Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Природа детства и идолы взрослого рассудка

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 143
  •  
    • 0

ПРИРОДА ДЕТСТВА И ИДОЛЫ ВЗРОСЛОГО РАССУДКА


(вместо введения)



Из кн.: Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л.
Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО; АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003.



Общеизвестна идея Ф.Бэкона об идолах разума (идолах рода, пещеры, площади, театра) – источников самых коварных, а порой и трагических заблуждений человечества. Любая наука создает из материала некоторых общечеловеческих архетипов своих «специализированных» идолов, а затем приступает к их развенчанию. Семейство наук о детстве – тому не исключение. Ситуация обостряется лишь тем, что здесь - в отличие от физики, химии и др. - зачастую деформирующее влияние идола реально испытывает на себе объект научного знания – ребенок, становясь точкой приложения педагогических и прочих усилий идолотворцов и идолопочитателей. (В то время как идолы, скажем, физического познания сами по себе не способны разрушать атомы, электроны или протоны). Ребенок оказывается и в эпицентре борьбы взрослых с сотворенными ими идолами (т.е. с отчужденными продуктами - ограничениями их же собственного сознания). А это нередко влечет за собой не менее деструктивные последствия. Порой за этими идолами, – а они являются проекцией мифологического сознания взрослого сообщества, - стоят вполне респектабельные научные представления, выдержанные в «духе времени». Каковы же эти идолы? Их, как минимум, пять, все они взаимосвязаны и лежат в основе наиболее фундаментальных заблуждений и предрассудков относительно природы детства.


Идол первый – «Священная корова». Взрослые признают особую ценность детства, но освящают и измеряют ее ценностями иного, более высокого порядка. Например, в христианской традиции (католической и православной) ребенок рассматривается как аллегория чистоты и безгрешности, в синтоистской (японской) – как воплощение родового духа предков (см.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984; Абраменкова В. Детская святость // Педология. 2001. № 5. С. 40-43; Михайлова Ю.Д. Традиционная система социализации детей в Японии // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. С. 89-110). Дитя в семье – нередко лишь символ любви и единения тех, кто его породил. Новорожденный вызывает тем больший восторг и умиление взрослых, чем больше он обнаруживает черты внешнего сходства с мамой или папой, бабушкой или дедушкой («На кого он похож?» – один из первых вопросов, который обычно задают о ребенке). Известный Г.Н.Волков проницательно заметил: когда говорят, что «дети – радость», подразумевают «радость для взрослых», а вовсе не то естественное качественное состояние, которое должно быть присуще каждому ребенку …Аллегории, метафоры, символы – священная корова священна отнюдь не в силу своей собственной, коровьей, сущности.


В современных условиях взрослые пытаются утверждать в ребенке некие «гуманистические» идеалы, стремясь создать «иллюзию комильфо». Или так называемое «опережающее» образование, когда взрослое сообщество на экспериментальных площадках инициирует (моделирует) «прорывы» в сферу социального будущего, зондирует ее силами детей (американская школа «проходила» нечто подобное еще в 20-е гг. XX в.). Но есть ли тут место той самоценности детства, о которой писали Я.Корчак и А.В.Запорожец?


Идол второй – «Центр Вселенной». Все и вся поставлено на службу нужд, чаяний, интересов и ценностных устремлений ребенка. Он наделяется неограниченными правами вплоть до права выбирать себе учителя (воспитателя), учебный предмет и образовательную программу. Школа выстраивается вокруг ребенка. Ученый описывает детскую индивидуальность как самозамкнутую и самодетерминированную целостность (тотальность).


Все это звучит весьма заманчиво. Между тем педоцентризм не просто превращает детство и ребенка в своего рода романтическую идею, как у Э.Шлегеля (идол «Священная корова»). Он – достаточно коварен, как и всякий популистский миф. Ведь субъектом душевно-духовной жизни и развития выступает не отдельный ребенок, а общность «ребенок – взрослый». Эта общность – не только микросоциальная, но и интимно-психологическая. Последнее гениально предвосхитил (хотя и мистифицировал) З.Фрейд и обосновал (хотя и не довел свое обоснование до логического завершения) Л.С.Выготский. Педоцентризм предполагает раскол этой живой общности надвое, противопоставление ее полюсов как чего-то внешнего по отношению друг к другу. Потому и «свободное воспитание» в духе педоцентризма ни чем не лучше «авторитарного», которое зиждется точно на том же самом.


Идол третий – «Витязь на распутье». Речь – о «свободе выбора» и реализующей ее «альтернативности» в образовании. Предполагается, что взрослый задает некоторое пространство возможностей развития, в котором предстоит самоопределиться ребенку. Но какая бы генетическая траектория не избиралась, итог (всегда известный взрослому, но субъективно новый для ребенка) всегда один - освоение наличной суммы востребуемых обществом (государством) качеств и свойств. Другими словами, - социализация, современный вариант которой имеет привлекательную («личностно ориентированную») форму «открытия Америк» и «изобретения велосипедов». Однако это - уже не развитие, а его «имитационное моделирование», игра в него, вариативными сценариями которой, по сути, является большинство инновационных образовательных программ. Так педагогическое экспериментирование вырождается в игру с заранее предрешенным исходом.


Но в обществах, исторически преодолевших развитии постфигуративное (по терминологии М.Мид) состояние, такое попросту невозможно. Россия, как будто бы еще в прошлом веке распрощалась со своим постфигуративным прошлым, хотя им с завидным упорством продолжает жить педагогика. Стоит ли тогда – в который раз – насиловать Историю? Клио, как известно, мстительна.


Идол четвертый – «Мессия». Любой взрослый безотносительно к уровню своего развития, образованности и компетентности априори имеет абсолютное преимущество даже перед самым талантливым ребенком. За его плечами стоит общечеловеческая традиция, он является наместником того социального миропорядка, который ребенок застает при рождении. Будучи носителем коллективного опыта, взрослый берет на себя функцию штурмана в ходе «путешествия через зону ближайшего развития» (Ю.Энгештрем). Ведь и полуграмотный дьячок в церковно-приходской школе учил детей тому, чего они еще не знают, а значит, открывал перед ними некоторые «культурные» горизонты и дали. Обучающий и воспитывающий взрослый отстаивает перед ребенком прежде всего общественный (точнее: общественно-государственный) интерес и закон и стремится к тому, чтобы он стал личным для растущего человека.


Взрослый при этом нередко исповедует своеобразный «протестантизм» от воспитания. Подобно тому, как протестанты допускают и даже поощряют вольное толкование канонических библейских текстов, взрослый может оставлять за ребенком право индивидуальной вариации на социально заданную тему. Он готов допустить частичные отклонения ребенка от нормативной, эталонной схемы действий при условии, если общий контур действия будет сохранен (см. работы А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина), а результат - инвариантен (тут мы вновь сталкиваемся с образом «Витязя на распутье»). Как отмечал известный культурантрополог Р.Линтон, «культурные модели предстают перед индивидом как готовое платье: они приблизительно соответствуют мерке его требований, но не идут ему по-настоящему до тех пор, пока они не уменьшены здесь и не распущены там. Так же, как костюмы, реальные модели имеют границы, в которых возможны подобные модификации, но обычно эти границы достаточно широки для обеспечения всякой случайности, кроме значительного отклонения [i]от нормы (курсив наш. – Авт.)» (Цит. по: Сэв Л. Марксизм и теории личности. М.: Прогресс, 1972. С. 345).


Сказанное выше вполне согласуется с нормами взрослого мировоззрения, правда, образца первой половины XX столетия. Сегодня общий взгляд на проблему претерпевает радикальную инверсию. Это прекрасно выразил японский педагог Инуи Такаси, который отмечал, что миссия воспитателя, в идеале всех взрослых – быть полномочными представителями и посредниками ребенка перед лицом общества (Такаси И. Несколько слов о развитии и воспитании // Детский сад в Японии. М.: Прогресс, 1987. С. 16). И самое существенное: «выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир (курсив наш. – Авт.)» (Там же. С. 18).


Наделенный этим правом взрослый из проводника безличной социальности превращается в естественный орган жизнедеятельности ребенка (Ф.Т.Михайлов). Посредством него ребенок получает возможность не просто «впитывать», но и творить культуру в самобытных формах. А по мере этого – открывать и осваивать бесконечные “terra incognita” собственного Я, каждый раз заново создавать его уникальный мир. Этой проблеме фактически и посвящена вся наша книга.


Идол пятый – «Спасительная Идея». Мессия без санкционированной свыше «спасительной идеи» – не Мессия. В новейшей истории российского образования она принимала вид идеи «активизации», «оптимизации», «гуманизации», «гуманитаризации», «индивидуализации»… В дошкольном воспитании многие надежды сейчас возлагаются на амплификацию (обогащение) развития. И, как часто бывает в таких случаях, глубокая мысль А.В.Запорожца, уплощенная и упрощенная, повторяется как магическое заклинание. В итоге под лозунгом амплификации разворачиваются любые кампании: от «ясельной компьютеризации» до введения предметного обучения в ДОУ. Для поддержания впечатления благопристойности всему этому придается подобающая возрасту – занимательная и игровая форма (кстати, игра – ныне также является вариантом «спасительной идеи» в дошкольном образовании).


В связи с этим приведем характерный эпизод. Посетив открытое (экспериментальное) занятие в ДОУ, дама - образовательный управленец среднего уровня обнаружила криминал: дети сидели за рабочими столами, да еще тянули руки! «Все хорошо, но почему бы детям не делать то же самое, сидя или лежа на полу?», - недоумевала она. В принципе ей были безразличны качество внедряемой программы, методика проведения занятия, уровень методической культуры педагога. Важнее, чтобы детей «в духе времени» пересадили на пол или, скажем, при помощи альпинистских креплений разместили на стене. А какая программа - не столь уж и важно…Тем самым вновь срабатывает мифо-логика взрослого сознания: не анализировать суть, причины происхождения явления, а любой ценой присягать Идее (Идолу).


А теперь раскроем главный «секрет»: никакой «спасительной идеи» в образовании не существует и в принципе существовать не может. Существует просто идея образования. И как таковая она великолепно сформулирована Гегелем: образование – это всеобщее условие и способ освобождения человека. Здесь освобождение понимается как творческое усилие по преодолению наличных ограничений развития. Эти ограничения могут задаваться как особенностями телесной организации ребенка, так и устройством той социальной среды, с которой он непосредственно соприкасается. Такое творческое усилие, совершаемое в сотрудничестве со взрослым и другими детьми, направлено на приобщение к культуре, на порождение в ребенке субъекта ее исторической жизни (содержание традиционного образования больше напоминает «исторический музей» с весьма предвзятым подбором экспонатов).

Попыткой претворения подобного понимания на практике служит, например, система развивающего образования Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (в настоящее время она достраивается до дошкольной ступени - см.: Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. Дошкольное воспитание. 1997 – 2000, а также часть III настоящей книги). Одна из ее центральных задач – содействие личностному росту ребенка. Именно в процессе такого живого, практического содействия (одно, даже самое убедительное, просвещение делу не поможет!) мы сможем преодолеть мифологизм нашего, взрослого сознания.


Система развивающей образовательной работы с дошкольниками, принципы и способы построения которой представлены в книге, начала складываться в первой половине 1990-х гг. под руководством выдающегося отечественного психолога, педагога и мыслителя Василия Васильевича Давыдова. Она была развернута и по сей день продолжается на базе дошкольного подразделения школы «Лосиный остров» № 368 г. (директор – Заслуженный учитель РФ А.С.Кухтинская) сотрудниками научно-практической лаборатории школы, на других базах – коллективом лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, а также под патронажем Автономной некоммерческой организации «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева».


В настоящее время данный образовательный проект экспериментально внедряется в 50 регионах России, включая в себя инновационное программно-методическое обеспечение, мониторинговое (психологическое, педагогическое, социологическое), медико-педагогическое и информационное сопровождение, опираясь на соответствующую организационно-управленческую базу. Он интегрирует дошкольные учреждения, начальную школу, семью, систему переподготовки специалистов (воспитателей, методистов, учителей, практических психологов, медицинских и физкультурных работников, управленцев) в решении социокультурной задачи формирования новой модели детско-взрослой общности – гармонической (в отличие от доминирующей - органической)*.


Проведенные исследования раскрывают реальные возможности продуктивного внедрения проекта в федеральном масштабе. К числу зафиксированных результатов внедрения (апробации) относятся: а) повышение общего уровня психического развития детей (по ряду его основных показателей: уровень развития воображения, мышления, речи, познавательной мотивации, произвольности, коммуникативных способностей, осмысленной моторики и операциональных умений в целом); б) формирование фундамента полноценной школьной готовности дошкольни¬ков и условий для гармоничного включения детей в школьную жизнь; в) оптимизация эмоционального мироощущения детей и взрослых; г) многообразные развивающе-оздоровительные эффекты (снижение заболеваемости в дошкольных группах и классах, коррекция психосоматических состояний у детей с хроническими заболеваниями, овладение навыками саморегуляции и др.); д) развитие у педагогов креативных способностей, исследовательских интересов и стремления к творческому росту.


Наряду с этим наша инновационная образовательная инициатива в некоторых регионах позволила привлечь дополнительное бюджетное и внебюджетное (в том числе фьючерсное) финансирование для дошкольных учреждений и школ, создать значительное число новых рабочих мест.


Известная часть пути пройдена, но мы - по-прежнему в его начале. Авторы рассчитывают вовлечь в дальнейшее движение новых единомышленников из числа исследователей и практиков образования. Эта книга может рассматриваться как приглашение к более систематическому диалогу (научному и практическому) по поводу ключевых проблем образования и развития детей дошкольного возраста.



*Внутри органической общности одни формообразующие «части» – носители закона целого (в нашем случае – взрослые) довлеют над другими (детьми), внутри гармонической – каждая «часть» самоценна, при определенных обстоятельствах способна выполнять функцию формообразования и потому сомасштабна целому. Органические и гармонические общности (системы) мы различаем вслед за Г.С.Батищевым (см.: Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 31-32).




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Природа детства и идолы взрослого рассудка
10-02-2005
Природа детства и идолы взрослого рассудка

СИСТЕМА РО – В ОПАСНОСТИ, но Чип и Дэйл могут не беспокоиться...
13-02-2003
СИСТЕМА РО – В ОПАСНОСТИ, но Чип и Дэйл могут не

Напоминаем, что 16-17 января 2003 г. пройдет семинар и мастер-класс
07-01-2003
Напоминаем, что 16-17 января 2003 г. пройдет

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх