Эвальд Ильенков в детстве. Фото из семейного архива
22–23 марта 2025 года Философское общество «Диалектика и культура» проводит Международную научную конференцию «Ильенковские чтения» – 2025. Тема - «Диалектическая логика Э.В.Ильенкова и педагогика». Конференция будет проходить онлайн на платформе Zoom. Доступ на конференцию будет открыт по следующей ссылке:
https://us02web.zoom.us/j/82352111581?pwd=ajJ3CPHjNSfTO1vRL1acZp LIblWDiZ.1 Код доступа: 067954
Начало работы:
22 марта – 10.30
23 марта - 10.00
23 марта (первая половина дня) с докладом на тему
«Школа должна учить воображать» выступит
В.Т.Кудрявцев.В 1962 году Э.В.Ильенков обратился с философско обоснованным призывом: «Школа должна учить мыслить!». Призыв подхватили, правда, без философского обоснования (если не считать единомышленника и друга Ильенкова В.В.Давыдова). На образовательных знаменах он и сегодня. Снова – в обход того философского понимания «мышления», «школы» и «должного».
В публикациях того времени Ильенков не уставал подчеркивать: школа не научит мыслить, если не подготовит ребенка (и взрослого!) к мышлению «в воображении», через его развитие во всех сферах жизни. И в качестве «драгоценного дара» творца, и в качестве универсальной способности всех и каждого.
Это касается не только дошкольников, про которых все знают, что они существа бурно фантазирующие. Знают, но дальше этого знания не идут к более глубокому пониманию «фантазии», воображения как равноценной мышлению категории теории познания. Его мы найдем и в «Критике чистого разума» Канта, и в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинга (не говоря о его лекциях по эстетике), и в философии самосознания Фихте, и «Логиках» Гегеля, в которых звучит самый мощный за всю историю философский гимн Разуму, и, конечно, у самого Ильенкова. Стоит раскрыть книги Ю.М. Бородая и статьи Ф.Т. Михайлова, чтобы убедиться в этом.
В последнее время начинают говорить и о ценности развития воображения в школьном образовании. Но пока разговоры не идут дальше призывов поддерживать способность в выдумыванию несуществующего, поощрять чтение сказок и фантастики, больше играть. Что само по себе очень важно, но не исчерпывает суть дела.
Что винить «образователей». Ведь даже в системе философских понятий, вне немецкой классической традиции, воображение занимало место «Золушки» - «полуфабриката» мышления, «недоразвитой», - хотя и развивающейся, - до уровня понятия чувственности.
Фото из семейного архива
На развитие сайта