Виктор Шкловский и Владимир Маяковский.
"Толстовка" - первоначально костюм (охотничий) дворянина. Такой костюм носил и Толстой, и Тургенев. Этот же костюм уже на выходах Толстого (там, где должен был быть сюртук) стал "толстовкой". И это уже другой костюм, хотя он тот же самый. "Толстовка" у советского служащего - это, так сказать, третья форма, третье изменение функции. Дело осложняется еще тем, что "толстовка" находится под влиянием френча и пиджака. И тут мы на истории костюма могли бы выяснить очень сложное социальное взаимоотношение.
Изобретение новой формы не уничтожает совсем формы инерционной, но только изменяет (обычно сужает) сферу их применения. Так отжившие в высокой литературе жанры волшебной сказки и рыцарского романа переходят в литературу детскую и лубочную.
Литературная эволюция должна быть осознана не как непрерывный поток, не как наследование определенного имущества, а как процесс со сменой взаимоборствующих форм, с переосмыслением этих форм, со скачками, разрывами и т.д.
Литература должна изучать непрерывность меняющейся системы способов социального воздействия.
Обычное представление о формальном методе застыло на первоначальной стадии, когда определялись элементарные понятия, подбирался материал и утверждалась терминология.
Для меня формализм - пройденный путь, пройденный и оставленный позади уже за несколько этапов. Важнейшим этапом был переход на учет функции литературной формы. От формального метода осталась терминология, которой сейчас пользуются все (Виктор Шкловский. Памятник научной ошибке. Вторая редакция).
Доклад Наримана Скакова "Содержательная вещь Виктора Шкловского"
Дорогие коллеги, 6 сентября (среда) в рамках Научного семинара ИВГИ состоится доклад Наримана Скакова (DPhil Oxon, Assistant Professor of Slavic Languages and Literatures, Stanford).
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ ВИКТОРА ШКЛОВСКОГО
Целью данного доклада является попытка отследить эволюцию мысли
Виктора Шкловского на пороге 1920-х и 1930-х. Шкловский был первым формалистом, который поддался давлению формирующейся сталинской культуры за несколько лет до “фронтальных” атак на формализм. Его “Памятник научной ошибке”, выражающий псевдо-раскаяние, является типичным “ходом коня”, который своей L-образной формой создает дискурсивное пространство для эволюции формального метода. Остранение начинает включать в себя такие понятия как многообразие и гетерогенность и в тексте можно подметить отголоски понятия “содержание”, в традиционном, пред-формалистском смысле. Данный дискурсивный поворот впоследствии совершается через концептуально новое понятие вещи. В конце 1910-х и начале 1920-х, сырье и материальность повседневности не имели ценности как таковой. Они входили в сферу восприятия только через процесс деформации. В конце 1920-х наблюдается переход к производимости и полезности вещи. Вместо материала в ожидании трансформации появляется содержательное наполнение. Форма, как агент модуляции и изменения, превращается в стабильного гаранта значения как такового. Такие “второстепенные” тексты как “Турксиб” (1930), “Поденщина” (1930), “Марко Поло, разведчик” (1931), “В поисках оптимизма” (1931), пронизанные мотивом путешествиями критика по Средней Азии, ярко отражают данный переход. Остранение помогает справится со “странностью” страны. В результате вынужденной реформации, происходит переход Шкловского от эстетики восприятия к эстетике познания. Впоследствии данная эволюция сыграет важную роль в формировании советской сталинской субъективности.
Начало семинара - 6 сентября 2017 г. в
16 часов. Место проведения -
157 аудитория 7 корпуса.Заказ пропусков по телефону 8-915-464-69-07 и по e-mail
vgi@rggu.ru (сообщить фамилию, имя, отчество полностью).
Адрес: ул. Чаянова, д. 15.
Проезд до ст. м. "Новослободская", "Менделеевская".
На развитие сайта