Элли Сингер В Московском городском педагогическом университете состоялась открытая лекция профессора Элли Сингер (Нидерланды) «Роль игры и юмора во взаимодействии педагога и ребенка», которая вызвала огромный интерес у специалистов по дошкольному образованию, как у ученых, так и практиков.Элли Сингер – всемирно известный детский психолог, педагог, профессор Амстердамского и Утрехтского университетов, один из ведущих мировых специалистов в сфере изучения детской игры, автор множества книг и статей.
Элли Сингер рассматривает игру как неиссякаемый источник человеческой культуры. В игре легче оценить и решить социальные конфликты, нюансы. Мы попросили Элли Сингер поделиться взглядами на проблемы современного дошкольного образования и рассказать о ее новейших исследованиях.– Элли, в Москве вы прочитали открытую лекцию. Она вызвала очень большой интерес у слушателей, они задавали много вопросов. Даже сейчас люди, побывавшие на вашей лекции, продолжают ее обсуждать, делают репосты в сети. А что для вас было самым удивительным на этой лекции? Может быть, запомнился какой-то вопрос?– Я читала лекции во многих странах: в Австралии, Португалии, Франции и многих других. Но у меня никогда не было таких слушателей, как в Москве! Они проявляли столько интереса и задавали много хороших вопросов: и теоретических, и практических. Они спрашивали, как можно эти идеи применить в их практике. Два часа вопросов после лекции – вот что меня действительно удивило! И все эти вопросы были связаны с лекцией. Такого прежде никогда не было! Я была потрясена уровнем подготовки студентов!
– Да, звучало так много вопросов! И все они, действительно, показывают огромный интерес к тому, как работать с маленькими детьми. А как вы считаете, какая самая большая проблема существует в современном дошкольном образовании?– Это очень сложный вопрос, но я попытаюсь на него ответить. За последние 20–30 лет разработано много хороших методик работы с детьми 3–7 лет. Сейчас основной вопрос – как найти баланс между активностью взрослого и свободной игрой детей. Как педагог может реагировать на индивидуальные различия и потребности детей?
Например, когда ребенок находится в детском центре с утра до 6–7 часов вечера, нам нужны совсем другие программы, которые отличаются от программ для 6-часового пребывания ребенка в центре.] Мы должны переосмыслить свою практику, а также принять во внимание активность детей на прогулке, их потребность в игре и других видах деятельности, в том числе в физической активности. И это своего рода вызов для нас!
Кроме того, когда мы думаем о воспитании маленьких детей, очень важно то, как именно мы понимаем роль взрослых, роль педагогов и родителей. Я думаю, что… по крайней мере в Нидерландах это так… родители часто слишком перегружены работой и у них почти не остается времени на то, чтобы быть с детьми.
Получается, что педагог отвечает за все, он отвечает за образование. Нам необходимо найти баланс между ролью родителей и ролью педагогов. Эта проблема связана с развитием всего общества: дети все в более раннем возрасте начинают посещать разные детские учреждения (детские центры, сады и т.д.). И это вызов для нас – создать хорошую программу для маленьких детей, которые много времени проводят в детском учреждении. Это очень актуально и для Нидерландов, и для многих других западных стран.
Еще одна проблема заключается в том, что во многих странах работа воспитателя сильно недооценивается. Люди не осознают, как это важно и сложно – работать с детьми, и что детям дошкольного возраста необходимо качественное образование. Профессия воспитателя должна цениться в обществе и хорошо оплачиваться. В группах не должно быть слишком много детей. Работа воспитателя должна так же цениться, как работа учителя начальной или средней школы.
– А что, по вашему мнению, самое сложное в работе с детьми?– Я думаю, ответ на этот вопрос связан с тем, что мы только что обсуждали. Когда я разговариваю с педагогами, большинство из них говорят, что им очень нравится работать с детьми, даже с теми, у которых есть определенные трудности в поведении. Это не проблема для педагогов.
Самая большая проблема – чувствовать, что твоя работа не ценится, чувствовать себя беспомощным. Когда очень тяжело сотрудничать с коллегами, когда есть недопонимание, когда родители не ценят твою работу, когда много бумажной работы, а группы слишком большие, когда ты чувствуешь собственное бессилие – вот что по-настоящему тяжело! По крайней мере, для голландских воспитателей это именно так.
Безусловно, у всех нас в группах есть дети, с которыми сложно работать, но если у вас есть хорошая команда и командная работа – это превращается в своего рода вызов, которым вы можете наслаждаться. Потому что вместе вы можете найти способы решения проблемы. А быть одним, чувствовать свое бессилие, ощущать, что твою работу не ценят – сложно, это забирает все силы!
– Какими качествами и компетентностями должен обладать дошкольный педагог?– Я думаю, он должен поддерживать в себе дух игры, наслаждаться общением с детьми, проявлять к ним интерес, с интересом наблюдать за детьми. А также понимать, как дети взаимодействуют друг с другом, учатся, как они регулируют свои эмоции, то есть нужны хорошие теоретические и практические знания. И еще, это достаточно сложно, – у самого педагога должны быть развитые коммуникативные способности, он должен быть открыт для работы в команде.
Работа с маленькими детьми – это всегда работа в команде! Вы не можете действовать в одиночку, нужно постоянно советоваться со своими коллегами, обсуждать, быть открытым к новому, к тому, что вы не знаете, радоваться возможности поделиться своим собственным опытом с коллегами.
Чтобы построить хорошие отношения с родителями, важны коммуникативные способности. Педагог также должен быть гибким, потому что в детском учреждении мы всегда взаимодействуем с семьями, у которых очень разный опыт, культурные и этнические особенности. Педагог должен быть открытым ко всем родителям и детям и относиться к ним с уважением, рассказывать родителям о своей работе с их детьми. А еще важно быть любопытным, как дети! Потому что детям все интересно, и они задают вопросы обо всем: об облаках, о ветре, о песке… обо всем на свете!
И, конечно, педагогу не нужно изучать физику, чтобы ответить им. Но какие-то базовые знания нужны, для того, чтобы присоединяться к их играм и учить их чему-то в игре. Например, играя с водой.
– А как должно быть организовано обучение будущих педагогов, чтобы появились эти качества и компетентности?– Из своего опыта и разных исследований я знаю, что, в первую очередь, важен баланс между теоретическими знаниями и практикой. Просто читать теорию недостаточно, потому что важно наблюдать за детьми, как они учатся, взаимодействуют, как развивается их групповая динамика. Педагог многому учится через такую практику.
Самый лучший способ обучения будущих педагогов – поработать вместе с хорошим, опытным педагогом, записывать видео и вместе обсуждать их. Нужно много наблюдать и много обсуждать, чтобы научиться видеть и замечать важные вещи. Когда обучение построено таким образом, у студентов появляется любопытство, они с удовольствием учатся снова и снова и понимают, что обучение на самом деле никогда не прекращается. А теорию необходимо использовать как инструмент для понимания тех процессов, которые происходят в детской группе, как именно дети учатся и реагируют на действия педагога.
Таким образом, обучение происходит через наблюдение и чтение теоретических текстов, а также через их обсуждение. Когда удается достичь этого баланса, появляется открытость и любопытство. А еще очень важно поддерживать в себе дух игры и импровизировать.
Важно, чтобы образование будущих педагогов не ограничивалось только тем, как работать с детьми. Здорово, когда они учатся танцевать, рисовать, петь, работать с разными материалами. Конечно, педагоги не обязаны владеть всем этим в совершенстве. Но это важно для развития собственного творчества. И все это еще и способ общаться с детьми.
– Получается, что самые важные шаги в обучении будущих педагогов – наблюдать за детьми, читать тексты, обсуждать, развивать свои творческие способности?– Да! И важно снимать как можно больше видео и обсуждать их с коллегами. Но здесь еще важно не быть слишком критичным по отношению к самому себе. Когда работаешь с детьми, понимаешь, что они часто реагируют не так, как мы, взрослые, ожидаем. И важно сказать самому себе: «Хорошо, я попробую по-другому» и попробовать по-другому! Очень важна такая рефлексия. Сложно даже представить, сколько решений за 10 минут принимает взрослый, работая с маленькими детьми! Тебе приходится все время подстраивать то, что ты говоришь и делаешь, под реакции детей. И именно поэтому, я думаю, взрослым так нравится работать с детьми. Они постоянно находятся в таком близком контакте! Особенно, когда возникают трудности и нужно разобраться, как же тут быть.
– Да, а для нас, взрослых, бывает очень трудно найти этот баланс, договориться с внутренним критиком. Воспринимать свои ошибки как задачи, как свою зону ближайшего развития. И пробовать, пробовать…– Я думаю, что, прежде всего, анализ видео (твоего собственного или работы коллеги) нужно начинать с вопроса: «А что у нее очень хорошо получается?». Это еще и хороший урок доверия детям.
Нужно доверять детям! Потому что они позволяют нам ошибаться. Когда у вас хорошие отношения с детьми, они позволяют вам совершать ошибки, спокойно реагируют на них. И когда в этом случае что-то непонятно детям, это такой вызов для них – как рассказать, показать вам, чего они действительно хотят. Когда вы слишком чувствительны, детям становится слишком просто. Здесь тоже важен баланс. Дети очень хотят общаться. Вы можете совершать много ошибок, и это совсем не проблема. Важны отношения между взрослым и детьми. Пробуя снова и снова, пытаясь найти способ решения трудной ситуации, вы показываете детям хороший пример, показываете, как вы сами можете общаться, доверять своему партнеру. Нужно всегда видеть весь процесс целиком. И часто мы улыбаемся, думая о наших собственных ошибках. Когда возникает какое-то недопонимание, дети пытаются объяснить вам, что они хотят, они принимают эти ошибки. Ошибки – это не проблема, они делают жизнь жизнью.
– А какие теоретические исследования могут быть полезны педагогу и помогут выстроить такие отношения с детьми?– Очень важна теория обучения и развития Л.С. Выготского. Думаю, в Москве вы очень хорошо с ней знакомы. Также важна теория привязанности, как строить эмоциональные отношения – детям необходим эмоциональный комфорт, эмоциональная безопасность, чтобы чувствовать себя расслабленными. Теории эмоциональной регуляции – как дети регулируют свой гнев, когда они расстроены, как взрослый может помочь им найти баланс между спокойной и активной деятельностью.
Также педагогам важно понимать, как строить взаимоотношения с детьми. Важны теории познавательного развития Выготского и Пиаже. А если мы говорим об обучении будущих педагогов, то очень важно обучение через действие, важно наблюдать за работой педагога, которым ты восхищаешься. Также важно изучить теории групповой динамики. Как можно выстроить хорошие отношения между детьми? Когда дети чувствуют себя в безопасности, им эмоционально комфортно, когда у них хорошие отношения со сверстниками, они могут радоваться и учиться вместе, концентрироваться на обучении и игре, они по-настоящему вовлечены в деятельность.
– А как вы считаете, почему взрослым может быть сложно или скучно играть с детьми? Что бы вы могли посоветовать родителям и педагогам?– Иногда взрослым, педагогам и родителям может быть сложно, потому что они слишком быстрые, они не умеют ждать. Когда ребенок что-то делает, взрослый пытается вмешаться, сделать следующий шаг слишком быстро. Темп детей намного медленнее темпа взрослых. Взрослым нужно подумать о процессе, спросить самих себя: «Что сейчас я вижу?». Важно не торопиться, дать детям столько времени, сколько им нужно. Спешка взрослого может быть проблемой.
Что касается самой игры, то, когда вы понимаете, что дети постоянно размышляют, у них появляются новые и новые идеи, кода вы начинаете наблюдать за ними, вы все больше наслаждаетесь этим процессом. Когда вы сидите рядом с песочницей, а трехлетний малыш делает куличики, много куличиков, вам может это в какой-то момент надоесть. Но о
сознавая смысл того, что на самом деле делает ребенок в этот момент (он производит сериацию, изучает свойства мокрого песка), вы начинаете лучше понимать сам процесс обучения. Вам становится очень интересно наблюдать за ребенком и быть с ним!
Также важно понимать, что вы не обязаны играть с ребенком постоянно, все ваше время. Дети на самом деле любят играть рядом со взрослым, когда он просто сидит неподалеку. Взрослому не надо быть постоянно активно вовлеченным в игру. Иногда детям нравится активное участие взрослого, а иногда им хочется поиграть самим рядом со взрослым. Вы можете быть просто рядом и заниматься своими делами. Например, когда дома вы моете посуду, ребенку нравится пристроиться рядышком и играть на полу, иногда обращаясь к вам.
– Элли, расскажите, пожалуйста, над каким проектом вы работаете сейчас?– Я продолжаю работать над исследованием, посвященным наблюдению за маленькими детьми. В Нидерландах я также работаю с воспитателями, над тем, как можно улучшить их практику. Мы пробуем разные способы и подходы вместе. А последние два года я также активно занимаюсь изучением истории дошкольного образования. Вместе с моими коллегами мы проводим интервью с исследователями и педагогами, которые стояли у истоков развития дошкольного образования в 1970-х годах.
В начале 1970-х годов существовало очень мало подходов и идей о том, как нужно работать с младенцами, детьми раннего и дошкольного возраста. Нужно было создать новую педагогику, придумывать инновационные подходы. Обучение через игру, работа с детьми, говорящими на разных языках, с детьми с разными культурными особенностями… Мы проводим интервью с практиками о том, как они искали ответы на все эти вопросы. Я много путешествую и многому учусь у них. Сейчас у нас уже есть 40 интервью, проведенных в Португалии, России, Швеции, Норвегии, Великобритании, Нидерландах, США. И это удивительный проект, потому что мы можем поговорить со всеми этими прекрасными педагогами, узнать про их работу, спросить, как они развивались, как им удалось что-то сделать, почему они приняли те или иные решения! Это невероятно расширяет мое собственное понимание дошкольного образования!
И я надеюсь, что мы скоро опишем этот опыт, и многие люди смогут прочитать и познакомиться с ним!
– Невероятный проект! Мы все будем очень ждать ваших статей!– Да! В его основе – интервью с практиками, которым сейчас 60–80 лет, как и мне. И в интервью они рассказывают, зачем они предпринимали какие-то шаги, какие результаты получили, какие теории лежали в основе их работы. Таким образом, мы можем увидеть как бы всю их работу в перспективе, понять, как в течение последних 50 лет менялось все дошкольное образование.
Будущим педагогам важно понимать, что дошкольное образование постоянно развивается, это не что-то статичное. Появляются новые вызовы. Например, айпады: как они изменят мир маленьких детей? Ребенок сейчас видит много фотографий и видео самого себя, многие родители фотографируют детей только когда они улыбаются. А у ребенка есть воспоминания, как он злился или был расстроен…
Мы не знаем, как все это устроено, как это повлияет на ребенка в будущем, потому что мы сами впервые сталкиваемся с таким опытом. Как дети будут учиться в условиях, когда столько информации доступно через интернет? Современным педагогам необходимо искать ответы на эти вопросы! Если вы занимаетесь дошкольным образованием, вам никогда не будет скучно! Постоянно происходит что-то новое, появляются новые вызовы!
– Элли, скоро в России выходит ваша книга «Играющие, удивляющиеся, компетентные». Что бы вы хотели сказать будущим читателям?– Прежде всего, я надеюсь, что вы получите удовольствие от чтения! Я надеюсь, что книга покажет, как это увлекательно и интересно – работать с маленькими детьми, удивляться им, наблюдать, как они учатся, общаются, играют! Это настоящее удовольствие – воспитывать детей, заботиться о них, быть с ними, быть открытым и делиться этим опытом! Я очень люблю делиться тем, что я узнала, чему научилась у детей и своих коллег. В книге мы написали именно об этом.
И я надеюсь, что читатели в России тоже будут делиться своим опытом с родителями, с коллегами, и вместе они будут создавать новое понимание дошкольного образования, профессии воспитателя.
Беседовала Анна Якшина, эксперт лаборатории развития ребенка ГАОУ ВО МГПУСовременное дошкольное образование. 2018. № 8
На развитие сайта