к ней меняется так же, объяснил газете «Ведомости» социолог «Левады» Алексей Гражданкин.
Люди в ситуации осажденной крепости готовы какое-то время поддерживать происходящее, но потом ограничения, в которых они оказались, начинают сказываться на отношении к системе власти в целом. По мнению эксперта, любое обострение с Западом будет стимулировать граждан к поддержке власти, а рост доверия к президенту и армии приведет и к росту цифр других институтов. Правда, с каждым новым «призывом» патриотические чувства притупляются. Рано или поздно негативные характеристики скажутся и на популярности первого лица, отмечают политологи.
Опрос проводился через неделю после парламентских выборов. В нем участвовали 1600 человек.
В осадном положении остается только доверять. Но граница доверия совпадает с линией осады. А ближе к этой линии порой выясняется, кому осажденные обязаны своим положением.
Запертые в одном месте, скованные одной цепью… Похоже, люди начинают осознавать очевидное: «антинародные» решения «либерально-прозападного» правительства и «забота о народе» со стороны законодателей – звенья одной цепи, а сами эти решения санкционируются именно этой «заботой». Следующий шаг – в осознании того, что эта цепь замыкается на высшую государственную власть, волю которой армия и органы госбезопасности выполняют по долгу службы.
Конечно, любой гражданин имеет право не выносить на дух начальника ЖЭКа и обожать президента своей страны, как, впрочем, и наоборот. Об уровне зрелости его гражданского сознания это ровным счетом ничего не говорит. Иное дело, если в любой протечке, прорыве или провале "на участке" гражданин усматривает политику президента, которую с утра до вечера проводит начальник ЖЭКа. Либо, напротив, не замечает того, что начальник ЖЭКа является лишь звеном той системы, которая предполагает именно такого, а не иного президента. Гражданское сознание россиян пока разрывается между этими полюсами.