Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

«Школа должна учить воображать» - доклад В.Т.Кудрявцева на Ильенковских чтениях-2025

  • Закладки: 
  • Просмотров: 310
  •  
    • 0

Эвальд Ильенков в детстве. Фото из семейного архива


22–23 марта 2025 года Философское общество «Диалектика и культура» проводит Международную научную конференцию «Ильенковские чтения» – 2025. Тема - «Диалектическая логика Э.В.Ильенкова и педагогика».

Конференция будет проходить онлайн на платформе Zoom. Доступ на конференцию будет открыт по следующей ссылке: https://us02web.zoom.us/j/82352111581?pwd=ajJ3CPHjNSfTO1vRL1acZp LIblWDiZ.1

Код доступа: 067954

Начало работы:

22 марта – 10.30
23 марта - 10.00

23 марта (первая половина дня) с докладом на тему «Школа должна учить воображать» выступит В.Т.Кудрявцев.

В 1962 году Э.В.Ильенков обратился с философско обоснованным призывом: «Школа должна учить мыслить!». Призыв подхватили, правда, без философского обоснования (если не считать единомышленника и друга Ильенкова В.В.Давыдова). На образовательных знаменах он и сегодня. Снова – в обход того философского понимания «мышления», «школы» и «должного».

В публикациях того времени Ильенков не уставал подчеркивать: школа не научит мыслить, если не подготовит ребенка (и взрослого!) к мышлению «в воображении», через его развитие во всех сферах жизни. И в качестве «драгоценного дара» творца, и в качестве универсальной способности всех и каждого.

Это касается не только дошкольников, про которых все знают, что они существа бурно фантазирующие. Знают, но дальше этого знания не идут к более глубокому пониманию «фантазии», воображения как равноценной мышлению категории теории познания. Его мы найдем и в «Критике чистого разума» Канта, и в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинга (не говоря о его лекциях по эстетике), и в философии самосознания Фихте, и «Логиках» Гегеля, в которых звучит самый мощный за всю историю философский гимн Разуму, и, конечно, у самого Ильенкова. Стоит раскрыть книги Ю.М. Бородая и статьи Ф.Т. Михайлова, чтобы убедиться в этом.

В последнее время начинают говорить и о ценности развития воображения в школьном образовании. Но пока разговоры не идут дальше призывов поддерживать способность в выдумыванию несуществующего, поощрять чтение сказок и фантастики, больше играть. Что само по себе очень важно, но не исчерпывает суть дела.

Что винить «образователей». Ведь даже в системе философских понятий, вне немецкой классической традиции, воображение занимало место «Золушки» - «полуфабриката» мышления, «недоразвитой», - хотя и развивающейся, - до уровня понятия чувственности.


Фото из семейного архива




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Март 2025 (50)
Февраль 2025 (39)
Январь 2025 (42)
Декабрь 2024 (39)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх