Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Жизнь – не ответ на «рано» или «поздно». Размышления на полях поисков Александра Асмолова

  • Закладки: 
  • Просмотров: 674
  •  
    • 0

Александр Григорьевич Асмолов


22 февраля – День Рождения моего друга Александра Григорьевича Асмолова, психолога, культурно-исторического антрополога, мыслителя, который не нуждается в представлении в «статусах» и «регалиях». Тем более, он сам безразличен к тому и другому.

Александр Асмолов называет свой подход историко-эволюционным. Нет ли здесь противоречия? Историзм и эволюционизм в русле определенной традиции принято считать антонимами. Учитель А.Г. Асмолова А.Н. Леонтьев считал, что одному и другому соответствуют принципиально разные, несводимые друг к другу типы развития.

Можно, конечно, говорить о единстве их понимания. Припомнится Маркс с его гегелевской логикой: «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны», высшее - ключ к осмыслению (и изменению) низшего, развитого – к неразвитому. «Онтология» такова, что уже при строительстве фундамент и нижестоящие этажи должны удерживать вышестоящие и крышу, которых… еще нет! В архитектурном проекте есть, но ведь здесь вначале нет и архитектора, если смотреть на проблему не с позиций креационизма (которого пока тоже нет, как и взгляда). Откуда же берется «жизненный запас» силы и прочности мироздания?

Эволюция фатальна и финальна, история непредрешаема и непредсказуема. Но один из законов живого – преодоление избытков и, как следствие, энтропии. Значит, избытки не только должны быть в составе живого, но и накапливаться в процессе развития, иначе, энтропия убьет ее. В эволюционной биологии (И.И. Шмальгазен, А.Н. Северцов) уже давно обращалось внимание на то, что живое сохраняет в своем развитии не только готовые, многократно реализованные формы жизнедеятельности, прежде всего, поведения, но и «резервные», избыточные - для решения актуальных задач формы поведения. На потом, а точнее – на вырост, без гарантии, что пригодится. Даже в замечательных работах зоопсихолога Курта Фабри игры животных (не только детенышей) рассматриваются как отработка того, что рано или поздно будет востребовано обстоятельствами. Но жизнь – это не ответ на «рано» или «поздно», свои рано или поздно, вместе с обстоятельствами, она творит сама. И это большой вопрос для классического эволюционизма, вершиной которого стал дарвинизм и который воспроизводит все ограничения картезианского способа мышления о живом. Он позволяет понять не столько природу жизни, сколько природу выживания.

«Нам союзно лишь то, что избыточно», писал Мандельшатм. В этой тенденции жизни - производить больше, чем нужно и даже больше, чем может потребоваться для нее в отдаленной перспективе, Александр Асмолов усмотрел закономерность. Причем именно внутреннее накопление избытков в их разнообразии создает в жизни «рано» или «поздно». По словам Цветаевой, «дать можно только богатому».

И эти избытки - не просто адаптивные механизмы «про запас» (всего не предусмотришь!). Эволюционно нарастает готовность к изменениям, которых никак не ожидает вид и индивид, по Асмолову, способность к преадаптации. Если у животных это лишь дополнительный жизненный ресурс, то у человека – образ жизни. Ожидание неожиданного, даже несбыточного, придает ценность и обостряет смысл человеческой жизни. Оно занимает значительную часть жизни - «нет ничего печальнее сбывшейся мечты», как говорила героиня Юрия Визбора. Но результаты этого ожидания мы застаем в произведениях искусства, научно-теоретических открытиях, в любви, во встречах далеких людей, которые меняют судьбы, в том, что не объяснишь суетной прагматикой, но без чего нет жизни. Об этом Александр Асмолов.

«Конструирование готовности к изменениям — это самая великая задача. А для этого надо понимать природу человека — самое непредсказуемое на Земле существо, обладающее кодом непредсказуемости», говорит Александр Григорьевич.

Для того, чтобы быть не просто «анатомической отмычкой» к обезьяне, человеку нужно стать чуть человечнее. Не только к обезьяне, даже к зайцу.

Замечательный писатель, журналист, наблюдатель и повествователь-натуралист, когда-то ведущий телепередачи «В мире животных» Василий Песков рассказывал историю. Охотник идет по полю, прямо на него несется заяц. А зайца на низком полете преследует ястреб. Зверек буквально между Сциллой снизу и Харибдой сверху. Но заяц забивается под ноги охотника, прижимается к ним в дрожи. Ястреб пролетает. И заяц пулей летит в ближайшую рощицу.

Скорее, он встречал человека, рядом с которым нашел спасение, с ружьем, а не с веслом в образе деда Мазая. И все-таки, избрал его покровительство. А тот не выстрелил, хотя добыча бежала прямо в руки. Как заяц сделал свой выбор? Что потянуло его к человеку, а не сразу в рощу? Да, коротенькая, хотя и рискованная передышка, да расчет на то, что крылатый хищник не будет связываться с человеком и улетит… Но еще и что-то такое, что можно почувствовать лишь в человеке и чего нет в ястребе. В силу чего и заяц, и обезьяна предстает перед ним не только в виде «анатомии» или «добычи», а живое становится единым и даже в своих диких формах способным к нему привязываться. Читатель скажет: не одним же Дарвином с его борьбой за существования – П. Кропоткин считал взаимопомощь двигателем эволюции. Но то, что описывает Кропоткин, является лишь сложной формой межвидовой и внутривидовой кооперации для удовлетворения утилитарных нужд.

Во время калифорнийских пожаров хозяин дома однажды застал в прихожей олененка и рысенка – потеряв родителей, они искали защиты и вместе пришли под человеческий кров. Можно и нужно критиковать человека за сотни, если не тысячи истребленных видов животных, но именно люди создали биоэтику, задумались о правах животных, об «избыточном». Люди, которые не могут жить в мире бесправного живого, наделены даром «благоговения перед жизнью». Об этом даре писал А. Швейцера, о нем вспоминает А. Асмолов.

Пока существует хотя бы один человек, которому, по Экзюпери, нет покоя из-за того, что на неизвестной планете гипотетический барашек может съесть неведомую нам розу, которая именно поэтому вдруг стала для нас единственной, существует человечество. Этого человека ищет и находит Александр Асмолов. Без Диогенова фонаря, даже глубокой ночью.

Предки китов однажды вышли на сушу, превратились в средних хищников, у них отросли острые зубы. Но, не выдержав конкуренции с хищниками покрупнее, позубастее и поизощреннее, они вернулись в воду, оставив нам лишь свои окаменевшие зубы или их отпечатки. Тут все причинно детерминировано. Но почему современные киты группами выбрасываются на берег?

Есть масса «причинных» объяснений, с сильными аргументами и с не менее сильными контраргументами в ответ. Как заметил один зоолог-цетолог (специалист по китообразным), «причин, по которым киты выбрасываются на берег, может быть не меньше, чем китов». Это, конечно, невеселая ирония ученого. Но, возможно, причину надо искать не в изменении климата, дефиците планктона или загрязнении мирового океана (киты выбрасывались и выбрасываются, и не испытывая влияния этих факторов). В самих китах, интеллектуально развитых социальных животных, объединенных сложнейшей коммуникацией звуковой, в том числе, инфразвуковой, «сигналами жизни», которые передаются через сотни километров, в способе их связи и ее сбоях? Существует история (мем) про одинокого кита, который часто плавает рядышком с собратьями, но они его не слышат: какой-то анатомический изъян привел к тому, что он издает сигналы на частотах чуть ниже. Его для них нет, хотя кит их слышит. И он снова, запевая свою грустную «китовую песню» на низких частотах уходит один, в свободное плаванье. Его не раз встречали в разных точках океана.

Красивая выдумка? Исключать нельзя. Хотя случаи выпадения китов, в основном, детенышей и молодых особей, из китовых «сетей» известны. Не так давно юный кит, отбившийся от стаи, поднялся в Лондоне по пресноводной Темзе чуть ли не до Вестминстера, совершил две попытки выброситься на мелководье, неоднократно терялся в реке. Невзирая на все старания спасателей, его пришлось усыпить, чтобы избавить от мук.

А люди передают подобные сигналы - «знаки жизни» через тысячи километров и лет, не пользуясь частотами и одновременно наслаждаясь песнями китов, которые те используют для выживания в определенных обстоятельствах. Люди слагают свои собственные «песни» на человеческом языке, языке культуры друг для друга. И меняют в «песнях» обстоятельства жизни. Одна из прекрасных песен принадлежит Александру Асмолову.

Пусть дольше поется, дорогой Саша! Пусть дольше слышится!

С Днем Рождения!

Володя Кудрявцев

UPD. 26.02.2025. Опубликовано в колонке автора в электронной газете "Вести образования
UPD. 3.03.2025. Опубликовано в "Психологической газете"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Март 2025 (57)
Февраль 2025 (39)
Январь 2025 (42)
Декабрь 2024 (39)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх