Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Лоббисты упрощения - ликвидаторы образования

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 873
  •  
    • 0
Кажется, Марина Цветаева говорила, что есть такая грань, за которой упрощение превращается в бессмыслие. Превратить в бессмыслие образование - проще простого. Это и делалось не раз путем его упрощения. По линии смысла, а автоматически - и содержания. Мой учитель В.В.Давыдов недаром боролся с педагогическим принципом доступности. Начнем с того, что учить ребенка "недоступному" бессмысленно. А что такое "доступность"? Пригнанность науки к повседневному опыту путем ее - "доступного" для взрослых - упрощения по меркам обыденных представлений. Еще большая бессмыслица. И по сути - уничтожение образования. Потому что образование - это взлет растущего сознания к высотам науки и культуры, в целом. Как выясняется (если судить по результатом исследований и образовательному опыту того же В.В.Давыдова и его соратников) - вполне "доступный", более того, естественный для ребенка. Гегель писал: образование - это освобождение человека. А вот переваривание наструганной по готовым лекалам окрошки научных знаний в бульоне житейских представлений - как раз противоестественно. Это живительная среда для рождения чудовищных мифов о мире, которая и создавалась в традиционной школе. В школе, не дававшей главного - образования.

Сегодня откат к тому же. Но куда более многоплановый, так сказать, "системный".

Надо называть вещи своими именами. Лоббисты упрощения - ликвидаторы образования.

Об этом - мой коллега и друг Александр Асмолов.

Владимир Кудрявцев

Александр Асмолов
Александр Асмолов. Фото: Дмитрий Карпушев.

«Закрытая тоталитарная система всегда стремится уменьшить пространство выбора и пространство свободы»


Семь мыслей Александра Асмолова о стандартах

Министерство просвещения заявляет о намерении «максимально конкретизировать» требования государственных образовательных стандартов. О стратегической роли этих стандартов, а также о рисках их избыточной конкретизации рассказывает психолог, идеолог образования Александр Асмолов.

1. Установка Минпросвещения: вперед, в прошлое!

Такая установка весьма удачно эксплуатирует такую мотивацию, как ностальгия о прошлом мире, где все считается замечательным, а «советское» – синонимом «лучшего». Эта установка обладает серьезными механизмами защиты, отгораживания от того, что на самом деле происходит в современном обществе. Так, в ее рамках любые мантры, приговаривания о «цифровизации» являются не более чем вынужденной риторикой, используемой без какого-либо понимания.

Подобно черепахе, Министерство просвещения может быстро скинуть «панцирь» цифровизации, как только переменится политический вектор.

2. Диссонанс – ценностный и когнитивный

Эта установка вступает в ценностный диссонанс с ныне действующими стандартами школьного образования, которые разрабатывались в контексте идеологии школы Выготского–Леонтьева–Эльконина–Давыдова мною и моими коллегами. Принципиальные для нас понятия вариативных стандартов, стандартов развития, стандартов свободы сегодня для многих представителей боевого отряда «ордена скрепоносцев» являются оксюмороном. При этом абсолютно не понимается, что стоит за предлагаемой методологией проектирования стандартов нового поколения в науках о человеке в ХХI веке.

Ценностный диссонанс непринятия идеологии свободы развития, стоящей за новой методологией стандартов, сопровождается когнитивным диссонансом. Оппонентами также не рефлексируется общая конструкция действующего стандарта, в которой сам стандарт был определен нами как конвенциональная норма – норма общественного договора. Не понимается также и то, что сегодня образование – это особая социоинтеллектуальная и гуманитарная индустрия поддержки разнообразия и генерирования возможностей развития личности, культуры и общества, а не только трансляция образцов прошлого опыта.

В частности, нами предложена идея навигатора дошкольного образования: когда вы работаете с разными детьми, то на уровне именно средств, «культурных орудий» (Л.С. Выготский) можете подобрать разные программы, учебники, учитывающие своеобразие развития каждого ребенка. Но ключевые ценностные аксиологические установки – установки на развитие свободы ребенка, поддержку неповторимости личности ребенка – должны оставаться в любом случае в качестве ведущей цели, константы, способы достижения которой достигаются за счет широкого набора программ, учитывающих индивидуальные траектории развития личности ребенка.

В наших стандартах действует логика, нацеленная на уникальность, на индивидуальность, на незаменимость личности, логика персонализации, а не логика массовизации и конвейерного производства. Вот что ценностно не принимается и когнитивно не понимается оппонентами нашей идеологии стандартов.

Закрытая тоталитарная система всегда стремится уменьшить пространство выбора и пространство свободы. Попытки воспроизвести тоталитарную систему, вернуться во вчерашний «советский» день в современном мире – это типичная стратегия страуса, прячущего голову в песок, отгораживающегося от изменений.

И тогда мы вновь оказываемся на поляне, где каждый предметный лоббист всегда будет говорить, что физики должно быть столько-то, а филологии – столько-то, не понимая сути трансляции научно-исследовательских данных через образование. Разумеется, существуют научные разработки, из которых мы черпаем современный контент. Но этот современный контент вовсе не должен быть «датированным», относиться к XXI или XIX веку. Он должен отвечать методологическим и ценностным установкам образования, которое бы подготовило человека к изменениям.


3. Сопротивление учительского сознания

Еще один момент, на котором играют Минпрос и любые силы, нацеленные в тот мир, где работает диктатура прошлого, – это мощнейший сопромат сознания учителей. Ситуация меняется, но меняется невероятно медленно.

Как ни парадоксально, она лучше всего изменилась в начальной школе, где мы стали вводить стандарт второго поколения раньше всего. Как бы ни было сложно, «началка» всегда работала в ситуации довольно высокой мотивации у детей. Во-первых, они относительно послушные, и авторитет учителя еще работает. Во-вторых, еще не истреблены «почемучность», любознательность, познавательный интерес. В-третьих, учитель начальной школы – один режиссер в театре.

Кроме того, в начальной школе столь успешно внедрились новые стандарты образования, потому что именно на этом уровне многие годы инерцию мышления преодолевали программы развивающего образования Василия Давыдова и Даниила Эльконина, программы педагогики развития Леонида Занкова. Можно вспомнить, что именно сюда, как в «началку», так и в «дошколку», тихой сапой входили методы гуманистической педагогики Монтессори. Именно здесь появилась школа Шалвы Амонашвили с его «Понимать детей значит стать на их позиции». Именно здесь возникла и одно время нормально действовала школа диалога культур Михаила Бахтина и Владимира Библера.

4. От предмета – к метапредметности

А дальше, после начальной школы, дети попадают в «овраг мотивации», выбираться из которого они начинают только в старшей школе, когда возникает более или менее осознанное представление о том, что делать уже после ее окончания. Засыпать его мешают, в частности, предметные лоббисты.

В логике поддержки разнообразия детей и был выстроен наш стандарт вариативного образования, состоящий из нескольких конструкций.

Во-первых, основание этой конструкции – собственно стандарт, который я мыслил как матрицу, как ген образовательного поведения.Но в ген никогда не втиснуто все пространство развития, ген – это потенция, возможность. Отсюда в нем появились очень осторожно прописанные «ориентиры развития стандарта».

Во-вторых, другая составляющая конструкции – это примерная образовательная программа, которую мы с Виктором Фирсовым, замечательным мастером педагогики с мехмата МГУ, и Александром Кондаковым жестко вывели за границы тела стандарта. Примерная образовательная программа давала конкретизацию, делая особый акцент на фундаментальном ядре, на контенте, на содержании предметной области.

На этом уровне произошло еще одно важное изменение: от понятия «предмет» мы тихо двинулись к понятию предметной или образовательной области. И здесь появилась метапредметность, поскольку примерная программа по сути своей и была метапредметной – это то, за что нужно уцепиться, чтобы выстроить целостную картину мира, помогающую ориентироваться на разных этапах развития и принимать решения в сложных ситуациях.

В-третьих, основные образовательные программы, которые также идут по образовательным или предметным областям. На этом уровне, учитывая логику психолого-индивидуального развития ребенка, нужно совместно с научным и экспертным сообществом выстраивать контент – договариваться о том, что именно необходимо, чтобы постоянно пульсирующая картина мира была описана адекватно современным вызовам.

5. Лоббисты упрощения

В чем при этом заключается ключевая ошибка тех, кто хочет все упростить? Они пытаются вернуться в мир, где вообще не было стандартов. До начала 1990-х были просто программы, самого слова «стандарт» не существовало. Все было жестко и определенно в крайне нединамичном мире. И сегодня, уже в нашей супердинамичной ситуации, они хотят в гибкий ген стандарта вставить жесткую примерную образовательную программу – получается полная потеря чувствительности к изменениям и к разнообразию. По сути, стандарт хотят превратить в «корсет».

Пока стандарт остается нормой общественного договора, он защищает систему образования от куда более серьезной драки «предметных» лоббистов. Но если механизм договора перестанет работать, мы столкнемся с уникальными чеховскими злоумышленниками, которые начнут отвинчивать гайки наперегонки, оставаясь при этом совершенно искренними. Из института математики вам скажут: «Должна быть только такая математика». Из института биологии: «Только такая биология». Неминуемо начнутся споры в жанре: «В литературе должно быть много Солженицына и мало Куприна или наоборот? Надо ли выкинуть Ахматову с Цветаевой и непременно вставить только Некрасова?..»

И, наконец, есть еще одна великая угроза. Еще одни лоббисты упрощения, уменьшения разнообразия – это контролеры. С одной стороны, мы оказались в условиях стандартов развивающих, готовящих к изменениям, а весь госконтроль ориентирован на ЗУНы, просто потому что их можно легко проверить. Казалось бы, ничего страшного – подумаешь, какой-то контроль, но он ставит с ног на голову всю страну: в мире изменений, при быстрой смене профессий наш ребенок оказывается прикован к прошлому опыту.


Мы готовим, если опрокинемся в прошлое, в зуновские стандарты, «инвалидное» поколение – поколение, которое не сможет жить без «корсета», без жесткой внешней опоры. Искусственный интеллект может сильно опередить таких детей, потому что он работает с мощной комбинаторикой.

6. Что внушает оптимизм?

Внушает оптимизм то, что у нас есть лидеры иного мышления – направленного в будущее, а не в прошлое. К ним, например, относится Герман Оскарович Греф.

Герман Греф со своей командой при поддержке ряда современных научных наработок, в том числе наработок Высшей школы экономики, сделал целый ряд позитивных шагов. В частности, разработана концепция универсальных компетенций и заданы установки на универсальность и сложность личности в изменяющемся мире. Эти шаги весьма значимы, потому что образовательному гену соответствует универсальная логика, а не логика узкой специализации. В системе координат «универсализация–специализация» человек XXI века – это человек-универсал, специализация ему помогает, но она может быстро меняться.

Второй важнейший вклад этой команды в развитие образования – популяризация soft skills как ансамбля компетенций, которым должен обладать человек в сложном, изменяющемся мире, в том числе в мире бизнеса. В современном мире, безусловно, остаются нужными и ЗУНы, или, в терминологии Грефа и его коллег, hard skills. Но только на них – без soft skills – без критического мышления, без умения работать в команде и так далее, далеко не уедешь. Все это абсолютно верно, принципиально влияет на переосмысление роли учителя и заслуживает всяческой поддержки.

7. Секреты измерения

В свое время, когда мы вводили стандарт «дошколки», то попросили контролирующие органы на два года объявить мораторий на проверку качества дошкольного образования, чтобы ни один инспектор не будоражил жизнь дошкольных учреждений. И это было сделано. Конечно, в дошкольные сады все равно могли зайти и прокуратура, и контролеры СанПиНов, но новый стандарт был защищен на время от контрольных процедур. В частности, процедуры оценивания конкретного ребенка были заменены процедурами оценивания самой образовательной программы. Были разработаны не количественные, а качественные методологии оценки, была введена процедура самооценивания. Это сложная, но совершенно другая – качественная – методология оценивания знаний. Знаний, которые выступают как нечеткие множества.

Но от квалиметрии я все-таки вернусь к подготовке учителей.

Когда-то поэт Наум Коржавин с грустью заметил, что «смерть России рождается в педвузах».

Поэтому, если мы хотим создать систему персонализированного образования, готовящую детей к изменениям в мире разных скоростей, то один из первых шагов, без которого наше образование никогда не станет конкурентоспособным, – это подготовка учителей, изменение ценностного статуса педагога в стране. Перефразируя Архимеда, скажем: дайте мне учителей, способных научить детей учиться, или хотя бы не мешайте детям становиться соавторами своего собственного развития – и мы получим шанс встретиться с поколением, не боящимся перемен.

Электронная газета "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Не проще возможного (цитата недели)
17-09-2017
Не проще возможного (цитата недели)

"Сделай настолько просто, насколько возможно, но не проще".
Марина Цветаева из письма Р.М.Рильке
21-08-2011
Марина Цветаева из письма Р.М.Рильке

Ты выбрал отца, потому что он более одинок и - немыслим для любви!
Вышел в свет наш журнал Развивающее образование № 3
28-08-2010
Вышел в свет наш журнал Развивающее образование №

Дорогие друзья и коллеги! 31 августа 2010 г. исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного психолога, мыслителя,
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (46)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх