Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

А.В.Запорожец: горизонты постижения детства

  • Закладки: 
  • Просмотров: 9 163
  •  
    • 0

А.В.Запорожец: горизонты постижения детства


В основе этого текста - наши краткие комментарии к Научной
концепции НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, принадлежащей перу А.В.Запорожца
и впервые опубликованной в журнале "Психолог в детском саду" (2000. No 2). Сделанное
А.В.Запорожцем, блистательным продолжателем традиции школы Л.С.Выготского, соратником
А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, одним из основоположников
деятельностного подхода в психологии, получило широкое признание в отечественной
и мировой науке.Это и новаторская гипотеза о происхождении и природе психики,
и идеи о функциях ориентировочной деятельности в организации субъективного мира,
и учения о развитии произвольных движений и перцептивных действий, и концепция
амплификации детского развития, и представления об эмоциональной регуляции развивающегося
поведения, и очень многое другое. В Научной концепции Запорожца были по-новому
обобщены перечисленные достижения, и на этой основе - обозначены новые перспективы
для растущего семейства наук о человеческом детстве.


Научная концепция НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была подготовлена его
основателем и первым директором А.В.Запорожцем 23 года назад и 20 ноября 1980
г. - обсуждена на заседании Ученого Совета Института. Про нее нельзя сказать
- "затерялась в архивах". Машинописная рукопись многие годы после
кончины Александра Владимировича (7 октября 1981 г.) хранилась в дирекции и
была почти доступной для желающих ознакомиться с ней (возможно, какие-то экземпляры
имелись и в лабораториях Института). К тому же она частично перекликается, а
местами даже "пересекается" с некоторыми последними публикациями ученого.
Это не только статья "Достижения дошкольной педагогики и психологии"
в ныне забытом академическом сборнике "Педагогическая наука: Итоги. Перспективы"
(М., 1979), но и более известная, по сей день цитируемая работа "Значение
ранних периодов детства для формирования детской личности" (в книге "Принцип
развития в психологии". М., 1978).


Тем более странно, что в конце 80-х гг., когда две группы сотрудников Института приступили к разработке альтернативных концепций дошкольного воспитания, текст А.В.Запорожца не был востребован по существу (хотя, как нам доподлинно известно, и использовался в работе обеими "сторонами"). В стремлении к новизне нередко забывается о непреходящем. А размышления автора Концепции посвящены именно ему, непреходящему - в человеческой жизни (самобытному феномену дошкольного детства) и в науке (той открытой и острой фундаментальной проблематике, которую порождает этот феномен, вовлекаясь в орбиту напряженных исследовательских поисков).


Выделим ряд позиций Концепции, которые сегодня сохраняют особую актуальность для наук о детстве и детском развитии и продолжают развиваться в рамках научной школы А.В.Запорожца.


Первая позиция. В общетеоретическом плане автором Концепции фактически обоснована необходимость сведения воедино двух положений, которые традиционно рассматривались как антитезы - об общественно-исторической детерминации психики человека и ее саморазвитии, внутренней пружине самого процесса развития. Этот синтез, соответствующий общему направлению поисков школы Выготского, задает капитальную - и пока плохо освоенную - перспективу для психологии развития, педагогической психологии и педагогики. После А.В.Запорожца попытки противопоставления идеи "присвоения культуры" саморазвития идее, идеи деятельности - идее самодеятельности, выглядят явным анахронизмом. В последние годы над этой проблемой активно и плодотворно работает ученик А.В.Запорожца проф. Н.Н.Поддъяков (см.: Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1995).


Вторая позиция. Ситуация в отечественном, да и мировом дошкольном образовании, в науках о детстве вновь и вновь требует обращения к представлениям А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития.


Здесь возникает коварный вопрос: как сделать так, чтобы расширяя одну перспективу развития, не сузить другую? И шире: как вмешиваясь в ход развития, не нарушить, не огрубить его специфической логики? Ведь основной метод изучения развития и проектирования его условий, принятый во всей школе Выготского, - это формирующий эксперимент. А он всегда предполагает (хотим мы того или нет) именно вмешательство в стихийные процессы развития, раз уж речь идет о "выявлении" его реального потенциала. Призыв "не вмешиваться" - утопичен: "вмешательство" другого (других) является непреложным условием самого развития, в том числе стихийного. Ибо, как заметил философ Ф.Т.Михайлов, главный формирующий эксперимент над людьми ставят не психологи, а сама История, наделившая человека душой, разумом, чувствами, волей... Видимо, назрела нужда в модификации формирующего эксперимента (генетико-моделирующего метода изучения развития, по Л.С.Выготскому), но никак не в отказе от него.


Кстати, в дошкольном образовании "амплификация" все больше и больше принимает вид "спасительной идеи". И, как часто бывает в таких случаях, глубокая мысль Александра Владимировича, уплощенная и упрощенная, повторяется как магическое заклинание. В итоге под лозунгом амплификации разворачиваются любые кампании: от "ясельной компьютеризации" до таких экзотических "инноваций", как введение в сетку детсадовских занятий логики, риторики, экономики, йоги, бального танца и т.п. Для поддержания впечатления благопристойности всему этому придается подобающая возрасту - занимательная и игровая форма (кстати, игра - ныне также является вариантом "спасительной идеи" в дошкольном образовании). Как современно звучит со страниц Концепции критика доктрины и практики "искусственной акселерации" развития!


Учитывая это, в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО (бывший ИЦ семьи и детства РАО, в который был, в свою очередь, реорганизован НИИ дошкольного воспитания) ведется серьезная работа по реконструкции содержания понятия "амплификация".


Третья позиция. А.В.Запорожец восстанавливает уникальный вклад раннего онтогенеза в общее психического развитие человека. Идея о том, что ребенок - не уменьшенная копия взрослого, а самоценное человеческое существо, высказывалась еще более трех столетий назад. Но... например, классик детской психологии Стэнли Холл на одной странице одного из своих самых знаменитых трудов писал, что в ребенке ни в коем случае нельзя видеть маленького взрослого, а на последующих - выдвигал и тщательно обосновывал теорию детских страхов как рекапитуляции страхов первобытного, разумеется, взрослого, человека... В психологии идея самоценности детства именно у А.В.Запорожца (в педагогике - у Януша Корчака) впервые приобрела живой, предметный смысл. Из элемента "научной идеологии" она превратилась в понятие.


Теперь нам предстоит выяснить, как работать с этим понятием, как актуализировать его мощный эвристический потенциал при решении конкретных проблем.


Четвертая позиция. Александр Владимирович, как никто другой, хорошо понимал, что проблематика детства и детского развития может успешно разрабатываться только междисциплинарными, комплексными методами.


Напомним читателю сюжет известной легенды о царе Соломоне. К мудрому правителю обратились две женщины с просьбой рассудить их. Каждая из них, указывая на одного и того же ребенка, уверяла, что это ее сын. Тогда мудрец предложил женщинам поделить ребенка, а для этого разрубить его надвое. Женщину, отказавшуюся от раздела, он и признал истинной матерью.


В отличие от этого психология, педагогика, физиология и др. науки во многих случаях испытывают трудно преодолимый соблазн "поделить" ребенка. Но ребенок (и в первую очередь - дошкольник!) как духовно-телесное существо, образ его жизни в человеческом мире - это такое целое, которое "устроено" отнюдь не по искусственной схеме специализации наук. А мы, взрослые, порой утрачиваем элементарное чувство границы между научной абстракцией и реальностью. Эту границу А.В.Запорожец всегда чувствовал весьма тонко.


Хотя о необходимости междисциплинарного подхода за последние 30-40 лет сказано и написано очень много, такая форма организации профессиональной деятельности по-прежнему робко приживается в приживается в сфере наук о человеке. Между тем она была реальностью жизни Института дошкольного воспитания еще в 60-е гг. С ней А.В.Запорожец связывал и перспективы развития Института. Речь идет не об аналоге мануфактурного разделения труда. Один рабочий мануфактуры, ответствуя лишь за свой локальный участок трудового процесса, передавал другому некий полуфабрикат, и при этом не заботился о качестве будущего продукта в целом, а порой и не представлял себе его. Пожалуй, впервые за всю историю Академии педагогических наук, педагоги и психологи, включаясь в разработку комплексных (не по названию, по сути) программ Института, начинали понимать и нести ответственность за дела друг друга. Психологи сумели увидеть в педагогических условиях детского развития его внутренний ресурс (а мы до сих пор рассуждаем о каких-то мифических влияниях "внешней среды"). Педагоги перестали рассматривать развитие ребенка как "фон" или "фактор" образовательной работы, сделав его главной точкой приложения своих усилий. Физиологи перешли от описания жизненных отправлений ребенка к пониманию законов устройства сложнейших функциональных систем, которые, в свою очередь, "управляются" на уровне высших инстанций человеческого поведения. Ими было осознано, что "в случае человека" функция творит структуру (орган), а не наоборот (этот парадоксальный тезис с разных сторон обоснован в работах А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Э.В.Ильенкова, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко и др.). И вполне закономерно, что свою итоговую, конечную продукцию - программы, методические пособия и рекомендации - эти специалисты создавали вместе. Именно - итоговую продукцию, а не условия и предпосылки для успешной работы коллеги-смежника!


Полидисциплинарный подход сейчас успешно реализуется при разработке проектов развития образовательных систем (В.В.Давыдов, Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков и др.), комплексных методов нейропсихологической реабилитации больных с различными мозговыми синдромами (В.М.Тиктинский-Шкловский с сотр.) и др. В этой же канве развертываются и сегодняшние исследования нашего Института. Но один из первых (и не побоимся сказать: один из лучших) образцов полидисциплинарной работы задал коллектив А.В.Запорожца.


Наследие школы Запорожца (а также "дочерних" и иных институтских школ - А.П.Усовой, Н.А.Ветлугиной, М.Ю.Кистяковской, Л.А.Венгера - О.М.Дьяченко, А.М.Фонарева, Ф.А.Сохина и др.) сегодня развивается не только в стенах нашего Института - родного детища Александра Владимировича, но и на кафедрах дошкольной педагогики и психологии во многих педагогических вузах России, в Центре "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца при Московском департаменте образования, в других учреждениях.


Однако именно образование в структуре РАО Института дошкольного образования и семейного воспитания (1998), по сути, открыло возможность для возрождения НИИ дошкольного воспитания на новом организационном уровне и тем самым - восстановления фундаментального научного статуса проблематики образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь на протяжении последних 10-15 лет эта проблематика от года все более приобретала узко-прикладной характер, будучи "приписанной" к различным ведомственным структурам. Впрочем, эти структуры по своему предназначению и не были обязаны заниматься ее научной разработкой.


Надеемся, что акция по возрождению детища Запорожца - одним из ее главных инициаторов являлся вице-президент РАО, мой учитель Василий Васильевич Давыдов, которого Александр Владимирович очень ценил и который с 1983 по 1990 г. проработал в нашем Институте, - сегодня оправдывает себя.


Во всяком случае, только за последние годы в русле научных исследований ИДОСВ:


  • определены основания проектирования развивающего дошкольного образования
    с учетом социально-культурной специфики современного типа детства, разработаны
    его вариативные модели;

  • создана концепция преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней
    в системе развивающего образования;

  • сформулированы принципы персонологии развития как нового направления научных
    исследований, начата пилотажная работа по изысканию возможностей развертывания
    персонологических практик в области образования и психологического консультирования;

  • открыт, описан и проанализирован феномен "эмоционального мироощущения"
    как интегрального чувства ребенка, возникающего на основе взаимодействия различных
    переживаний; прослежено его развитие на разных этапах дошкольного детства;
    исходя из этого намечена стратегия и тактика развивающего эмоционального воспитания
    детей в условиях семьи и образовательных учреждений;

  • впервые заявлено, теоретически обосновано и систематически разработано научно-практическое
    направление - развивающая педагогика оздоровления, опирающееся на синтез
    психолого-педагогических и физиолого-медицинских знаний; на этой междисциплинарной
    базе предложена принципиально новая модель построения физкультурно-оздоровительной
    работы в дошкольных образовательных учреждениях;

  • выявлены источники возникновения психологических проблем в семейном воспитании
    и основные способы их решения средствами психологического консультирования;

  • раскрыты психологические механизмы формирования привычных и зависимых форм
    поведения (наркомания, табакокурение и др.) в контексте общения в семье;

  • сконструированы и апробированы методы диагностики основных трудностей в
    образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

(Эти, на первый взгляд, разнонаправленные векторы научных и проектных разработок объединяет общая исследовательская программа; см. нашу статью "Исследования детского развития на рубеже столетий" в журнале "Вопросы психологии", 2001, No 2.)


Полученные результаты послужили фундаментом для создания в ИДОСВ:


  • комплексных (базисных) образовательных программ нового поколения: "Развитие"
    (удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 1996 г.),
    "Одаренный ребенок", "Рекорд - Старт";

  • программ по отдельным направлениям развивающе-образовательного процесса:
    развитие речи и речевого общения, двигательной активности, оздоровительная
    работа, художественно-эстетическое и экономическое воспитание и др.

  • методических материалов к программам;

  • пакетов методик диагностики творческих способностей и психологической готовности
    детей к развивающему школьному обучению

  • методик индивидуального, супружеского и семейного психологического консультирования

  • вариантов программ семейного воспитания и психологических тренингов семьи;

  • технологий организационного консультирования образовательных учреждений
    (ДОУ и общеобразовательных школ).

Продукция ИДОСВ составляет "прогрессивное" ядро системы российского
дошкольного образования. В частности, вариативные проекты развивающего дошкольного
образования, созданные его подразделениями, сейчас широко апробируются и внедряются
в более чем 50 регионах России (от Магадана до Смоленска, от Нарьян-Мара до
Сочи) и за ее рубежами.


Все это во многом сделано в развитие идей основателя нашего Института Александра
Владимировича Запорожца.


 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В.Т.Кудрявцев. А.В.Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития
15-09-2005
В.Т.Кудрявцев. А.В.Запорожец: от идеи

100 лет со дня рождения А.В.Запорожца
12-09-2005
100 лет со дня рождения А.В.Запорожца

100-летие со дня рождения А.В.Запорожца: заседание Московского семинара по культурно-исторической психологии
07-09-2005
100-летие со дня рождения А.В.Запорожца:

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (33)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх