» » » Владимир Кудрявцев. Космический мусор - из сознания на орбиту

Владимир Кудрявцев. Космический мусор - из сознания на орбиту

Следы встреч с космическим мусором на солнечных батареях орбитальной станции "Мир".

21.09.2017

Космический мусор - из сознания на орбиту

Когда я был школьником, мне попалась переводная статья под названием «Что летает над Землей?», опубликованная в одном научно-популярном периодическом издании. Там рассматривалась и проблема космического мусора. Статья тогда меня поразила: человечество, сумевшее вырваться в ближний космос, не позаботилось о решении этой проблемы? Но вот совсем недавно в Интернете были опубликованы снимки Земли, которые сделали с орбиты с интервалом в 30 лет – в конце 80-х и сейчас. На первом снимке – Земля такая, какой мы ее привыкли видеть, голубая. На втором – бурая.

Сколько за это время было понаписано об экологии! Насколько ужесточились экологические нормы, и тем не менее… А мы о космическом мусоре!

За 60 лет с момента образования «орбитальной свалки» (с «филиалом» на Луне), - если брать за точку отсчета американский спутник «Авангард -1», старейший космический аппарат, который с 1958 г. находится на орбите в неутилизованном состоянии, - нашу планету окружает кольцо космического мусора, состоящее примерно из 7 тыс. крупных объектов. Мелкие - не поддаются подсчету: в источниках указываются даже шестизначные цифры, которые, впрочем, трудно проверить. Степени угрозы оцениваются по-разному, хотя есть уже земные жертвы космического мусора (американка получила травму от падения фрагмента ракеты). С учетом того, что инструменты удовлетворения наших земных нужд мы все чаще выносим не «орбиту», «свалка» будет разрастаться.

Теоретически технология «генеральной уборки» ближнего космоса возможна, хотя и фантастически затратна во всех отношениях.

Но в технологии ли дело? Корни проблемы – в самом способе мышления, на который мы опираемся, в освоении не только космических далей.
Чертежи замкнутой системы жизнеобеспечения в космосе, чертились в «шарашке», в сталинском лагере – будущим академиком Василием Васильевичем Париным и его будущим сотрудником Побиском Георгиевичем Кузнецовым (он и рассказал мне об этом). Они делались для лунной станции. И хоть проект не был реализован, отдельные результаты этой работы были использованы в космической отрасли. Но что интересно. Для того, чтобы спроектировать замкнутою систему жизнеобеспечения – не в модулях, а в «целом», перенесенном в жестко ограниченные условия, - пришлось разбираться в вопросе в том, что такое жизнь. Эти и занялся П.Г. Кузнецов, который, по настоянию моего философского учителя Э.В. Ильенкова, даже написал статью «Жизнь» в «Философскую энциклопедию».

То же – и с проблемой космического мусора.

Она не может быть разрешена, покуда мы не сможем представить себе в целом грандиозный, бесконечно разветвленный цикл жизнедеятельности современного человечества. Представить, понять и управлять им, повторю – в целом, а не «модульно». Модули как раз «под контролем», а целое уже неуправляемо. Оно, искусственное, рукотворное, настолько слилось с естественными процессами, что мы порой не может отличить его от них. Развести «факты» и «артефакты», которые часто принимаем за некие «вызовы», не сознавая, что сами себе их «бросили». Решение проблемы космического мусора упирается в необходимость в выработки нового миропонимания и самосознания внутри него.

Кудрявцев Владимир Товиевич

Проректор НИИ ЖКХ,
Заместитель руководителя Комитета по международному сотрудничеству и образованию
Ассоциации судебных экспертов "МВИ Экспертиза",
Доктор психологических наук, профессор

Оригинал заметки. Российская энциклопедия судебных экспертиз

Владимир Кудрявцев. Черная дыра или черный ящик?
06-07-2010
Владимир Кудрявцев.

Незадолго до того, как всеобщая информатизация
Информация к разным размышлениям. Российские дети и американская астронавтика
13-04-2010
Информация к разным

В День космонавтики есть повод вспомнить о
Информация к размышлению. Как обращаться на "Вы" в Интернете?
04-04-2005