на диссертацию Дашковской Инессы Николаевны «Особенности я-концепции и специфика самосознания незамужних бездетных женщин», представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии
Установка женщин на бездетность часто и, в целом, справедливо связывается с особенностями современного мира, который известной социолог Энтони Гидденс назвал «ускользающим». Это мир размытых норм и широкого набора инструментов самоопределения человека в нем, ни один из которых полной успешности в самоопределении гарантировать не может. Это мир инвертированных социальных ролей (в том числе – гендерных), в которых порой дезориентированы люди. Старый «учебник жизни», по которому учились ей наши родители, уже не подлежит очередному переизданию, а новый еще не написан, да и не очень понятно, как его писать. На переломе столетий люди постоянно меняют профессии, переучиваются, расстаются с прежними системами оценок и взглядов, свободно «перетекают» из одних социальных групп в другие, благодаря глобальным системам коммуникации беспредельно расширяют сферу личных контактов. Хотим мы того или нет, общество проявляет толерантность к смене сексуальных партнеров, сексуальной ориентации и даже к смене пола… Это как раз и есть то, чему ставят трафаретный диагноз: «постмодерн». Что же стоит за всем этим «постмодерном»? Постоянный поиск людьми самих себя и своего места в стремительно меняющемся мире, своей идентичности. «А кризис идентичности» перестал быть возрастной характеристикой, из него теперь состоит вся человеческая жизни, как об этом пишет другой крупнейший социолог Зинмунт Бауман, объявляя классические представления Э. Эриксона об этом кризисе безнадежно устаревшими.
Образно говоря, ситуация такова: поди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что, да еще обрети и сохрани свою идентичность! И где граница между изменением себя в изменяющемся мире и изменой себе?
Именно так стоит вопрос и перед современной женщиной, решающей становится или не становится на путь материнства. Мама – это уникальное существо. Все вокруг его еще только ожидают, а он – уже факт ее жизни. Не только будучи во чреве, но и в мыслях. И «потенциальная» мама, помимо раздумий над своими такими неясными, аморфными перспективами, должна думать еще и о его будущем, о котором, вообще, сказать ничего нельзя, хотя 30-40 лет назад было еще можно… Отказ от деторождения вполне объясним. Однако это самое очевидное и поверхностное объяснение. Для получения более глубокого и нетривиального потребовалось специальное исследование, которое и провела И.Н. Дашковская.
Работа И.Н. Дашковской является столь же основательной, сколь и новаторской. При этом авторские находки в равной степени опираются на содержательные теоретические посылки и многолетний опыт практикующего психолога, в котором (как и в том, что принято называть «эмпирическим» исследованием) эти посылки наши свое развитие. Назову лишь главное из того, что, на мой взгляд, обладает безусловной эвристической и объяснительной ценностью, определяя теоретическую значимость и научную новизну работы.
1. Диссертантом не просто выделены отдельные, пусть ключевые черты психологического профиля личности незамужних бездетных женщин, а построен сам этот профиль, представленный вариативно и дифференцированно. В его основе – специфическая организация самосознания, которая само по себе понятно в качестве личностного феномена и анализируется в генетической плоскости.
2. Выявлена и раскрыта доминирующая установка сознания женщин данного контингента – особая «жизненная философия» бездетности. В некоторой степени это – метафора, но в работе имеются весомые предпосылки для ее понятийного оформления (по аналогии, скажем, с понятием «имплицитные теории личности», которое давно используется в западной психологии). Эта установка – психологическая защита в ситуациях затруднения поиска женской и, в частности, материнской идентичности, хотя нередко ее возникновение может выступать результатам следования современным социальным стереотипам. Однако и в том, и в другом ее преодоление требует «работы самосознания» и работы психолога с ним. Для того, чтобы женщина смогла вначале обрести некоторый новый смысл (новый вектор персонализации в трактовке В.А. Петровского) в материнстве и уже исходя из этого принять решение относительно своей «детности» или «бездетности».
3. Девальвация (лучше сказать – изменение) ценности материнства в современном обществе автоматически не влечет за собой кризиса материнской идентичности. На уровне личности между ними имеется «буфер», опосредствующее звено – в виде системы внутриличностных конфликтов женщины, которые обнаруживаются в таких психологических характеристиках, как устойчиво высокая или завышенная самооценка, агрессивность и аутоагрессивность, обостренная тревожность и др., в их реальном «столкновении» друг с другом.
В первой главе работы проведен разносторонний теоретический анализ основных подходов к исследованию феномена самосознания, смежных феноменов, в том числе, гендерного самосознания. Под этим углом зрения рассмотрены психологические представления о природе брачности и материнства. Особый интерес представляет обращение к таком социальному и психологическому явлению, как childfree – добровольной бездетности. На протяжении последних 15-20 лет childfree оформилось на Западе в отдельное движения, которое завоевывает все больше сторонников в России. Этот процесс не может быть объяснен привычными ссылкам на «бум» эмансипации, который мир, кстати, переживает в открытой форме уже третий век. В его основе – глубинные трансформации самосознания женщины, характеризующие ее попытки овладеть средствами - жизненными инструментами идентификации и самоидентификации в современном мире. Эти трансформации и то, что стоит за ними, и исследует диссертант (не только в первой главе работы).
Во второй главе на материале репрезентативной выборки раскрываются структурно-содержательные характеристики личностных особенностей и особенностей самосознания незамужних бездетных женщин возраста 27-41 года. Вся выборка соответствует базовым критериям: отсутствие опыта формальных брачных отношений, длительного (более полугода) гражданского брака; отсутствие детей, включая приёмных; светскость и отсутствие желания пострига.
Итоги проведенного эмпирического исследования автором позволяют сформулировать ряд положений, касающихся особенностей я-концепции и самосознания незамужних бездетных женщин, что определяет научную новизну исследования.
Так, по результатам авторской анкеты было выделено два критерия общей классификации данной выборки: формально-статистический и содержательный. Первый фиксирует разделение контингента обследуемых в соответствии с вариантами ответа на вопрос о желательности брачных отношений и детей, второй – описывает выборность ситуации незамужнести и бездетности. По результатам исследования коппингов (коппинг-тест Лазаруса) выявлены базовые отличия, между группами женщин с желанием брака и детей и с отсутствием такого желания. Общий объем полученных данных позволяет автору утверждать, что женщины всех исследуемых групп в большей или меньшей степени ориентированы лишь на один из отрезков временной шкалы жизни (прошлое – настоящее - будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути.
В третьей главе изложен опыт разработки и апробации комплексной программы психологической поддержки незамужних и бездетных женщин «Женское мастерство», успешно реализуемой автором на протяжении ряда лет. По форме психокоррекционная, программа задает систему условий для личностного роста женщины, одним из эффектов которого становится адекватная самоидентификация.
Высоко оценивая работу в целом, сформулирую два замечания и одно пожелание на перспективу, поскольку уверен, что поиски в данной области имеют будущее.
1. Автором проведен масштабный теоретический анализ проблемы, далеко не все результаты которого нашли свое продолжение в экспериментах и практических приложениях. Что едва ли можно было сделать в рамках кандидатской диссертации. С одной стороны, такая избыточность оправдана самой природой содержательного научного, по-настоящему эвристичного обобщения. С другой, - видимо, имело смысл условно ограничить теоретическую платформу исследования, которая от этого не утратила бы своей прочности, оставив ряд ходов мысли для развития «на потом».
2. Полученная фактология могла бы быть представлена более многогранно и развернуто, в особенности в разделе, где дается общая характеристика выделенных групп испытуемых.
3. Целесообразно было бы апробировать авторскую программу «Женское мастерство», на женщинах, которые приняли участие в исследовании. Это могло дать возможность выявить весьма специфические результаты коррекционной работы, равно как и получить дополнительные подтверждения ее эффективности.
Личный вклад автора – И.Н. Дашковской в разработку проблемы отражен в тексте диссертации и автореферата, а также 10 печатных работах, 2 из которых опубликована в изданиях из списка ВАК РФ, его докладах и сообщениях на ряде представительных научных мероприятий.
Автореферат и публикации автора соответствуют содержанию диссертации.
По своим квалификационным характеристикам, содержанию и оформлению работа И.Н. Дашковской полностью соответствуют требованиям п. 7 Положения ВАК РФ «О порядке присуждения ученых степеней», предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор безусловно заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.
Официальный оппонент,
доктор психологических наук,
профессор
В.Т.Кудрявцев
24.10.2012
На развитие сайта